/Из цикла «Моё самообразование» — воспитатель ВК Тумашева М.П. МБДОУ детский сад №77 город Иркутск/
Основы гражданской идентичности закладываются в условиях дошкольного детства, так как дошкольное детство благоприятно для накопления социально-нравственного опыта по мнению Р.С. Буре, А.В. Запорожца, Н. Н. Подъякова.
Патриотическое воспитание в ДОУ – это процесс освоения отечественной и региональной культуры. Для этого необходимо определить объём представлений детей о ближайшем окружении, отношение и интерес детей к природе, истории и культуре Отчизны и малой родины / согласно возрасту/. Воспитание гражданской идентичности способствует формированию чувства любви к Родине, гордости за свою малую родину, чувство сопричастности к родному краю, уважение к его прошлому, настоящему и будущему; чувства собственного достоинства «Я – россиянин». В старшем дошкольном возрасте происходит формирование системы представлений о себе, то есть «Я – концепция».
Формирование гражданской идентичности ребенка имеет большое значение для образования, потому что в образовательной организации сосредоточена интеллектуальная, гражданская, духовная, социальная и культурная жизнь детей, где проходит накопление социального опыта. Мы знаем, что миссия образования сегодня – это всестороннее развитие, подготовка каждого человека к успешной жизни и деятельности в наш высокотехнологичный цифровой век. Дошкольники пытаются самоутвердиться в обществе сверстников и получить признание со стороны взрослых. А нам, взрослым, надо сформировать у подрастающего поколения критическое мышление, которое поможет находить правильный выбор в решении проблем; креативность, чтобы наши дети стали творцами и умели чувствовать себя уверенно в меняющихся обстоятельствах; коммуникативность, чтобы умели общаться, договариваться и налаживать контакты; кооперацию, то есть умению объединяться и работать в команде. Никакой искусственный интеллект не научит человека мыслить нестандартно, креативно и творчески, не научит лидерству, работе в команде, этике взаимодействия в цифровой среде.
К. Д. Ушинский писал: «Народ без народности – тело без души», так как у такого народа приоритетом становятся материальные ценности, а не духовность и нравственность. Поэтому так важно с дошкольного детства способствовать развитию духовно-нравственных ценностей, то есть формировать понятия о гражданском долге, гражданской ответственности, знания о истории своей родины/согласно возрасту/, воспитывать стремление и желание быть активным членом общества, то есть быть гражданином —а это значит — быть свободным человеком, признавать и уважать интересы и права других людей. Для старших дошкольников важно показать красоту истории родного края, дать элементарные знания о народных промыслах нашего региона, дать понятие о значимости труда их родителей для всего народа. Родители служат примером и образцом для подражания. Их поведение и отношение к памятникам истории, традициям и культуре народов копируют наши дети, и свои наблюдения переносят в игры, в общение со сверстниками. Известно, что культура человека проявляется в его идеалах, ценностях, отношениях с другими людьми, нормами поведения, а также, в его материальных творениях: в научной, промышленной, аграрной, художественной сферах. Поэтому желательно, чтобы родители рассказывали о своих профессиях, подчеркивали значимость и ценность своего труда для других. Только родители способны приобщить ребенка к наследию своей семьи, её традициям, семейным обычаям, только в семье хранится память о её предках… Именно мама с папой обеспечивают чувственный опыт ребенка, приобщая его и к природе родного края – это происходит во время совместных поездок, походов, экскурсий.
Мир развивается стремительно, современные дети растут в совершенно другом мире, другом окружении. Гражданская идентичность наделяет личность чувством «мы», позволяет преодолеть страх и тревогу, обеспечивает уверенность в разных социальных условиях. При познании нравственных ценностей у детей развивается любознательность, жизненная активность, происходит формирование патриотических чувств к дому, семье, д/саду, малой родине; появляется чувство ответственности, которое способствует вхождению ребенка в социум, развитию его самосознания. Старший дошкольник способен уже оценить самого себя, у него уже возникает критическое отношение к поведению сверстников; он уже может регулировать своё поведение… Отношение ребенка к своим успехам и провалам во многом зависит от родителей, родительской оценки их поведения. Для формирования положительной самооценки ребенку очень важно найти область деятельности /при помощи взрослых/, в которой он будет достаточно успешен. Возникающее в этом возрасте оценочное отношение к себе и другим позволяет дальнейшее развитие идентичности.
Воспитание, обучение и развитие – взаимосвязанный процесс, в ходе которого человек приобретает определенные знания, осваивает систему культурных ценностей, овладевает опытом социальных отношений. В дошкольном возрасте ребенок осваивает огромное информационное пространство, а сориентироваться в нем помогаем мы, взрослые: воспитатели и родители.
Поэтому важно расширять круг представлений о родном городе, дать о нём доступные для ребенка исторические сведения, показав все то, что свято берегут люди, — это значит, раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в душу ребенка искорку любви к Родине. Чтобы любить свой родной город, его надо хорошо знать. Развивая познавательный интерес к истории и культуре родного города, воспитываем любовь и привязанность к родному краю. Очень хочется, чтобы каждый ребенок проявлял интерес к знаниям о родном городе, уважал труд взрослых, бережно относился к историческим памятникам, к природе, тогда можно считать, что я на правильном пути в формировании гражданской идентичности. Ведь, опыт общения со взрослым является для ребенка главным источником оценки, под влиянием которых у него формируется отношение к реальному миру, самому себе и другим людям.
|