Тумашева Мария Петровна. «ГРАЖДАНЯТА ИЗ ДЕТСКОГО САДА»

«ГРАЖДАНЯТА ИЗ ДЕТСКОГО САДА»

/Из цикла «Моё самообразование» — воспитатель ВК Тумашева М.П. МБДОУ детский сад №77 город Иркутск/

Основы гражданской идентичности закладываются в условиях дошкольного детства, так как дошкольное детство благоприятно для накопления социально-нравственного опыта по мнению Р.С. Буре, А.В. Запорожца, Н. Н. Подъякова.

Патриотическое воспитание в ДОУ – это процесс освоения отечественной и региональной культуры. Для этого необходимо определить объём представлений детей о ближайшем окружении, отношение и интерес детей к природе, истории и культуре Отчизны и малой родины / согласно возрасту/. Воспитание гражданской идентичности способствует формированию чувства любви к Родине, гордости за свою малую родину, чувство сопричастности к родному краю, уважение к его прошлому, настоящему и будущему; чувства собственного достоинства «Я – россиянин». В старшем дошкольном возрасте происходит формирование системы представлений о себе, то есть «Я – концепция».

Формирование гражданской идентичности ребенка имеет большое значение для образования, потому что в образовательной организации сосредоточена интеллектуальная, гражданская, духовная, социальная и культурная жизнь детей, где проходит накопление социального опыта. Мы знаем, что миссия образования сегодня – это всестороннее развитие, подготовка каждого человека к успешной жизни и деятельности в наш высокотехнологичный цифровой век. Дошкольники пытаются самоутвердиться в обществе сверстников и получить признание со стороны взрослых. А нам, взрослым, надо сформировать у подрастающего поколения критическое мышление, которое поможет находить правильный выбор в решении проблем; креативность, чтобы наши дети стали творцами и умели чувствовать себя уверенно в меняющихся обстоятельствах; коммуникативность, чтобы умели общаться, договариваться и налаживать контакты; кооперацию, то есть умению объединяться и работать в команде. Никакой искусственный интеллект не научит человека мыслить нестандартно, креативно и творчески, не научит лидерству, работе в команде, этике взаимодействия в цифровой среде.

К. Д. Ушинский писал: «Народ без народности – тело без души», так как у такого народа приоритетом становятся материальные ценности, а не духовность и нравственность. Поэтому так важно с дошкольного детства способствовать развитию духовно-нравственных ценностей, то есть формировать понятия о гражданском долге, гражданской ответственности, знания о истории своей родины/согласно возрасту/, воспитывать стремление и желание быть активным членом общества, то есть быть гражданином —а это значит — быть свободным человеком, признавать и уважать интересы и права других людей. Для старших дошкольников важно показать красоту истории родного края, дать элементарные знания о народных промыслах нашего региона, дать понятие о значимости труда их родителей для всего народа. Родители служат примером и образцом для подражания. Их поведение и отношение к памятникам истории, традициям и культуре народов копируют наши дети, и свои наблюдения переносят в игры, в общение со сверстниками. Известно, что культура человека проявляется в его идеалах, ценностях, отношениях с другими людьми, нормами поведения, а также, в его материальных творениях: в научной, промышленной, аграрной, художественной сферах. Поэтому желательно, чтобы родители рассказывали о своих профессиях, подчеркивали значимость и ценность своего труда для других. Только родители способны приобщить ребенка к наследию своей семьи, её традициям, семейным обычаям, только в семье хранится память о её предках… Именно мама с папой обеспечивают чувственный опыт ребенка, приобщая его и к природе родного края – это происходит во время совместных поездок, походов, экскурсий.

Мир развивается стремительно, современные дети растут в совершенно другом мире, другом окружении. Гражданская идентичность наделяет личность чувством «мы», позволяет преодолеть страх и тревогу, обеспечивает уверенность в разных социальных условиях. При познании нравственных ценностей у детей развивается любознательность, жизненная активность, происходит формирование патриотических чувств к дому, семье, д/саду, малой родине; появляется чувство ответственности, которое способствует вхождению ребенка в социум, развитию его самосознания. Старший дошкольник способен уже оценить самого себя, у него уже возникает критическое отношение к поведению сверстников; он уже может регулировать своё поведение… Отношение ребенка к своим успехам и провалам во многом зависит от родителей, родительской оценки их поведения. Для формирования положительной самооценки ребенку очень важно найти область деятельности /при помощи взрослых/, в которой он будет достаточно успешен. Возникающее в этом возрасте оценочное отношение к себе и другим позволяет дальнейшее развитие идентичности.

Воспитание, обучение и развитие – взаимосвязанный процесс, в ходе которого человек приобретает определенные знания, осваивает систему культурных ценностей, овладевает опытом социальных отношений. В дошкольном возрасте ребенок осваивает огромное информационное пространство, а сориентироваться в нем помогаем мы, взрослые: воспитатели и родители.

Поэтому важно расширять круг представлений о родном городе, дать о нём доступные для ребенка исторические сведения, показав все то, что свято берегут люди, — это значит, раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в душу ребенка искорку любви к Родине. Чтобы любить свой родной город, его надо хорошо знать. Развивая познавательный интерес к истории и культуре родного города, воспитываем любовь и привязанность к родному краю. Очень хочется, чтобы каждый ребенок проявлял интерес к знаниям о родном городе, уважал труд взрослых, бережно относился к историческим памятникам, к природе, тогда можно считать, что я на правильном пути в формировании гражданской идентичности. Ведь, опыт общения со взрослым является для ребенка главным источником оценки, под влиянием которых у него формируется отношение к реальному миру, самому себе и другим людям.

Просмотров: 174
Категория: По направлениям » Для детского сада » Правовые занятия для детей




Другие новости по теме:

  • Тумашева Мария Петровна. «Формирование экономической основы гражданской идентичности через проектную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»
  • Стовпец Елена Анатольевна. Методическая статья - Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда людей различных профессий в старшем дошкольном возрасте
  • Полторецкая Юлия Александровна. Проект «Развитие у дошкольников представлений о малой Родине, посредством ознакомления с историей и особенностями Родного края»
  • Шлемова Татьяна Анатольевна. Техкарта НОД «Формирование самосознания детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка, через накопление чувственного опыта»
  • Ловцова Наталья Васильевна. Консультация для воспитателей «Как сформировать у детей позитивное отношение к труду взрослых»
  • Мелентьева Наталья Александровна. Воспитание у дошкольников любви к Родине через ознакомление с природой родного края.
  • Кочеткова Елена Александровна. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством формирования любви к малой Родине»
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Наталья Картышова. Особенности формирования самосознания ребенка в дошкольном возрасте
  • Теницкая Наталья Владимировна. «РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ И О СЕБЕ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Паршкова Марина Рафхатовна. Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, через кружковую работу.
  • Ворончихина Ольга Геннадьевна. ПРОЕКТ «ЧТОБЫ РАДОСТЬ ЛЮДЯМ ДАРИТЬ, НАДО ДОБРЫМ И ВЕЖЛИВЫМ БЫТЬ»
  • Яковлева Елена. Хотите, чтобы родители помогали детскому саду? – впустите их в детский сад
  • Никитина Ольга Дмитриевна. Исследовательская деятельность как средство развития интереса к познанию истории и культуры родного края у старших дошкольников.
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Родители и речь ребенка'
  • Макарова Татьяна Владимировна. Воспитание социокультурной толерантности личности ребенка в условиях дополнительного образования детей
  • Марченко Ирина Петровна. Конспект открытого мероприятия – развлечения по теме «Воспитание интереса к истории и культуре родной страны через русские народные сказки при организации физкультурно – оздоровительной работы» «Путешествие по сказкам»
  • Инна Желудева. Духовно-нравственное воспитание основа формирования гражданской позиции дошкольника.
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Мамаева Светлана Викторовна. Роль книги в формировании у ребёнка представлений о человеке в истории и культуре
  • Мухаметдинова Лилия. Консультация для родителей 'Воспитание у детей любви к родному краю'
  • Бутковская Светлана Иосифовна. Родительское собрание на тему «Формируем здоровую самооценку ребенка, или как воспитать уверенную личность с чувством собственного достоинства»
  • Вахитова Лилия. Развития общения и взаимодействия сверстников в дошкольном возрасте со сверстниками
  • Панова Марина Сергеевна. Почему важно отвечать на вопросы ребенка
  • Немцова Марина Николаевна. Проект «Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления с профессиями»
  • Горошникова Татьяна Сергеевна, Егорова Марина Николаевна. Формирование базовых культурных ценностей детей старшего дошкольного возраста в условиях развития информационного общества
  • Дробина Наталия Александровна. Формирование личности ребенка в процессе дистанционного образования в дошкольном учреждении
  • Музафарова Гульнара Мавлитовна, Епифанова Марина Вячеславовна. Нетрадиционное родительское собрания на тему: «Воспитание любви к родному городу и краю в детском саду и семье»
  • Верхозина И.М., Ковешникова Н.Г., Стагнеева Е.Л., Николаева Н.А.. Проектная деятельность по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о традициях праздника Победы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь