Маликова Наталья Александровна. Формирование саморегуляции у дошкольников

Формирование саморегуляции у дошкольников

Все дошкольное детство ребенок развивается и готовится к школе. Наряду с интеллектуальной составляющей очень важна эмоционально-волевая сфера. Воля и произвольность – важнейшие качества личности.

В дошкольном возрасте еще нет механизма произвольности – целенаправленного управления своим поведением, речью, эмоциями. Ребенок может долго играть в любимую игру, долго смотреть мультики, может легко запомнить стихотворение, если оно его эмоционально зацепило. Он делает это непроизвольно. Все обучение в детском саду основано на игре, чтобы детям было интересно на занятиях.

 

Для обучения в школе же необходимо, чтобы школьник умел владеть своим телом, мог контролировать свое внимание, память, мог сдерживать свое поведение, заниматься не всегда интересными вещами. Без способности управлять собой ребенку невозможно научиться выполнять инструкции учителя, планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца.

Наиболее эффективным средством осознания себя и своего поведения в дошкольном возрасте традиционно считается игра с правилами. Как отмечает Е.О. Смирнова именно в играх с правилами дети начинают соотносить свое поведение с образцом, который задан в правиле. А если ребенок играет со сверстниками, то сначала он замечает и контролирует действия других детей, замечая правильные и неправильные моменты, и лишь после этого начинают контролировать себя. Только после освоения необходимых навыков в игре ребенок сможет перенести приобретенные умения в жизнь.

Игры и упражнения на развитие произвольного поведения и самоконтроля у дошкольников.

Быстро-медленно

Цель: развитие произвольности и самоконтроля

Взрослый говорит детям: «По моей команде будем идти быстрым шагом (но не бежать) или очень медленно».

Холодно-жарко

Цель: развитие произвольности и саморегуляции

По команде взрослого «жарко» — дети свободно двигаются, прыгают, кричат. По команде «холодно» — стоят неподвижно, прижав руки к телу и трясутся от холода.

Из семечка в дерево

Цель: развитие двигательного самоконтроля

Ребята, давайте сядем на корточки и представим, что мы маленькое семечко. Оно сидит в земле и спит, давайте поднимем ручки над головой и сделаем домик. Вот семечко проснулось, стало медленно расти. Дети очень медленно поднимаются, пока взрослый не досчитает до 10. В конце все поднимают руки высоко над головой.

Неси кубик

Цель: развитие двигательного самоконтроля

Ребенок должен пронести кубик от одной стены до другой, держа его на вытянутой руке и маршируя. Для детей постарше усложненная версия – пронести кубик на тыльной стороне ладони или на 2х руках 2 кубика.

Запрещенное движение

Цель: развитие произвольного внимания

Ведущий показывает движение, которое нельзя повторять. Затем показывает разные движения, путая детей. Затем усложнение, запрещенные движения добавляются, их может быть 2-5.

Запретное число

Цель: развитие произвольного внимания

Ведущий говорит запрещенное число. Затем дети по кругу читают до 10, а кому достается запретное число хлопает в ладоши. Затем усложняется – запретных чисел может быть 2-3.

А-а-а

Цель: развитие произвольного поведения, управление своим голосом

Дети хором говорят букву А-а-а, а взрослый регулирует громкость своей рукой: когда рука высоко – самый громкий звук, когда рука опускается вниз – самый тихий звук, шепотом.

Говори шепотом

Цель: развитие произвольного поведения, управление своим голосом

Дети сидят в кругу. Взрослый задает легкие вопросы. Кто знает ответ – должны ответить, но только шепотом. Усложнение – отвечает только тот, кто поднимает руку вверх и говорит шепотом.

Черепашки

Цель: развитие произвольности и самоконтроля

Дети делятся на пары. Задание – добежать от стены до стены как можно медленнее. Побеждает тот, кто пришел последним.

Смотри на мячик

Цель: развитие самоконтроля и зрительного внимания

Ребенок безотрывно смотрит на мячик, а взрослый считает вслух. Кто начинает двигаться и отводить взгляд – выбывает из игры. Игра проводится до тех пор, пока взрослый не досчитает до 60 (минута).

Просмотров: 266
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Андреенко Татьяна Александровна. ПРОГРАММА «ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИСТЕМАХ «РЕБЕНОК-РЕБЕНОК», «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ»
  • Ямгутдинова Елена Анатольевна. Конспект занятия «Игры на развитие зрительной памяти, произвольного внимания с детьми 3-4 лет»
  • Романова Валентина Викторовна. Особенности обучения дошкольников технике выполнения метания в цель и на дальность.
  • Середа Светлана Юрьевна. Презентация 'Развитие навыков самоконтроля у детей'
  • Гусарова Надежда Александровна. Проект: «Игры с правилами как средство развития произвольного внимания у детей подготовительной группы»
  • Екатерина Николаевна Писарева. Проект правильного оформления и организации работы в уголке книги, цель которого, привить любовь и уважение к книге, воспитание будущих книголюбов
  • Екатерина Тропникова. Готовимся к школе - Игры для развития способности выполнять действия по словесной инструкции взрослого, контролировать и оценивать свою деятельность.
  • Мялицына О.П.. Родительское собрание «Неужели таким может быть мой ребенок?...»
  • Савченко Ольга Васильевна. Математическое и сенсорное развитие детей дошкольного возраста 5-7 лет Тема: Развитие логики и внимания
  • Лямина Наталья Михайловна. Развитие саморегуляции у дошкольников через различные сферы: двигательной, эмоциональной, сферы общения и поведения.
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Тимофеева Софья. Развитие внимания у детей 3-4 лет на комплексных занятиях в детском клубе (саду)
  • Варламова Светлана Станиславовна. Игры на развитие внимания, памяти и наблюдательности «Смотри и запоминай»
  • Дещинская Нина Николаевна. Рекомендации для родителей на тему «Развитие у дошкольников внимания и памяти, как предпосылка успешного обучения в школе»
  • Глотова Раиса Владимировна. Семинар-практикум в паре «родитель-ребенок» Тема: «Наши дети – какие они?»
  • Омётова Олеся Васильевна. ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ (практикум для педагогов и детей старшего дошкольного возраста).
  • Арышева Наталья Тимофеевна. Развитие сценического творчества у воспитанников путем создания единого пространства ребенок-педагог-родитель
  • Грибкова Н. Н. и Орлова Н.В. Игры на развитие внимания у детей дошкольного возраста
  • Кудреватых Андрей Юрьевич. «Формирование произвольности в дошкольном возрасте»
  • Дудина Е.В.. Формирование речевого самоконтроля у детей с нарушением речи
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Журавлева Светлана Александровна. Родительские собрания. Нормы речи. Правильно ли говорит ваш ребенок?
  • Ткаченко Светлана Владимировна. ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ
  • Ольга Викторовна Калиниченко. Развитие речи в дошкольном возрасте: этапы, типичные проблемы, упражнения.
  • Светлана Викторовна Смирнова. Программа «Пойми себя» Эмоционально-личностное и речевое развитие младших школьников с задержкой психического развития, длительное время пребывавших в условиях социально-психологической депривации
  • Главный Редактор. Развитие внимания у детей
  • Напалкова Елена Николаевна. Развитие внимания у дошкольников с нарушениями зрения
  • Иванова Татьяна Николаевна. Детско-взрослый проект 'Когда вместе - это интереснее'
  • Бунчеева Любовь Валентиновна. Развитие внимания и воображения, дошкольников по средствам развивающих игр.
  • Менщикова Марина Александровна. Развитие речи: игры в кругу семьи



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь