Тема. План (Карта путешествий)
Цель.
1) сформировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве,
2)сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя,
3) закрепить умение определять и называть свойства предметов,
4) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, внимание, речь, мышление, фантазию, воображение.
Материалы:
Демонстрационный: план пути к домику лисы, Карточки с разным расположением предметов.
Ход занятия:
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: активизировать знания детей о театре, мотивировать их на включение в игровую деятельность.
Дети собираются около воспитателя, воспитатель спрашивает детей, ходили ли они в театр.
2. Актуализация знаний.
Игра «Покупка билета».
Дидактические задачи: актуализировать знания детей о театре, умение ориентироваться в пространстве, тренировать мысленные операции, развивать внимание, речь.
Дети подходят к кассе.
- Что нужно сделать, чтобы купить билет, если людей около кассы много? (Встать в очередь.)
Воспитатель рассказывает, что купив билет, надо внимательно его рассмотреть, определить что где находиться, а затем найти место, на котором находиться точно такие карточка.
-Куда надо пройти с билетами? (В зрительный зал.)
Стулья в зрительном зале расставлены по рядам, в каждом из которых по 5 мест. На каждом месте лежат такие же карточка, какая есть у одного из детей.
Задание проверяется у каждого ребенка, при этом воспитатель просит рассказать, что где находить. Билеты у детей надо забрать.
- Знаете ли вы как надо вести себя в театре?
- Как вы думаете почему нельзя шуметь, разговаривать во время спектакля?
-Можно ли опаздывать на начало спектакля?
3. Затруднение в ситуации.
Игра «Спектакль»
Дидактические задачи:
- создать мотивационную ситуацию для формирования представлений о плане и карте;
- сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднений и понимания его причины;
- тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, закрепить умение детей ориентироваться в пространстве;
После того как все расселись по местам, начинается спектакль: воспитатель рассказывает сказку
(игрушки Би-Ба-Бо)
- Жили-были заяц и лиса. Надоело им ссориться, решили они жить дружно. Пригласила лиса зайца в гости.
-А где ты живешь? Спрашивает заяц.
Сначала надо идти прямо до цветочной поляны, потом повернуть направо и идти до одинокой ели, потом повернуть налево, дойти до гриба, повернуть еще налево- и тут мой дом! Запомнил?
Расстроился заяц, потому что ничего запомнить не смог.
Воспитатель предлагает детям помочь зайцу и еще раз рассказать ему как дойти до лисы. Возникает затруднение так как дети не могут повторить рассказ лисы.
- Смогли ли вы помочь зайцу? (нет не смогли)
- Почему не смогли? (потому что не запомнили рассказ лисы.)
4. Открытие нового знания.
- сформировать представление плане и карте и умение ориентироваться по нему;
- тренировать, мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развитие речи, логическое мышление, творческие способности.
- Что нужно сделать для того, чтобы заяц все же смог добраться до домика лисы? Ответы детей.
Воспитатель говорит им, что для того, чтобы было проще найти нужное место, люди придумали план. На котором рисуют улицы, дома, деревья- все то, что поможет отыскать это место.
Лиса тоже нарисовала план.
Воспитатель выставляет план на доске.
-Что нарисовано на плане?
Кто-либо из детей подходит к плану и показывает дорогу, домик лисы, цветочную поляну, пруд и тд.
Воспитатель предлагает детям с помощью плана добраться вместе зайцем до домика лисы.
Идти помогает воспитатель, задавая наводящие вопросы: мимо чего он идет, что находится справа, что-слева, в какую сторону надо поворачивать.
-Иду прямо прохожу мимо березки (она у меня справа), иду дальше, прохожу мимо пенька (тоже справа), дохожу до цветочного поля (оно слева), поворачиваю направо около ежа иду дальше, около елки (она справа) поворачиваю на лево иду до гриба (гриб справа), поворачиваю налево иду до домика лисы.
Воспитатель хвалит детей за то, что они помогли найти дорогу зайцу и делает вывод: для того чтобы найти дорогу по плану, надо внимательно смотреть что находиться справа слева, куда нужно поворачивать на пути к цели.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Игра «Деление на пары»
1)закрепить умение распознавать изученные геометрические фигуры в предметах окружающего мира.
2)тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, речь, коммуникативные навыки.
Лиса и заяц благодарят детей и приглашают их пойти за грибами. Идти придется парами, чтобы не заблудиться. Для деления на пары каждый ребенок берет одну карточку на которой нарисован какой-либо предмет, и ищет человека, у которого на карточке предмет имеющий такую же форму например: на одной карточке елочка квадрат, а на другой две елочки и т. п.
После того как дети разобьются на пары, воспитатель задает им вопрос:
-Какой формы ваши предметы?
Игра «За грибами».
Дидактические задачи: закрепить умение ориентироваться по плану, развивать внимание, речь, вариативность мышление.
Дети по два человека подходят к мольбертам на которых находятся одинаковые планы и карандаши.
- Нарисуй дорожку от домика к грибному месту.
Дети самостоятельно рисуют линию внутри дорожки, изображенной на плане.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
Рефлексивный круг. Дети садятся в круг. Воспитатель задает вопросы.
-Где вы сегодня побывали?
-Кому вы помогли? -Что было трудно?
Воспитатель хвалит детей и говорит о том, что они смогли помочь зайцу добраться до домика лисы, смогли набрать грибов, потому что умеют пользоваться планом.
|