Цель. Обобщать знания детей по формированию математических представлений и закреплять умения по всему пройденному материалу.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать целостное представление об окружающем мире, уточняя представления детей о глобусе и географической карте.
- Учить решать простые задачи на сложение с опорой на наглядный предметный рисунок и модель (в виде числовых карточек), используя понятия «целое» и «часть».
- Совершенствовать навыки измерения объёма жидкости с помощью условной мерки.
- Закреплять умение устанавливать и отражать в речи закономерности между величиной условной мерки и результатом измерения.
- Продолжать знакомить детей с историей изобретения часов, их разновидностями.
- Работать над порядком следования чисел (предыдущее и следующее число).
Развивающие:
- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
- Активизировать моторно-двигательную деятельность.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей самостоятельность, творческую активность, умение понимать учебную задачу и точно её выполнять, работать в парах и группами.
- Совершенствовать умение действовать точно в соответствии с указаниями педагога, быть организованным на занятии.
Оборудование: глобус, карта Мира, самодельный макет глобуса, схема-модель задачи, маркеры, геометрические фигуры: прямоугольники и треугольники (на каждого ребёнка), фляжки для воды, мерные стаканы (100, 200 и 500 мл), числовые карточки (на каждого ребёнка), часы разных видов, заготовки для конструирования часов, клей-карандаш.
Ход ООД:
(Дети вбегают в зал под песню «Глобус» и поют 1 куплет)
Слайд 1. «Крутящийся глобус»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. Что вы можете рассказать о глобусе? (ответы детей: Глобус- это уменьшенная модель планеты Земля. Глобус- это точная копия Земли).
Слайд 2. «Карта мира»
Воспитатель: (обращает внимание на экран). А это что такое? (ответы детей: карта мира)
Воспитатель: Ребята, глобус и карта это одно и то же или это всё -таки разные вещи? (ответы детей). Что они показывают? (ответы детей)
Да, вы правильно сказали, что глобус и карта — одно и то же. Только глобус круглый и полностью передаёт поверхность Земли. Карта плоская и немного искажает поверхность Земли. Давайте посмотрим на данный образец, я выполнила макет Земли (воспитатель показывает детям макет- мячик, обёрнутый картой Мира). Это вроде как глобус. Правда, ведь он похож на глобус? Если мы снимем с него поверхность, обложку, то увидим… (воспитатель предлагает одному из детей снять обложку) (ответы детей). Правильно, увидим плоскую сторону-карту.
Воспитатель: Для чего нужна карта? (ответы детей: карта нужна для того, чтобы можно было узнать, где находятся те или иные страны, города. Чтобы найти моря, океаны, реки, горы и пустыни. Чтобы не заблудиться. Для определения точного положения объектов с помощью условных знаков. Для прокладывания маршрута…)
Как вы думаете, что удобнее брать с собой в дорогу, карту или глобус? Давайте обратим внимание на цветовую гамму карты. Какие цвета вы видите? Что означает каждый из них? Как вы думаете всегда ли карта была такая разноцветная? Вы правы, когда то, очень давно было много неизведанного и необследованного на Земле. На карте было много белых пятен, но со временем, эти земли были открыты путешественниками-первопроходцами и белые пятна исчезли. Каких путешественников назывались первопроходцами? (ответы детей)
(звучит музыка из кинофильма «Пираты Карибского моря») Появляется пират Джек Воробей
Пират: Приветствую вас, мои юные друзья! Я слышал, что вы говорили о путешественниках-первопроходцах. Давно мечтаю стать знаменитым первооткрывателем. Найти какой ни будь остров с сокровищами и разбогатеть! А может и вы со мной?
Воспитатель: Джек Воробей, мы конечно с большой радостью, да вот только путешествие требует тщательной подготовки. Для того чтобы стать великими путешественниками – надо уметь точно считать, решать и измерять.
Пират: Да это не проблема! Я знаю, кто нас сможет научить всему! Однажды я спас жизнь одному величайшему учёному -академику математики Треквадрову. Ему то мы сейчас и позвоним.
Видеозвонок. Появление на экране академика.
Пират: Приветствую вас великий профессор Треквадров!
Академик: Здравствуй, неугомонный покоритель морских просторов! Здравствуйте, юные друзья!
Пират: Мы с ребятами собираемся в увлекательное путешествие! Я знаю, что нас ждет слава и успех! Но нам нужно наметить маршрут, расcчитать время своего пути и остановок, и конечно же, что немаловажно, количество продуктовых запасов. Нам необходимо сделать правильные расчёты, чтобы не сгинуть в морской пучине. Поэтому, я обращаюсь к Вам с просьбой помочь нам.
Академик: Хорошо, Джек Воробей, я сейчас отправлю вам специальное задание. Если вы выполните его, тогда смело можете отправляться в путешествие. Желаю вам удачи! До скорой встречи!
(Приходит сообщение на телефон от учёного-академика)
Воспитатель: А, вот и сообщение! Посмотрим, что за задание он нам прислал
Слайд 3 (предметный рисунок и схема-модель задачи)
Задание №1 «Реши задачу»
Воспитатель: Ребята, помогите разобраться, что это за схема? (ответы детей) Пират, а ты умеешь решать задачи?
Пират: Конечно умею, хотите я вам ещё задам парочку?
Воспитатель: Ребята, давайте присядем и послушаем задачу Пирата.
Пират: Я плыл по морю и поймал сначала двух акул, потом ещё. Сколько всего акул я поймал?
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно ли решить такую задачу? (Ответы детей)
Воспитатель: Такую задачу решить нельзя, мы же не знаем сколько акул ты поймал потом. В задаче всегда должно быть 2 числа, с этими числами надо произвести какое-то действие: сложение или вычитание.
Пират: А-А! Ну, тогда такую задачу решите: Я плыл по морю 3 дня при хорошей погоде и 1 день в шторм. Куда я плыл? (ответы детей) А такую задачу можно решить?
Воспитатель: И такую тоже нельзя решить, тут неправильно поставлен вопрос (условие задачи не соответствует)
Воспитатель: В задаче всегда хотят узнать о количестве чего-то, о том, о чём говорится в условии. Чтобы решить задачу, надо знать из каких частей она состоит.
Воспитатель: Ребята, какие части задачи знаете вы? (условие, вопрос, решение, ответ.)
А ты пират, оказывается, больше хвастаешься. Если бы ты сегодня нас слушал, то узнал бы, какие неприятности могут произойти с путешественником при неточных расчётах. Поучись-ка решать и считать с нами. Внимательно послушайте задачу:
«Мореплаватель на своём пути встретил 5 пароходов и 2 яхты. Сколько всего судов он встретил?»
Воспитатель: Повторите задачу, повторите только условие задачи, повторите вопрос задачи. Обозначим пароходы прямоугольниками. Предлагаю Насте выйти к мольберту и выложить фигуры.
Сколько их было? (Их было 5.).
Яхты обозначим треугольниками. Было 2 яхты. Справа положите 2 треугольника. Возьмите чёрные карандаши и ограничьте яхты и пароходы кругами. Мы выделили части, это мы знаем.
-А что спрашивается в задаче? Сколько всего судов встретил мореплаватель?
Это мы не знаем. Возьмите красный карандаш и обведите и пароходы, и яхты. Это целое, которое мы должны найти.
- Как вы думаете, какое действие поможет нам найти это целое?
- Сложение.
- Какое числовое выражение мы сейчас запишем? 5+2=7
- К 5 пароходам надо прибавить 2 яхты, получится 7 судов. Запишите числовое выражение.
Воспитатель: Ну, что, Джек Воробей, ты справился с задачей?
Пират: Да, это проще простого! Я сразу знал, что нужно прибавлять.
Воспитатель: Ну что ж, первое задание академика мы выполнили.
Слайд 4 (изображение измерительной линейки и сосуда с водой)
Задание №2 «Меры и мерки»
Воспитатель: Какое ещё задание приготовил нам академик Треквадров?
Ребята, посмотрите внимательно на рисунок и скажите, что он означает? (ответы детей: измерить объём жидкости в стакане, сосуде)
Воспитатель: Что бы нам измерить? Джек Воробей, вижу к твоему поясу привязана фляжка.
Пират: О, это моя любимая фляжка. В море вода солёная, вот я и беру с собой запасы пресной воды.
Воспитатель: А ты знаешь, на сколько дней тебе хватит этой воды?
Пират: Ну, несколько дней-то продержусь.
Воспитатель: Как любой путешественник, ты должен точно знать, какой объём воды тебе нужно взять в дорогу. (Пират пожимает плечами.)
Воспитатель: Дети, как узнать, сколько воды у пирата в фляжке? (ответы детей)
Воспитатель: С помощью чего можно производить измерения? (ответы детей: с помощью маленького стакана, с помощью большого стакана, с помощью банки, графина, бутылки, крышки и т.д.)
Воспитатель: Правильно, воду можно измерить с помощью разных сосудов, которые являются условными мерками.
Воспитатель: У нас есть такие же фляжки, как у пирата. Я предлагаю вам измерить их объём. Подойти к столам по 3 человека. На каждом подносе вы видите фляжку и стаканы. Фляжка-это мера, стаканы- это мерки. Вы наверно заметили, что стаканы или мерки разных размеров. Кто-то из вас будет измерять большими мерками, кто-то средними, а кто-то маленькими. Один из вас будет держать стакан, второй наполнять его водой доверху, а третий выкладывать фишки на числовой карточке.
Воспитатель: (у всех участников спрашивает по очереди) Сколько стаканов воды получилось у вашей команды? Сколько фишек выложили на числовой карточке? Как вы думаете, почему у одних получилось больше мерок, а у других меньше?
Пират: Это что? Воды во фляге стало больше? (ответы детей: нет, просто стаканы были меньше).
Воспитатель: Какой вывод можно сделать (ответы детей: чем меньше стаканчик, тем больше получится результат.)
Воспитатель: Правильно, ребята, вывод такой: " Чем мерка меньше- тем мера больше, и наоборот, чем мерка больше- тем мера меньше!"
Пират: Я, понял. Если пить воду маленькими стаканчиками, значит её на дольше хватит.
Воспитатель: Тебе, Джек Воробей, придется быть очень выносливым и экономно расходовать воду.
Задание №3 «Часы»
Как вы думаете, во время путешествия, важно уметь определять время? Зачем? (ответы детей: чтобы не опаздывать, не заблудиться, во время прийти…) При помощи какого прибора, люди узнают который час?
Воспитатель: Ребята, как же обходились без часов раньше? Вот ты Джек Воробей, как без них обходишься?
Пират (усмехается): Да у меня часов никогда и не было! Я просыпаюсь с восходом солнца, а спать укладываюсь после его заката.
Слайд 6 (Солнечные часы)
Ребёнок: Я знаю, давным – давно, когда часов ещё не было, люди узнавали время по солнцу. Однажды человек заметил движущиеся тени на земле. Он вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг и разделил его на равные части. Каждая часть равнялась одному часу. Солнце всходило, и тень от столба медленно двигалась по кругу. Солнечные часы показывали время только в солнечный день, их нельзя было взять с собой.
Слайд 7 (Водяные часы)
Ребёнок: Поэтому человек придумал водяные часы. В высокий узкий сосуд с маленьким отверстием у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. На стенках сосуда были сделаны отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду.
Они оказались неудобными, потому что в сосуд нужно было постоянно доливать воду.
Слайд 7 (Песочные часы)
Ребёнок: Стали люди думать, как бы придумать часы получше и придумали. Это песочные часы. Они показывают время днём и ночью, летом и зимой, в любую погоду. У них нет стрелок и циферблата, сделаны они из стекла. Две стеклянные колбы соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхней колбы сыплется в нижний. Высыпался весь песок – значит прошло 3, 5, 10 минут, в зависимости от количества песка. Песочными часами пользуются и сейчас.
Слайд 8 (Новые часы -Современные)
Ребёнок: С тех пор прошло много времени. Люди придумали различные механизмы, построили часовые заводы, ежедневно с контейнеров которых сходит множество современных моделей часов.
Ребёнок: Наручные часы надевают на руку с помощью браслета или ремешка. Некоторые мужчины предпочитают массивные карманные часы. Их прикрепляют цепочкой к ремню и носят в кармане брюк
Ребёнок: Модницам нравятся красивые часики в виде кулона или перстня. Кулон на цепочке надевают на шею, а перстень — на палец.
Ребёнок: Часы, которые обычно ставят на письменный стол, — называются настольными, часы, висящие на стене, — настенными.
Ребёнок: Встречаются часы в виде узорной деревянной избушки, где прячется "кукушка". Каждый час кукушка, напоминает нам о том, который сейчас час.
Воспитатель: Наверняка, у всех вас есть дома часы-будильник. Зачем нужны такие часы?
Ребёнок: Будильник можно завести на определенный час, и своим звоночком или мелодией он разбудит нас в нужное время.
Ребёнок: В последнее время очень популярны умные GPS часы. Они не просто показывает время. С их помощью можно совершать телефонные звонки. Непрерывно отслеживать нахождение ребенка, благодаря встроенной технологии GPS. Моментально вызвать помощью во время чрезвычайной ситуации нажав кнопку тревоги SOS!
Воспитатель: Наверняка, у всех вас есть дома часы-будильник. Зачем нужны такие часы?
Ребёнок: Будильник можно завести на определенный час, и своим звоночком или мелодией он разбудит нас в нужное время.
Воспитатель: Ребята, академик Треквадров приготовил для нас ещё одно задание «Отремонтировать часы». Сейчас мы с вами перенесёмся в часовую мастерскую и посмотрим, какие неполадки в этих часах? (ответы детей).
Воспитатель: Действительно, где-то не хватает стрелок, где-то пропущены цифры. Закончить ремонт нужно за время пересыпания песка в песочных часах. За работу!
Воспитатель: Все успели починить часы? Давайте проверим, как вы справились с заданием. (проверяют, как выполнено задание). Отлично! А сейчас, как говорится в русской пословице: "Делу время, потехе час! "
(звучит песенка «Тики-тики-так» из мультфильма "Фиксики")
Пират: Приглашаю всех ребята и взрослых на весёлый флешмоб.
Звонок академика
Пират: Приветствую Вас, многоуважаемый академик!
Академик: Ну, как ребята, справились с моими заданиями? С какими сложностями вы столкнулись при их выполнении? Что понравились больше всего? (ответы детей)
Дорогие друзья, от всей души поздравляю с успешным выполнением непростых заданий. Уверен, что теперь вы легко справитесь с любыми испытаниями и трудностями. Сейчас же высылаю вам сертификаты участников проекта «Академия математических наук». До скорой встречи!
(воспитатель вручает детям сертификаты)
|