Автор программы: Хрипкова Л.Н., воспитатель высшей категории. Оренбург
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. 1. Актуальность парциальной образовательной программы
Повышение интереса к экономическому воспитанию дошкольников в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.
Не все семьи имеют возможность систематически заниматься экономическим образованием детей. Помочь ребенку найти себя, развить свои способности, пополнить знания о жизни современного общества может работа по экономическому образованию и воспитанию.
Скачать программу
Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке. Это они будут осваивать новую картину мира, складывающуюся, в том числе и из экономики. Это потребует от них умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Экономическое воспитание дошкольников это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера.
Программа составлена в соответствие с изменениями в организации образовательного процесса в ДОУ, связанными с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ №1155 от 17. 10. 2013 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») и опирается на такие нормативные документы как:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
- Конвенция о правах ребенка
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» СанПиН 2.4. 1. 3049-13 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26).
Программа «Дошкольникам про экономику» углубляет задачи образовательной области «Познавательное развитие» задачами формирования у детей первичного опыта ориентировки в элементарных экономических явлениях, становления основы будущего экономического мышления.
Данная программа базируется на основе авторской программы А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» с использованием системы работы по экономическому воспитанию дошкольников на основе сказки, разработанной А.А. Смоленцевой.
1. 2. Цель и задачи парциальной образовательной программы
Цель программы: Становление основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения основных экономических понятий.
Общепедагогические задачи программы:
- Формировать экономическое сознание детей, экономическое мышление.
- Пробуждать здоровый интерес к деньгам.
- Познакомить с элементарными экономическими понятиями.
- Учить решать простейшие экономические задачи.
- Развивать логическое мышление, наблюдательность, пополнять активный словарный запас, умение делать умозаключения.
- Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей 5-7 лет.
- Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей).
Задачи модулей программы:
Модуль «Экономика»
- способствовать приобретению детьми старшего дошкольного возраста экономических знаний, первичного опыта в элементарных экономических отношениях;
- обеспечить положительное влияние занятий на воспитание таких качеств личности как доброта, честность, щедрость, трудолюбие, бережливость и т.п.;
- развивать трудолюбие и самостоятельность, формировать навыки разумного поведения в социальной жизни;
- обогащать игровую деятельность детей.
Модуль «Труд – продукт – товар»
- формировать представление о содержании деятельности людей некоторых профессий;
- учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
- поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;
- стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.
Модуль «Реклама»
- развивать у детей интерес и положительное отношение к рекламе;
- дать представление о рекламе, о ее назначении;
- учить детей правильно воспринимать рекламу «Не покупай все, что рекламируется. Прежде, чем купить – подумай, нужна ли тебе эта вещь, хватит ли денег на ее приобретение»;
- воспитывать разумные потребности.
Модуль «Деньги»
- формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости;
- воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами;
- дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением.
1. 3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы
Программа опирается на следующие принципы:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Основополагающими в программе стали следующие подходы:
Гуманитарный подход в контексте ФГОС рассматривается нами как обращенность к личности ребенка через неукоснительное соблюдение его прав, обеспечение его интересов, удовлетворение его потребностей, развитие его способностей, то есть становление в каждом ребенке его субъектности.
Психолого-педагогическими условиями становления субъектности человека является свобода действия, возможность выбора, ответственность за последствия своих действий и поступков, что возможно только при включенности ребенка в активную деятельность. В связи с чем, в Программе системообразующим является системно-деятельностный подход.
Системно-деятельностный подход (поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; приобщение детей к социокультурным ценностям общества). Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его Деятельность.
Культурно-антропологический подход (построение образовательной деятельности на основе поддержки культурных практик детей в системе ДОУ).
1. 4. Возраст детей, на которых рассчитана программа
Программа рассчитана на работу с детьми 5-7 лет.
Старший дошкольник участвует в экономических процессах. Он вместе с родителями ходит в магазин, иногда сам делает покупки, и имеет уже достаточный экономический опыт. Задача педагога не только дать какой-то объем экономических знаний, но, что очень важно, научить правильно этими знаниями распоряжаться, т.е. воспитать экономиста.
1. 5. Планируемые результаты освоения детьми парциальной образовательной программы
Общепедагогические результаты реализации программы
Применение программы «Дошкольникам про экономику» будет способствовать:
- приобретению детьми старшего дошкольного возраста экономических знаний, первичного опыта в элементарных экономических отношениях;
- положительному влиянию занятий на воспитание таких качеств личности как доброта, честность, щедрость, трудолюбие, бережливость и т.п.;
- развитию трудолюбия и самостоятельности, формированию навыков разумного поведения в социальной жизни;
- обогащению игровой деятельности.
Результаты освоения детьми программы по модулям:
Модули «Экономика», «Труд – продукт – товар»
1. овладеть первоначальными представлениями:
- о профессиях людей (традиционных, новых профессиях)
- о цене
2. дифференцированными представлениями:
- об основных личностных качествах, позволяющих ценить результаты труда людей
3. обобщенными представлениями:
- о труде как основном виде деятельности людей, источнике их существования
- о продуктах труда людей разных профессий
- об элементарных связях между результатом труда и его стоимостью
- о связи между понятиями «продукт» — «товар» — «качество» — «цена»
4. элементарными умениями:
- проявляет бережливость, аккуратность, начала рационального поведения
- испытывает чувство неловкости, вины за поломку вещей, предметов и стремится устранить свою оплошность
- проявляет сопереживание, сочувствие, содействие в ситуациях непредвиденной поломки вещей сверстниками
- оказывает помощь взрослым в повседневных бытовых делах
5. осуждать:
- аморальное поведение: обман, жадность, утаивание игрушек, лень и др.
Модуль «Реклама»
1. овладеть дифференцированными представлениями:
- о рекламе
- о ее предназначении
- о том, как ее воспринимать и относиться к ней
2. обобщенными представлениями (понятиями):
- о потребностях человека и его возможностях
3. элементарными умениями:
- чувствует и элементарно осознает границы материальных возможностей своей семьи
4. проявлять интерес:
- к социокультурным аспектам экономики
Модуль «Деньги»
1. овладеть первоначальными представлениями:
- о бюджете
- о доходах
- о расходах
2. дифференцированными представлениями:
- о деньгах
- о процессе их зарабатывания
3. обобщенными представлениями:
- о потребностях человека и его возможностях
- о закономерности влияния материальных возможностей на благополучие семьи
4. элементарными умениями:
- чувствует и элементарно осознает границы материальных возможностей своей семьи
- руководствуется общественно-значимыми мотивами расходования денег (например, накопленных в копилке), желанием доставить радость близким людям (родным, друзьям)
- обращается с вопросом к родителям, хватит ли у них денег приобрести желаемое
- спокойно воспринимает ситуации отказа от требуемой или желанной вещи (не кричит, не плачет и т.п.)
5. проявлять интерес:
- к социокультурным аспектам экономики (деньги, реклама, богатые, бедные, благотворительность, щедрость и др.)
6. осуждать:
- аморальное поведение: воровство, обман, жадность и др.
7. Выражать:
- эмоциональную удовлетворенность благополучием (материальным) своей семьи.
1. 6. Обоснование выбора содержания программы
Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
Предлагаемые занятия с детьми старшего дошкольного возраста носят интегративный характер, позволяющий знакомить детей с основами экономики в тесной взаимосвязи с занятиями по математике, развитию речи театрализованной и изобразительной деятельности, а также через различные виды игровой и трудовой деятельности, что способствует разностороннему развитию детей, позволяет с большей эффективностью подготовить их к обучению в школе.
Экономическое образование дошкольников предусматривает также наличие тесного контакта между детьми, воспитателями и родителями, что способствует преодолению социально-психологических барьеров между взрослым и ребенком, облегчает восприятие ребенком нового материала.
1. 7. Формы подведения итогов
Итоговыми мероприятиями по программе «Дошкольникам про экономику» являются:
- наблюдение процесса формирования экономических представлений старших дошкольников и их реализации в свободной жизнедеятельности, заполнение карты наблюдения;
- изучение и анализ игровой деятельности и продуктов художественно-творческой деятельности детей;
- организация викторины «Маленький экономист»;
- изготовление фотоальбома «Деньги времен и народов»;
- коллективная выставка продуктов изобразительной художественно-творческой деятельности детей;
- итоговая беседа с детьми и родителями.
|