Лемкина Надежда Сергеевна воспитатель МАДОУ «Детский сад №76 комбинированного вида» Городской округ Саранск
Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы жизни. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении, развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического опыта, накопленного предшествующим поколениями.
Сегодня мы в полной мере осознаем, что человек должен всей душой, всем сердцем полюбить свой родной народ, свою этническую и национальную культуру. В нашей дошкольной образовательной организации ведется большая работа по внедрению лучших традиций мордовского народа, приобщению к культуре своего народа и других народов. [1, с. 5].
Чтобы обогатить и закрепить представления детей о жизни мордовского народа, организованы игры-путешествия: «В гости к бабушке в деревню», «В столицу Мордовии», «Путешествие по родному краю». Обучающиеся в таких играх отражают запомнившиеся им картины из жизни мордовского народа. Родители (законные представители) являются активными участниками образовательного процесса, они способствовали оформлению в группе Центра национальной культуры: это создание мини-музея «Моя Мордовия», где представлены: предметы быта, посуда, обувь, одежда, вышитые изделия и др. Возвращение традиций национальных культур – одна из главных задач работы педагога. Мы можем отметить, что многие праздники мы возродили и они стали традиционными. Мы пытаемся показать эти праздники в таком виде, в каком проводились раньше, это – «Колядань-чи» ( «День коляды»), где дети старших групп ходят колядовать с веселыми песнями в параллельные группы, та группа, куда пришли колядовать, им раздает конфеты, «Весенние Жаворонушки» — это день встречи весны. Цель праздника продолжать знакомить и учить понимать смысл произведений устного фольклора (заклички, прибаутки, песенки, поговорки, освоить интонационно-попевочный словарь мордовского народа. В апреле в дошкольной образовательной организации проходит праздник «Ярило и его игры».
Праздник борьбы весны и зимы. Персонаж данного праздника Ярило-красно солнышко, юноша в колпаке, украшенный бубенцами, лентами, который руководит играми на празднике. Мероприятия посвящены празднику «Троица», который сопровождается чтением стихов, произведений устного народного творчества, посвященных этому дереву, в том числе и русские праздники: «Пасха», «Масленница» и др. Наш детский сад тесно сотрудничает с «Мордовским республиканским музеем изобразительных искусств им. С. Д. Эрзи», с детской библиотекой имени К.И. Чуковского. До пандемии дети старшего дошкольного возраста посещали музей, библиотеку и сотрудники музея и библиотеки проводили мастер-класс внутри дошкольной образовательной организации, предлагали обучающимся поучаствовать в мастер-классе «Создание мордовского национального украшения», «Роспись национальной игрушки», в настоящее время встречи происходят онлайн.
Мы даем детям не только новые знания, но и организовываем непосредственное их участие в исполнении обрядов, народных песен, инсценировок. Используя различные игры (дидактические, ролевые, подвижные) органично и целенаправленно вводим детей в мир народной культуры, этики человеческих отношений. Для старших детей основное место занимают бессюжетные игры «Раю-раю», «Самии», «Круговой», «В котел», дидактические игры: «Мордовский орнамент», «Волшебный куб: достопримечательности Саранска (знаменитые люди) Мордовии». Они содержат интересные для детей игровые задания, ведущие к достижению цели. В основе мордовских подвижных игр лежат эпизоды из жизни мордовского народа «В базар», «В редьку», «Тканье полотна», «В ключи», «В курочек», подражание повадкам животных и птиц «В волков», «В журавлей» [3, с. 7]. Кроме всего выше перечисленного, национальная культура отражается и в основной образовательной деятельности, на занятиях аппликацией дети овладевают умением вырезать более сложные элементы узора по готовой разметке, которая готовится предварительно на каждого ребенка. Дети создают композиции узоров не только на различных геометрических формах (полосе, квадрате, круге, но и на бумажных силуэтах предметов быта, по теме: «Мебель», украшают столешницу, «Одежда» — свитер, варежку. Знакомя с частями национальной одежды мордовского народа, учим детей произносить предметы на мордовском языке [3, с. 32]. В процессе ознакомления с национальной одеждой используются репродукции, фотографии, подлинные изделия с мордовской вышивкой.
На занятиях по рисованию продолжают дальнейшее знакомство с мордовской вышивкой и ее характерными особенностями, закрепляя полученные знания и технические умения в рисовании, как отдельных элементов мордовского орнамента, так и в построении определенных композиций узора [2, с. 45].
Литература:
- Мудрова, М. М. День обычный на дворе: Рассказы. Стихи. Сказки. Пословицы. Загадки / М. М. Мудрова, И. П. Пачколина, Н. М. Мирская. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 2000. – 288 с.
- Мордасова, С. Г. Роль традиционных календарных праздников в сохранении здоровья мордовского народа // Культура народов Мордовии: традиции и современность: материалы республиканской научно-практической Конференции (Саранск, 10-11 апреля 2003) / С. Г. Мордасова, Л. Н. Щанкина. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 2003. – С. 31-34
- Орлова, А. В. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду / А. В. Орлова. – Владимир: Сованта, 2005. – 77 с.
|