Все дошкольное детство ребенок развивается и готовится к школе. Наряду с интеллектуальной составляющей очень важна эмоционально-волевая сфера. Воля и произвольность – важнейшие качества личности.
В дошкольном возрасте еще нет механизма произвольности – целенаправленного управления своим поведением, речью, эмоциями. Ребенок может долго играть в любимую игру, долго смотреть мультики, может легко запомнить стихотворение, если оно его эмоционально зацепило. Он делает это непроизвольно. Все обучение в детском саду основано на игре, чтобы детям было интересно на занятиях.
Для обучения в школе же необходимо, чтобы школьник умел владеть своим телом, мог контролировать свое внимание, память, мог сдерживать свое поведение, заниматься не всегда интересными вещами. Без способности управлять собой ребенку невозможно научиться выполнять инструкции учителя, планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца.
Наиболее эффективным средством осознания себя и своего поведения в дошкольном возрасте традиционно считается игра с правилами. Как отмечает Е.О. Смирнова именно в играх с правилами дети начинают соотносить свое поведение с образцом, который задан в правиле. А если ребенок играет со сверстниками, то сначала он замечает и контролирует действия других детей, замечая правильные и неправильные моменты, и лишь после этого начинают контролировать себя. Только после освоения необходимых навыков в игре ребенок сможет перенести приобретенные умения в жизнь.
Игры и упражнения на развитие произвольного поведения и самоконтроля у дошкольников.
Быстро-медленно
Цель: развитие произвольности и самоконтроля
Взрослый говорит детям: «По моей команде будем идти быстрым шагом (но не бежать) или очень медленно».
Холодно-жарко
Цель: развитие произвольности и саморегуляции
По команде взрослого «жарко» — дети свободно двигаются, прыгают, кричат. По команде «холодно» — стоят неподвижно, прижав руки к телу и трясутся от холода.
Из семечка в дерево
Цель: развитие двигательного самоконтроля
Ребята, давайте сядем на корточки и представим, что мы маленькое семечко. Оно сидит в земле и спит, давайте поднимем ручки над головой и сделаем домик. Вот семечко проснулось, стало медленно расти. Дети очень медленно поднимаются, пока взрослый не досчитает до 10. В конце все поднимают руки высоко над головой.
Неси кубик
Цель: развитие двигательного самоконтроля
Ребенок должен пронести кубик от одной стены до другой, держа его на вытянутой руке и маршируя. Для детей постарше усложненная версия – пронести кубик на тыльной стороне ладони или на 2х руках 2 кубика.
Запрещенное движение
Цель: развитие произвольного внимания
Ведущий показывает движение, которое нельзя повторять. Затем показывает разные движения, путая детей. Затем усложнение, запрещенные движения добавляются, их может быть 2-5.
Запретное число
Цель: развитие произвольного внимания
Ведущий говорит запрещенное число. Затем дети по кругу читают до 10, а кому достается запретное число хлопает в ладоши. Затем усложняется – запретных чисел может быть 2-3.
А-а-а
Цель: развитие произвольного поведения, управление своим голосом
Дети хором говорят букву А-а-а, а взрослый регулирует громкость своей рукой: когда рука высоко – самый громкий звук, когда рука опускается вниз – самый тихий звук, шепотом.
Говори шепотом
Цель: развитие произвольного поведения, управление своим голосом
Дети сидят в кругу. Взрослый задает легкие вопросы. Кто знает ответ – должны ответить, но только шепотом. Усложнение – отвечает только тот, кто поднимает руку вверх и говорит шепотом.
Черепашки
Цель: развитие произвольности и самоконтроля
Дети делятся на пары. Задание – добежать от стены до стены как можно медленнее. Побеждает тот, кто пришел последним.
Смотри на мячик
Цель: развитие самоконтроля и зрительного внимания
Ребенок безотрывно смотрит на мячик, а взрослый считает вслух. Кто начинает двигаться и отводить взгляд – выбывает из игры. Игра проводится до тех пор, пока взрослый не досчитает до 60 (минута).
|