- Ионова Светлана Петровна, методист
- Ковалева Галина Николаевна, воспитатель
ГККП «Ясли-сад №51», г.Костанай
Смена парадигмы в образовании это сложный, долговременный процесс, обеспечивающий развитие дошкольного образования как открытой, вариативной системы, ориентированной на предоставление качественных образовательных услуг семьям, имеющим детей дошкольного возраста. Сегодня на первый план выдвигаются проблемы моделирования педагогической деятельности дошкольных организаций, делается акцент на развитие личности, владеющей компетентностями, личностной культурой на основе общечеловеческих ценностей. В связи с этим все более острой становится потребность в выборе наилучших вариантов организации педагогического процесса.
Скачать конспект
Согласно концепции развития (Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) основное психологическое новообразование дошкольного возраста – появление и дифференциация внутреннего плана действия (воображение, идеальные ориентирующие образцы, в том числе этические, осознание своих переживаний, самооценка). К концу дошкольного возраста, по словам Э. Эриксона, ребенка характеризует предельно развитое чувство инициативы в его деятельности прослеживаются разные мотивирующие моменты: придумывать интересный замысел, создавать вещь, общаться и слаженно взаимодействовать со сверстниками, узнавать новое или познавать устройство вещей. Иначе говоря, одновременно с усложнением мира происходит движение в сторону дифференциации сфер деятельности в зависимости от того, что становится важным (придумывать – творческая сюжетная игра; создавать – продуктивная деятельность; понимать или узнавать – исследовательская деятельность). Успешность этого движения зависит от педагога и процесса взаимодействия педагога с детьми. Поскольку педагог для ребенка — значимая фигура, на него ложится ответственность за качество и результат выстроенного взаимодействия.
Педагогу необходимо системно и надежно формировать весь спектр универсальных способностей и интегративных качеств личности, составляющих готовность к саморазвитию, и практически реализовать те задачи, которые ставит перед образованием современное общество.
Вместе с Петерсон Л.Г. мы считаем, что на дошкольном уровне образования детьми должен быть приобретен первичный опыт выполнения универсальных действий, управления своим поведением и деятельностью, а не конкретных компонентов учебной деятельности. Об этом сказано и в инструктивно-методическом письме «Об организации образовательного процесса в дошкольных организациях Республики Казахстан в 2018-2019 года»: «При определении образовательных задач организованной учебной деятельности (далее – ОУД) и режимных моментов педагогам необходимо изменить подходы: рекомендуется не учить детей, а создать условия для самостоятельного принятия решения, дать возможность детям подумать, исследовать, считывать сигналы и ориентироваться в них».
В современной системе дошкольного образования РК имеется достаточный ресурс позитивных сдвигов, позволяющих в полной мере решать эти требования. Этот ресурс — обновление содержания образования и технологизация образовательного пространства. Педагогические технологии помогают каждому ребенку открыть для себя окружающий мир, понять, как он прекрасен и как можно чудесно в этом мире жить, играть, общаться, экспериментировать не через традиционную передачу знаний педагогом, а через деятельность.
В образовательном процессе детского сада присутствует организованная учебная деятельность по основам безопасного поведения. Как правило, занятия строятся в форме рассказа воспитателя, излагающего систематизированные знания о той или иной сфере деятельности, и вопросов к детям, направленных на закрепление знаний. Дети на таких занятиях обычно лишены возможности проявить собственную познавательную инициативу, им отводится пассивная роль «получателя» информации.
Формирование ребенка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности, в данном случае субъекта познания, способствует организации занятий не в виде «урока», а в форме партнерской деятельности со взрослым.
Такая форма занятий связана не только с демократизацией стиля поведения воспитателя, но и подбором содержания и выбором педагогической технологии. Педагогу необходимо учесть общие задачи усвоения ребенком универсальных действий, сделать содержание привлекательным для ребенка, развивать познавательную инициативу, стимулировать поиск сходства и различия вещей и явлений, словесный анализ-рассуждение, расширять кругозор и т.д.
«Интеграция, – как утверждают И. Д. Зверев и В. С. Максимова, – есть процесс и результат создания неразрывно связанного, единого, цельного. В обучении она осуществляется путем слияния в одном синтезированном курсе (теме, разделе программы) элементов разных учебных предметов, слияний научных понятий и методов разных дисциплин в общенаучные понятия и методы познания, комплексирования и суммирования основ наук в раскрытии межпредметных учебных проблем» [1, с.14].
В целом, под интеграцией понимается объединение в известных пределах, в одном учебном предмете, обобщенных знаний той или иной научной области. Это объединение предполагает взаимную согласованность содержания обучения по различным учебным дисциплинам, построение и отбор материала, которые определяются как общими целями образования, так и учетом учебно-воспитательных задач.
Интеграцию в образовательном процессе можно осуществлять на любом этапе педагогического процесса, например, на уровне:
- педагогических целей;
- содержания образования;
- сферы активности дошкольников;
- педтехнологий [2, с. 64].
На наш взгляд такие возможности предоставляет педагогика ТРИЗ. Впервые педагоги системы дошкольного образования познакомились с ТРИЗом во второй половине 80-х годов 20-го столетия, но тогда ей не хватило временного отрезка, чтобы набрать силу и утвердится в образовательном пространстве ДО. Сегодня она вновь становится инструментом, который дает воспитателям и детям возможности для развития творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые легче находят общий язык, им проще понять друг друга.
Целью работы в детском саду по использованию методики является развитие таких качеств мышления как гибкость, ва-риативность, системность, диалектпчность; развитие поисковой активности, речи и творческого воображения. [3, с. 4].
Педагогика ТРИЗ обеспечивает интеграцию содержания образования и овладение универсальными умениями: сравнивать и анализировать, принимать самостоятельное решение и работать в команде, мыслить креативно и опираться на свой опыт.
В 2020 году педагогами детского сада разработаны методические рекомендации «Искорка». Особенностью программы является решение задач по формированию основ безопасного поведения в ходе интеграции содержания образовательных областей «Коммуникация», «Познание», «Социум», «Творчество» через применение педагогики ТРИЗ.
Приемы и методы ТРИЗа позволяют организовать проведение занятий таким образом, чтобы они органично вписывались в естественную жизнь детей, а не принимали «академический» характер. В этом помогает игрушечный персонаж Кубарик, от его имени воспитатель дает задания, ставит проблемы, всё это воспринимается детьми как игра, а не как учеба, а значит позволяет избегать различных стрессообразующих факторов при организации педагогического процесса. Погружаясь в педагогику ТРИЗ, мы понимали, что уже не можем обойтись без «научной» лаборатории, что необходимо проводить тренинг умения задавать вопросы, что понять окружающий мир, его предметы, явления и свойства помогают «маленькие человечки». Эти наши понимания и целенаправленная работа, не только в разделе «Основы безопасного поведения», но в свободное время позволило вывести детей совершенно на новый уровень. Теперь наши дети не просто повторяют заученные фразы, а высказывают предположения, формулируют самостоятельные суждения, моделируют с помощью маленьких человечков, да и мы взрослые стали смотреть на мир другими глазами, видеть и понимать гораздо больше.
Вывод. Интегративность педагогического процесса в дошкольной организации зависит не столько от того какие предметы мы соединяем, а какие технологии мы используем и какие цели ставим. Реализация в образовательном процессе педагогики ТРИЗ придает процессу достижения необходимого результата большую надежность и гарантирует его более высокое качество.
Список литературы
- Зверев И.Д. Междредметные связи в современной школе/ И.Д. Зверев, В.Н. Максимова. – М.: Педагогика, 1981. 158 с.
- Давыдов В.В. Лекции по общей педагогике. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
- Гин С. И. Триз-педагогика для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей. — М.: КТК «Галактика», 2018. — 138 с.
|