Абликеева А.Ф., ФГБОУ ВО «УлГПУ имени И.Н. Ульянова», г. Ульяновск
Нравственное воспитание в современном дошкольном образовании является одним из важнейших направлений педагогической работы. Это связано с тем, что в этом возрасте личность ребенка особо восприимчива к воспитательным воздействиям, а также развитию личностно-значимых качеств. Освоение детьми нравственно-моральных представлений, ценностей, норм, правил, отношений и поведения обеспечивает наиболее успешную социализацию.
Скачать конспект
На значение работы по нравственному воспитанию современных дошкольников указано в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. В документе отмечено, что важнейшей составляющей воспитательной работы в дошкольной организации является формирование «высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России» [4]. Кроме того Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) регламентирует организацию обучения и воспитания как целостного процесса, основанного на духовно-нравственных и социокультурных ценностях и принятых в обществе правилах и нормах поведения в интересах человека, семьи, общества [3].
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста достаточно сложный процесс. Оно предполагает нравственное развитие детской личности под влиянием целенаправленных педагогических воздействий взрослых и с учетом психологических закономерностей становления психики детей. Результатом нравственного воспитания дошкольников выступает сформированная нравственная воспитанность и достаточно высокий уровень нравственного развития личности в целом.
В исследованиях Н.В. Мельниковой и Р.В. Овчаровой доказано, что в процессе нравственного развития происходит становление нравственной сферы дошкольников [1; 2]. Она представляет собой комплексное образование, включающее взаимосвязанные компоненты: когнитивный, аффективный и поведенческий. Первый из них характеризуется системой знаний и нравственных нормах, правилах, качествах личности и пр. Второй компонент представлен нравственными чувствами и эмоциями, мотивами, оценками и самооценкой. Третий – это комплекс нравственных привычек, действий, поступков, поведения в целом.
Построение работы по нравственному воспитанию старших дошкольников должно основываться на диагностическом принципе. Именно диагностика позволяет определить уровень нравственного развития каждого ребенка, который характеризуется качественными особенностями когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов. Исходя из результатов диагностики, педагоги выстраивают и проводят наиболее результативную работу по нравственному воспитанию.
Проводя исследование по вопросам нравственного воспитания, нами была составлена специальная диагностическая процедура, которая позволила изучить особенности нравственного развития старших дошкольников.
Содержание диагностики было представлено рядом заданий, которые были заимствованы из работы Н.В. Мельниковой и Р.В. Овчаровой и адаптированы к условиям исследования [2]. Задания позволяли изучить особенности нравственного развития, представленного совокупностью когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов.
Для изучения когнитивного компонента была проведена индивидуальная беседа, которая позволяла определить сформированность у ребенка понятий и представлений о нравственных категориях и качествах. Исследование аффективного компонента проводилось с помощью игровых заданий, в которых дети разрешали различные проблемные ситуации, позволяющие определить их эмоциональные отношения и переживания к нравственным категориям и ситуациям. Поведенческий компонент был изучен с помощью еще одного игрового задания, содержанием которого были ситуации требующие совершения ребенком нравственного поступка.
Совокупность данных о развитии каждого компонента нравственной сферы детей позволило определить характеристики уровней нравственного развития старших дошкольников:
- высокий уровень, который характеризуется осознанным пониманием и представлением о нравственных понятиях, категориях и действиях; адекватным эмоциональным отношениям к ним; наличием способности к нравственному поступку
- средний уровень, для которого характерным является наличие понимания только некоторых нравственных категорий и действий; недостаточно адекватным эмоциональным отношениям к ним; слабой способностью к нравственному поступку
- уровень ниже среднего, характеризующийся фрагментарными представлениями о двух или трех нравственных категориях; слабо выраженными и часто неадекватными эмоциональными отношениями к ним; низкой способностью к нравственному поступку
- низкий уровень, при котором отсутствуют представления о нравственных категориях; отсутствием эмоционального отношения к ним; не способностью к нравственному поступку.
Результаты проведенной диагностики показали, что из 28 детей старшего дошкольного возраста никто не имел высокого уровня нравственного развития. Двое детей имели средний уровень; восемь дошкольников – уровень ниже среднего, а четыре ребенка – низкий уровень.
Таким образом, диагностика нравственного развития старших дошкольников позволила установить следующие особенности:
- многие дети имеют отрывочные и не вполне осознанные нравственные представления. Им трудно характеризовать такие категории, как добро; вежливость; щедрость и пр. Вследствие этого они затрудняются определять эти качества у людей
- большинство детей имеют слабую мотивацию и эмоциональное отношение к нравственным категориям и действиям. Они не проявляют ярко окрашенных и положительных эмоций при оценке нравственных ситуаций, а иногда эмоции неадекватны
- для многих детей трудно регулировать свои поступки с нравственных позиций. У них преобладаю эгоистичные действия и стремление к собственному благополучию и выгоде.
Полученные результаты указывают, на недостатки нравственного развития, его низкие уровни. Поэтому необходимо осуществлять целенаправленную работу по нравственному воспитанию старших дошкольников, направленную на повышение всех компонентов нравственного развития детей.
Список литературы:
- Мельникова, Н.В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника: дис. … д-ра психол. наук / Н.В. Мельникова. – Казань, 2009. – 337 с.
- Овчарова, Р.В., Мельникова, Н.В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника. – СПб.: «Амалтея», 2008. – 336 с.
- Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] // URL: http://www. rg. ru/2013/11/25/doshk-standart-dok. html
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] – URL: https: //rg. ru/2015/06/08/vospitanie-dok. html
|