Пиксайкина Ирина Владимировна. РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Пиксайкина Ирина Владимировна,

педагог-психолог муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №76 комбинированного вида» городского округа Саранск Республики Мордовия

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены целевые ориентиры. Формирование эмоционального интеллекта является важной задачей работы с детьми в связи с достижением таких целевых ориентиров: обладает положительной установкой отношения к миру, к самому себе, обладает чувством собственного достоинства, способен учитывать интересы других, адекватно проявлять свои чувства [3, с. 26].

 

Так что же такое эмоциональный интеллект? В 1995г. научный журналист Дэниель Гоулман опубликовал книгу «EmotionalIntelligence» ( «Эмоциональный интеллект»). Он определил эмоциональный интеллект как «способ, метод, форму обращения человека с самими собой и с окружающими» [2, с. 15].

Дэниель Гоулман предполагает, что эмоциональный интеллект состоит из 5 компонентов: 1) самопознание – способность идентифицировать свои эмоции, свою мотивацию при принятии решений, узнавать свои слабые и сильные стороны, определять свои цели и жизненные ценности; 2) саморегуляция – способность контролировать свои эмоции, сдерживать импульсы; 3) мотивация – способность стремиться к достижению цели ради факта её достижения; 4) эмпатия – способность учитывать чувства других людей при принятии решений, а также способность сопереживать другим людям; 5) социальные навыки – способность выстраивать отношения с людьми [2, с. 24].

М. И. Лисина, изучая генезис общения у детей, отмечала, что каждому ребенку необходимо хорошее отношение сверстника. Но понять, что сверстнику нужно то же самое, он не может. «Дошкольник относительно слабо интересуется своим товарищем как таковым: он плохо отражает его портретные черты, редко обращает внимание на его душевное состояние. Зато он чутко воспринимает все тонкие полюсы отношений ровесников к самому себе. Ребенок относится к сверстнику как к «невидимому зеркалу» – он ищет в нем лишь собственное отражение. Испытывая потребность в признании и восхищении других, дети сами не умеют и не хотят выразить одобрение другому, своему сверстнику» [3, с. 18].

Эмоциональный интеллект детей – это, в первую очередь, умение осознавать свои эмоции, а также умение анализировать эмоции других людей и контролировать свои собственные. Эти умения играют большую роль в современном мире, потому что для успешной жизни ребенку необходимо взаимодействовать с другими людьми.

Основная причина, по которой детей не принимают в свою компанию другие дети, заключается в эмоциональных сигналах, которые они посылают. Среди детей был проведен эксперимент, в ходе которого им предложили продемонстрировать злость и гнев с помощью мимики. Наблюдатели обратили внимание на то, что непопулярные дети гораздо хуже справляются с этим заданием, чем те, у которых много друзей.

Если ребенок не научится осознавать и понимать свои эмоции и эмоции окружающих его людей, контролировать свое поведение, то это может сказаться не лучшим образом на всей его жизни.

Эмоциональный интеллект играет важнейшую роль в жизни и карьере уже взрослого человека, однако начинать формировать, воспитывать его необходимо с раннего детства.

Для эффективности процесса эмоционального воспитания необходимо установить абсолютно доверительные взаимоотношения с ребенком и находиться с ним рядом практически все время. По-этому именно семья в раннем детстве играет определяющую роль в формировании эмоционального интеллекта ребенка.

Как показывают наблюдения психологов, дети, с которыми родители занимаются эмоциональным воспитанием, имеют больший интерес к учебе, более успешны в овладении знаниями, реже болеют и больше развиты физически. Кроме того, эти дети обычно пользуются большей популярностью у сверстников и среди них практически не встречаются «трудные дети». Эмоциональные родители (бабушки, дедушки) дают ребенку необходимую обратную связь, они служат своеобразным «зеркалом» значения различных эмоций. Благодаря контакту с родителями, малыш учится различать разные эмоциональные выражения, понимать их смысл (например, что означает, когда мама грустит или злится). Этот опыт позже применяется в общении с другими людьми.

Если значимые члены семьи игнорируют ребенка, реагируют на него отрицательно или с раздражением, то это создает другой критерий оценки ребенком эмоций других людей. Дети с таким опытом, как правило, склонны интерпретировать эмоциональную реакцию другого человека как угрозу, выражение безразличия или другого негативного отношения, хотя это может быть вовсе не так. Их развитое недоверие, склонность придавать свои чувства другим людям проявляются не только чрезмерных страхом, но и меньшим вниманием к другим. Причина заключается в том, что каждый человек ищет в других людях эмоции, которые испытывает сам. Дети, которые не умеют проявлять эмоции, испытывают сложности с распознаванием эмоций других детей и часто страдают от одиночества.

Родители, которые хотят воспитать эмоционально интеллектуального ребенка, должны показать малышу искреннюю заинтересованность и полное принятие его эмоций, какими бы они ни были. Взрослым людям детские эмоции часто кажутся неважными и беспричинными. В этом случае родителю очень важно поставить себя на место малыша, посмотреть на мир его глазами: ребенок живет этими эмоциями здесь и сейчас, у него нет нашего, взрослого опыта в решении проблем. Исходя из этого, любая эмоция ребенка обоснована и имеет право на существование.

Однако, принятия эмоций ребенка взрослыми, их уважения недостаточно для формирования эмоционального интеллекта. Важно научить ребенка идентифицировать свои эмоции. Очень часто детям просто не хватает правильных слов в лексиконе, чтобы точно выразить то, что он чувствует. Если ребенок будет знать, как называется та или иная эмоция и что при этом человек должен чувствовать, то он будет точно разбираться и в своем эмоциональном состоянии, и в чужом.

Взрослые должны научить ребенка распознавать чужие эмоции по мимике, жестам, манере говорить и т.д. Умение вовремя распознать эмоции другого человека и учитывать их в общении позволит ребенку успешно общаться и в детском саду, и в классном коллективе, и в дальнейшем по жизни.

Таким образом, семья – основной и определяющий фактор формирования эмоционального интеллекта ребенка дошкольного возраста. Чем больше члены семьи уделяют внимания эмоциональному воспитанию ребенка, тем более крепкие и доверительные отношения выстраиваются между членами семьи. А это, в свою очередь, закладывает основу для благополучного преодоления кризисных периодов взросления ребенка.

Список использованных источников

  1. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман; пер. с англ. А.П. Исаевой. – М.: АСТ, Владимир: ВКТ, 2009. – 478 с.
  2. Лисина, М.И. Формирование личности ребёнка в общении / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 96 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 96 с.
Просмотров: 527
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Жданова Наталья Николаевна. Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по воспитанию умения соблюдать свои права и права других людей «Мишка-топтыжка и странное происшествие»
  • Баданина Елена Леонидовна. Как и зачем развивать социально – эмоциональный интеллект у ребенка?
  • Сидоркина Наталья Анатольевна. Эмоции человека и особенности эмоционального развития детей
  • Новичкова Анна Михайловна. Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в формировании эмоционального интеллекта ребенка»
  • Редактор. Дети и эмоции.
  • Карелина Александра Николаевна. Открытое занятие «Чувства и эмоции. Мой гнев»
  • Анна Борисовна Медведева. «Формирование приёмов, умственных операций старших дошкольников, умение обдумывать и планировать свои действия»
  • Пивнева Виктория Сергеевна. Лэпбук «Эмоции» для детей старшего дошкольного возраста
  • Алчинова Екатерина Леонидовна. ЧТО ТАКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ МИР РЕБЕНКА
  • Салмина Ольга Григорьевна Михальченко Екатерина Дмитриевна. Настенный лепбук «Наши эмоции и чувства»
  • Алла Ивановна Будякова. Роль эмоций в развитии речи детей раннего возраста в условиях Дома ребенка»
  • Никитина Анна Александровна. ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Я ЗНАЮ СВОИ ПРАВА»
  • Дубровская Татьяна Владимировна. ПРОЕКТ «СЛОВ НЕТ ОДНИ ЭМОЦИИ»
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Станевич Ольга Мизахатовна. Эмоции в дошкольном детстве
  • Додонова Наталья Сергеевна. Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста как условие их успешной социализации
  • Данилова Светлана Андреевна. Конспект НОД «Такие разные эмоции»
  • Редактор. Рисунок семьи – тест на определение эмоционального благополучия ребенка
  • Березина Татьяна Ивановна. Роль семьи в формировании личности ребенка.
  • Муравьева Лариса Михайловна. Педагогическая статья на тему: «Здоровая семья – залог здорового ребенка. Роль семьи в воспитании привычки к здоровому образу жизни»
  • Шуршилина Елена Владимировна. Роль игры в жизни ребенка дошкольного возраста.
  • Мищенко И. В. Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в совместной музыкально-творческой деятельности для успешной социализации и индивидуализации личностных качеств.
  • Рогова Наталья Николаевна. Особенности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста.
  • Кулешова Ольга Викторовна. «Волшебный мир театра: эмоции, творчество, развитие»
  • Ковалева Анна Александровна. Конспект НОД по пожарной безопасности «С огнём не играйте! С огнём не шалите! Здоровье и жизни свои берегите!»
  • Выграненко Екатерина Николаевна, Буглова Юлия Владимировна. Межличностные отношения ребенка с другими детьми
  • Поморцева Ольга Александровна. Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога «Наши эмоции».
  • Мурсалимова Асель Сарсенбаевна. Открытое занятие театрального коллектива «Зеркало» - «Мимика, жесты, эмоции как выразительные средства актера»
  • Дёмина Дарья Сергеевна. «Здоровый дошкольник: роль семьи и воспитателя в оздоровлении ребенка»
  • Дудкина Е. В., Николаева Г.П.,. Статья «Особенности проведения подготовительного этапа адаптации ребенка с нарушением интеллекта в группе компенсирующей направленности в ДОУ комбинированного вида» (из опыта работы)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь