ПАПИКЯН НАТАЛЬЯ ЮРЬЕВНА педагог-психолог Государственное учреждение Республики Коми МБДОУ «ДСОВ №8» г. Усинска 2020г
1. Арт-терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Актуальность проекта.
В настоящее время количество детей с ограниченными возможностями здоровья увеличивается. И в каждом детском саду можно встретить ребенка данной категории. Как правило, у детей с ограниченными возможностями здоровья присутствуют такие трудности, как: нарушение речи, они не могут сказать о своих чувствах, желаниях, потребностях, трудно усваивают материал, отвлекаются, проявляются нарушения в поведении. Чаще всего, такие дети сталкиваются с непониманием и раздражительностью взрослого, что приводит к неудовлетворению базовых потребностей ребенка в уважении, понимании, признании, любви и т.д.. В дальнейшем это проявляется в возникновении у детей страхов, тревожности, обид, агрессии. Как правило, родители не замечают нарушения в психологическом здоровье ребёнка, больше уделяя внимание его здоровью и обучению. При этом видя частые проявления поведенческих нарушений, отсутствие динамики в развитии у родителей угасает стремление заниматься с ребенком, родитель теряет последнюю веру в ребенка. Что приводит к острой необходимости специалиста, который сможет стабилизировать эмоциональное состояние ребенка.
Скачать конспект
Цель: лечение и коррекция искусством, изучение и овладение методиками для снятия внутреннего напряжения, агрессии, тревожности, стрессов и восстановление жизненного
ресурса. Одним из главных направлений в системе коррекции личности детей с ограниченными возможностями является работа по развитию эмоционально-волевой и познавательной сферы. Практическая работа с ребёнком на занятиях предполагает решение задач адаптации и социализации его на основе использования различных по направленности и содержанию методов развития и воспитания. Учитывая степень отклонения, возрастные, индивидуально-личностные и психологические особенности детей с ограниченными возможностями побудила меня к поиску путей повышения эффективности коррекционной работы, чтобы максимальным образом стимулировать развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое и физическое состояние детей.
Задачи:
- Создать более комфортные условия для ребенка, способствующие наиболее четкой проработке чувств, которые он испытывает, подавляет.
- Научить ребёнка отражать свои чувства и эмоции различными способами.
- Снять эмоциональное напряжение.
- Научить отражать свои чувства и эмоций с помощью различных форм искусства.
- Снимать нервно-психическое напряжение социально приемлемыми способами. 6. Стабилизировать эмоциональное состояние. 7.Повысить уровень самооценки.
- Повысить уровень предметно игровой деятельности и коммуникативных навыков в целом.
- Развить тактильную чувствительность
Планируемые результаты:
- Имеет стабильную динамику физического и нервно-психического развития.
- Обладает продуктивным и более устойчивым вниманием.
- Развита слуховая, тактильная и зрительная память, образное и логическое мышление, мелкая моторика рук.
- Сформированны хорошие коммуникативные навыки, ребёнок хорошо идёт на контакт со взрослыми и детьми.
- Социально адаптирован к жизни в обществе.
- Владеет культурно-гигиеническими навыками, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
- Эмоционально отзывчив, откликается на эмоции близких людей, сверстников, сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Реагирует музыкальные и художественные произведения.
- Использует вербальные и невербальные средства общения, умеет договариваться, умеет планировать свои действия.
- Способен решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.
- Имеет первичные представления о себе и собственной принадлежности, семье и распределении семейных обязанностей, обществе, государстве, мире, и природе.
- Сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов деятельности.
В результате проекта: привести ребёнка к комфортному эмоциональному самочувствию, умению общаться в социуме не смотря на ограничения здоровья. Улучшение психологического состояния ребёнка.
Литература
- Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. – М., ЭКСМО, 2009
- Бретт Дорис Жила-была девочка, похожая на тебя…Психотерапевтические истории для детей. М., «Класс» 1996
- Воронова А.А. Арт-терапия для детей и их родителей. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2013
- Воронова А.А. Применение ресурсных образов и песочной терапии в практике психолога, М., АППК, 2015
- Выготский Л.С. Психология искусства. – М., «Искусство», 1968
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком: КАК? Продолжаем общаться с ребенком: ТАК? – М., АСТ. Астрель. ВКТ, 2008
- Данилова. С. И Психологическое сопровождение дошкольника. Издательство» ТЦ СФЕРА» 2018
- Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. – С-Пб., «Изд-во Союз», 2000
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., Просвещение, 1986
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – С-Пб, «Речь», 2000
- Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. – М., Класс. 1986
- Коммуникативная культура. От коммуникативной компетентности к социальной ответственности. Под ред. С.В. Титовой, Изд-во «Питер», 2009
- Корчак Я. Как любить ребенка. – М., Изд-во «Книга», 1980
- Михайлова. М. Ю Профилактика детской агрессивности. -Изд 3е, испр-Волгоград. Учитель-116с.
- Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. – М., «Класс», 2003
- Остер Дж, Гоулд П. Рисунок в психотерапии. – М., 2001
- Прихожан А.М. Психология тревожности (дошкольный и школьный возраст). — С-Пб, Питер, 2009
- Психосоматика. Новейший справочник. – М., ЭКСМО, 2003
- Руддестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – М., «Прогресс», 1993
- Семинар с доктором медицины Милтоном Эриксоном (уроки гипноза). – М., Класс, 1994
- Сказки Ш.Перро, Э.Т. А. Гофман, Г.Х. Андерсен. – М., «Аорист» — «Ком», 1992
- Сказки народов мира. – М., «Детская литература», 1988
- Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. – М., Изд. МГУ, 1989
- Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. – М., Изд. Эксмо пресс, 1999
- Столин В.В. Самосознание личности. – М., Изд-во МГУ, 1983
- Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальттерапии. – С-Пб, 2001
- Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999
|