Резаева Елена Николаевна Должность: воспитатель МДОАУ детский сад 161 г.Оренбург
Конспект итогового интегрированного занятия по Обучению грамоте и Учусь говорить подготовительной группы № 8
Доминирующая образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное, социально – коммуникативное, физическое, художественно – эстетическое развитие.
Возрастная группа: подготовительная.
Форма: итоговое интегрированное занятие
Цель: развитие у обучающихся дошкольников базовых предпосылок обучения грамоте и овладение речью, как средством общения и культуры.
Задачи.
Образовательные:
- Закреплять понятие слов: звук, слог, слово, предложение.
- Упражнять проводить звуковой анализ слова, различать гласные и согласные, твёрдые, мягкие, звонкие и глухие звуки.
- Закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове.
- Формировать умение вести диалог с воспитателем, быть доброжелательным и корректным собеседником.
Воспитательные:
- Воспитывать любознательность, творческую активность, навыки самостоятельной деятельности.
- Воспитывать умения работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы воспитателя, ответы товарищей и уважать их мнение.
- Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Развивающие:
- Развивать память, мышление, воображение в процессе детской деятельности.
- Развивать речевые умения и навыки детей.
- Развивать умение составлять предложения из заданных слов.
- Развивать умение и навыки индивидуальной и групповой работы.
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная, продуктивная.
Предварительная работа: знакомство с гласными и согласными звуками и буквами, деление слов на слоги, звуковой анализ слов, знакомство с ударением; разгадывание кроссвордов; чтение слогов, коротких слов и простых предложений.
Используемые методы и приемы:
Игровые: получение посылки от Пиши – Читая, дидактическая игра «Угадай, как нас зовут?».
Словесные: беседа о буквах алфавита, оценка воспитателем выполнения заданий, указания к выполнению заданий.
Наглядные: демонстрация кроссворда.
Практические: звуковой анализ слова, составление предложений, работа с песочным планшетом.
Оборудование.
демонстрационное оборудование: буквы (алфавит), кроссворд в картинках, карта, посылка.
раздаточный материал: слова – предложения на цветном картоне, листочки и ручки, пеналы с цветными фишками, кассы букв, простые карандаши, буквенно – числовые карточки от 1 до 20.
Предполагаемый результат:
- умеет отвечать на вопросы распространенным предложением;
- умеет делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове, делать звуковой анализ слов;
- умеет составлять предложения из заданных слов.
Длительность занятия – 30минут.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами необычная встреча. Посмотрите, к нам пришли гости. Вы уже скоро будете не дошколятами, а станете настоящими учениками. Вы многому научились, многое умеете и знаете. И наши гости пришли посмотреть, все ли вы готовы идти в 1 класс. Ребята, сегодня в нашу группу пришло письмо.
- Как, вы думаете, что в нем? (варианты ответов)
- Здесь сообщение. Давайте его прочитаем (дети читают письмо)
Письмо: "Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Пиши – Читай. Моя давняя знакомая – Царица Математика – рассказала мне, какую неоценимую помощь вы оказали ее математическому царству. Теперь и мне нужна ваша помощь. Дело в том, что в моей стране недавно побывала вредная злодейка – Опечатка. Она просто обожает безграмотность, ошибки и всякую неразбериху! Сначала она перемешала все буквы в алфавите, потом слова в предложениях. Заколдовала моих жителей, зашифровав их имена. А жители, забыв свои имена, совершенно забыли названия самых обычных предметов. На прощанье Опечатка рассмеялась и весело сказала, что теперь никто и никогда из моих жителей не сможет ни читать, ни писать, ни сделать звуковой анализ слов. А самое главное, она сказала, что очень скоро все дети разучатся читать и писать.
Дорогие ребята! Мне известно, что вы без пяти минут школьники и, стало быть, уже знакомы с грамотой. Помогите нам, пожалуйста! Нельзя допустить, чтобы все дети остались безграмотными. Помогая нам, вы пройдете самое настоящее испытание на готовность к школе. Но для того чтобы попасть в мою страну вам нужно собрать 10 звезд, ответив на вопросы, которые вы найдете под необычным цветком у входа в страну грамматики. Очень надеюсь на вашу смелость и отзывчивость. Ваш друг Пиши – Читай".
Воспитатель: Ребята, что будем делать, как поступим?
Дети: Надо помочь!
Воспитатель: А как?
Дети: надо попасть в страну к Пиши — Читаю.
Воспитатель: Как, вы слышали в волшебную страну можно попасть только разгадав пароль, а выйти из нее будет еще сложнее. Ну, что, ребята, вы готовы разгадать пароль?
Дети: Да, а где он?
Воспитатель: вспоминайте слова из письма.
Дети: Там сказано, что он находится под необычным цветком. Значит нужно его найти.
Дети находят цветок с конвертом и отдают его воспитателю. Дети выстраиваются и поочередно отвечают на вопросы воспитателя, за каждый правильный ответ они получают звезду, которую кладут в шкатулку.
Воспитатель читает задание:
- Сколько букв в русском алфавите? (33)
- Сколько гласных букв в алфавите? (10)
- Сколько согласных букв? (21)
- Какие буквы не относятся ни к гласным, ни к согласным и сколько их? (2 буквы – Ъ, Ь)
- Как, с какой буквы пишутся имена и фамилии? (С заглавной буквы)
- Что ставится в конце предложения? (Точка)
- Какая буква похожа на жука? (буква «Ж»)
- Какая буква похожа на четверку или перевернутый стул? (буква «Ч»)
- Из чего состоит предложение. (из слов)
- Какие звуки самые длинные, протяжные, певучие? (Гласные)
Воспитатель: сколько звезд мы собрали?
Дети: 10.
Воспитатель: Молодцы, ребята, смогли ответить на все вопросы, тем самым разгадали пароль. Коля и Тимофей назвали правильное количество согласных и гласных букв в алфавите, а Кристина одна из первых смогла ответить из чего состоит предложение. Пароль разгадан, и мы с вами оказались в волшебной стране грамматики.
Дети: посмотрите, а здесь еще что-то есть!
Воспитатель: так это же карта, которая поможет нам преодолеть все препятствия. А вот и первый островок под буквой «А». Только выполнив на нем задание, мы сможем двигаться дальше.
Ребята, Опечатка смешала и перепутала весь алфавит. Нам нужно найти и назвать гласные буквы. (Буквы лежат в корзине, которые потом дети прикрепляют к магнитной доске.)
Дети: А-Я, О-Е, Ы-И, Э-Е, У-Ю.
Воспитатель: Есть ли среди них особенные? Назовите их.
Дети: Буквы Е, Е, Ю, Я.
Воспитатель: А что в них особенного?
Дети: Эти гласные буквы имеют два звука, один из которых мягкий согласный звук «Й».
Воспитатель: Правильно! Мы с вами вспомнили все гласные буквы. А сколько их всего?
Дети: В алфавите 10 гласных букв.
Воспитатель: Вы правы. Мы справились с тем, что натворила Опечатка. Все вместе нашли гласные буквы, а Настя правильно назвала особенные буквы.
Дети: раз мы выполнили это задание можем двигаться на следующий островок «Б».
На столе лежат полоски цветного картона (разной длины, в зависимости от количества букв в слове): красного, синего, желтого, зеленого, оранжевого. На обратной стороне каждой полоски написано слово.
Воспитатель: Для выполнения этого задания вам нужно разделиться на команды и из представленных слов составить предложение, прочесть его.
(на столе лежат кружки разного цвета, ребенок сам выбирает понравившийся и подходит к столу на котором лежат полоски данного цвета)
Воспитатель оказывает индивидуальную помощь при затруднении выполнения задания.
Воспитатель: Ребята, прочитайте, какие предложения вы составили.
- команда. Катя и Оля рисуют красками.
- команда. Дима и Саша играют с конструктором.
- команда. В школе дети читают и пишут.
- команда. Каждое утро дети делают зарядку.
- команда. В детском саду дети танцуют и поют.
Воспитатель: Вы абсолютно верно выполнили задание, каждое слово оказалось на своем месте. Ребята, а теперь нарисуйте схему своего предложения.
Дети рисуют схему.
Воспитатель: Ребята, почему у вас первое слово в предложении обозначено большой буквой?
Дети: Потому что первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы.
Воспитатель: А почему у некоторых из вас третье слово в предложении тоже обозначено большой буквой?
Дети: Потому что имена и фамилии всегда пишутся с большой буквы.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы смогли составить предложения из слов, в схеме правильно указали слова, которые пишутся с большой буквы. На этом островке вы выполнили все задания. Можем отправляться дальше?
Дети: да, отправляемся. А вон следующий островок «В».
Воспитатель: с чем же мы должны здесь справиться?
Дети: здесь есть слова, они написаны на цветных полосках, нам надо выбрать цветовые полоски с таким цветом, какой у нашей команды
Воспитатель: верно подметили, выбирайте и послушайте задание: вам необходимо осуществить звуковой анализ слов.
Каждая команда делает звуковой анализ своего слов: рисуют, играют, читают, делают, танцуют.
Рисуют – 3 слога, ударение падает на второй слог. В этом слове 3гласных и 3 согласных буквы.
[р] – согласный, мягкий. Обозначаем зеленым цветом.
[и] – гласный, безударный. Обозначаем красным цветом.
[с] – согласный, твердый. Обозначаем синим цветом.
[у] – гласный, ударный. Обозначаем красным цветом.
[ю] – гласный, безударный. Обозначаем красным цветом.
[т] — согласный, твердый. Обозначаем синим цветом.
Воспитатель: Команда красных быстрее всех справилась с заданием! Остальные команды не унывайте, впереди еще есть задания! Ребята, мы уже много потрудились, вы не устали?
Дети:
Мы хотим отдохнуть.
Физкультминутка.
В алфавите, в букваре, (Хлопки в ладоши.)
Проживала буква Е.
Как-то раз она шагала (Ходьба на месте.)
По тетрадке не спеша,
Замечталась и упала, (Приседания.)
Превратилась в букву Ш...
Школьник был, конечно, рад: (Наклоны туловища влево-вправо.)
Вот так буква-акробат! (Хлопки в ладоши.)
Воспитатель: Отдохнули немного? Теперь пора за дело приниматься. Впереди виднеется островок «Г», отправляемся к нему. Ребята, Опечатка зашифровала имена жителей страны грамматики.
Дети: давайте поможем им и расшифруем имена.
Воспитатель: хорошо, поможем, а как? Для чего даны маленькие картинки.
Дети: это подсказки, их имена можно прочесть по первым буквам этих картинок.
Дидактическая игра «Угадай, как нас зовут?»
(дети берут картинки, на которых изображен мальчик или девочка, под ними наклеены в ряд несколько мелких предметных картинок. По первым буквам этих картинок дети каждой команды читают и называют имя «жителя» страны грамматики).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вам удалось расколдовать жителей страны грамматики, теперь они обязательно запомнят свои имена.
Дети: отправляемся дальше! Смотрите, вот еще островок под буквой «Д».
Катя: смотрите, тут есть кроссворд.
Воспитатель: Да – это он. Что с ним нужно сделать?
Дети: нам нужно его разгадать.
Воспитатель: согласна, разгадав его мы, наверное, что – то узнаем.
Реши кроссворд
(дети называют изображенные предметы и пишут простыми карандашами печатным шрифтом нужные слова)
Воспитатель: все слова вы разгадали, а чем это помогло жителям волшебной страны?
Дети: Опечатка заколдовала эти слова, а мы смогли помочь жителям страны Пиши-Читай вспомнить названия окружающих их предметов.
Раздается сигнал смс-сообщения.
Воспитатель: Ребята, слышите, мне пришло сообщение.
Дети: Давайте скорее прослушаем его.
Пиши — Читай: Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь. Вы спасли не только нашу страну, но и всех ребят, которые хотят быть грамотными, а самое главное, я вижу, что вы действительно готовы к школе! Мои юные друзья, в знак благодарности за вашу помощь, хочу подарить вам скромные подарки – ручки. Пишите и читайте на здоровье! Надеюсь, что вы всегда будете дружить с грамотой и учиться на пятерки! Ваш друг Пиши –читай.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились со всеми заданиями, и теперь в волшебной стране царит порядок, страна спасена!
Дети: смотрите, а ведь остался еще один островок. Под буквой «Е».
Воспитатель: Ребята, как вы думаете для чего здесь песочный стол.
Катя: Для того чтобы на нем рисовать.
Воспитатель: Возможно жители этой страны хотят, чтобы мы им оставили что — нибудь на память.
Лиза: Давайте мы на песке напишем наши имена.
(работа с песочным столом)
Воспитатель: нам пора возвращаться домой, в свой родной детский сад, но для того, чтобы выйти из этой волшебной страны, что нужно сделать?
Дети: в письме было сказано, что нужно разгадать пароль на выход.
Воспитатель: Для этого вам нужно разложить числовые карточки от 1 до 17 в обратном порядке. Если вы все сделаете правильно, то узнаете пароль.
(Числовые карточки разложены на ковре в хаотичном порядке. Дети берут по одной и по очереди выкладывают числовой ряд от 1 до 17 в обратном порядке. После того как задание будет выполнено, воспитатель просит детей закрыть глаза, переворачивает карточки, дети открывают глаза и хором читают надпись)
Пароль: «Здравствуй, школа!»
III. Подведение итога.
Воспитатель: вот мы и дома! Скажите, ребята, вам было трудно разобраться с тем, что натворила Опечатка?
Дети: Немного трудно, но интересно!
Воспитатель: вспомним, что мы хорошего сделали?
Дети: помогли жителям волшебной страны вспомнить свои имена и названия окружающих предметов, смогли разобрать перепутанные гласные и согласные, составляли предложения, а ещё рисовали на песке.
Воспитатель: я очень рада, что вы смогли достойно справиться со всеми заданиями.
Теперь жители волшебной страны смогут и читать. А самое главное, это будут уметь все дети.
|