Составитель: педагог-психолог Матюшенко М.С. ОГКУ СО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Черемхово»
Упражнение 1. «Давайте познакомимся»
Цель: дать возможность родителям познакомиться друг с другом, способствовать сплочению родительского коллектива.
Инструкция: напишите свои имена на бейджиках, как бы вы хотели, чтобы к вам с сегодняшнего дня обращались, и вы при этой форме чувствовали себя комфортно. Далее по кругу называют имя и два лучших своих качества, и как они помогают Вам в жизни.
Упражнение 2. «Чудесный мешочек»
Цель: формирование позитивных установок восприятие своей семьи, представление своей семьи.
Оборудование: мешочек с различными мелкими предметами: шарик, расческа, зеркальце, орех грецкий, цветок, перчатка, книга, конфета, лента, звезда, ключ, бусы, свеча.
Психолог по кругу с мешочком, в котором находятся различные мелкие предметы. Каждый из участников опускает руки в мешок и, не заглядывая него, берет любой предмет. После того как все получат по одному предмету, психолог объясняет правила игры.
Психолог: «У вас в руках по предмету. Найдите сходство и различия между ними и вашей семьей. Мне достался пластмассовый шарик. Шарик- круглый. В нем нет углов, а значит, нет острых неразрешимых проблем. Наша семья всегда собирается за круглым столом, как этот шарик, столом.
Здравствуйте! Очень приятно Вас видеть на тренинге – практикуме, посвященном отношениям в семье. Все прекрасно знают, как порой бывает сложно договориться. Иногда, кажется, будто мы разговариваем на разных языках и друг друга не слышим и не понимаем. Впрочем, так оно и есть. Мы действительно не слышим и действительно не понимаем... Предположим, вы просите ребенка что-то сделать, а он упрямится, упирается, делает вид, что не слышит обращенной к нему просьбы, продолжает заниматься своими важными детскими делами».
В итоге возникает конфликт. Иногда родители задаются вопросом: как сделать так, чтобы избежать конфликтов, чтобы конфликтов не возникало вообще? Ведь это так плохо, когда в семье возникают конфликты.
Ответ прост — никак не сделать. Конфликты были, есть и будут. Они — естественная составляющая взаимоотношений между людьми. Другое дело, мы можем научиться правильно вести себя в конфликте, научиться понимать, договариваться, не проявлять агрессию, где-то уступать.
Упражнение «Бабочки»
Цель упражнения: Показать, что все люди –разные.
Оборудование и материалы: Цветные карандаши и шаблоны контура бабочки (по количеству участников).
Описание упражнения: Участникам предлагается раскрасить бабочку по своему вкусу. По окончании работы все получившиеся бабочки раскладываются вместе на полу. «Все бабочки получились разными, каждая хороша по – своему». Что вы чувствуете, когда смотрите на свой рисунок и на другие рисунки? Мы раскрашивали одинаковые заготовки. Почему мы не можем найти даже двух одинаковых бабочек?
Делаем выводы о том, что люди кроме общего имеют еще и каждый свою индивидуальность и уникальность. Каждый человек неповторим, со своими взглядами на все. Так и дети приходят к нам в семью со своей индивидуальностью: характер, поведение, темперамент и т.д. В результате чего могут возникнуть конфликты.
Что такое конфликт? Причины возникновения? Пути решения конфликтов?
Упражнение «Разрешение конфликтных ситуаций» (ситуации).
У каждого сидящего здесь разные судьбы, разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть то, что объединяет нас всех — это наши дети. Один из известных педагогов говорил, что дети — это наше будущее, правильное их воспитание — это наше счастливое будущее, плохое воспитание — это наше горе и слёзы».
Какими они вырастут, выйдут в мир взрослости во многом зависит от нас с вами. Как и что нужно сделать, чтобы наши дети были счастливы, доверяли нам, делились своими радостями и горестями, были откровенны. Я предлагаю вам сегодня поговорить о нашем общении с детьми и о запретах.
Упражнение «Запрет».
Психолог выбирает одного из родителей для выполнения упражнения, который будет изображать ребенка.
Психолог: посмотрите пожалуйста на свои стулья, у кого на стуле окажется геометрическая фигура — треугольник выходит в круг. Вы ребенок, а я — мать. Я очень забочусь о своем ребенке, чтобы он не вымазывался, чтобы не заболел и т.д. Запрещаю прыгать ребенку по лужам, бегать по улице (завязывает ему ноги ремешком, либо ленточкой), запрещаю прикасаться к палочкам на улице, собирать камни и тянуть их в рот (завязывает руки), запрещаю смотреть на вещи, которые по вашему мнению, не нужно видеть ребенку – (завязывает глаза), слушать то, что говорят взрослые (завязывает уши), не хочу разговаривать с ребенком и говорю закрой рот – (завязывает рот). Посмотрите на моего ребенка, сможет ли он в этом состоянии эффективно общаться со сверстниками, удовлетворять свои потребности, развиваться полноценно.
Эти все действия и слова родителей негативно влияют на развитие ребенка, но в каждом случае можно найти компромисс, помогите мне.
Родители находят компромисс для решения сложных ситуаций:
- Не завязывать ноги — обуть резиновые сапоги
- Не завязывать руки — помыть руки после прогулки
- Не завязывать глаза или уши — разговаривать спокойным голосом, не ругаться
- Не завязывать рта — выслушать ребенка
Психолог: вместе мы с вами нашли варианты решения проблемы. Нельзя запрещать ребенку, познавать окружающий мир, только в познании окружающей среды и в общении с родителями, ребенок развивается и это влияет на его социализацию.
Упражнение «Мое детство»
Вообще, самое главное – это быть немного более внимательным. Найти минутку, которая будет полностью посвящена именно вашему ребенку и никому другому. Пусть в эту минутку он почувствует, что сейчас в мире нет никого кроме вас и него. И тогда никакие новые приемы и методы не будут нужны. Как не нужны костыли человеку, который прекрасно ходит сам.
Подведение итогов.
Мы с вами сегодня познакомились, узнали ваши сильные стороны характера, узнали о интересах вашей семьи, вместе нашли выходы из конфликтных ситуаций, которые встречаются в семье, посмотрели на себя со стороны в воспитании и общении с детьми, а также побывали в прошлом и узнали, что вам не хватало и что вам не до давали ваши родители.
«Аплодисменты»
Мы с вами хорошо поработали. И в завершении я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой – радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.
Взрослые должны понимать детей, а не дети взрослых, только все потому, что взрослые уже были детьми, а дети еще никогда не были взрослыми.
Удачи Вам и вашим детям в общении друг с другом!
|