Смелова Лилия Фердинандовна. Сила похвалы

Сила похвалы

Смелова Лилия Фердинандовна, воспитатель ГБДОУ №1 Колпинского района, 8-951-663-58-00. По образованию я психолог, но работаю воспитателем. Моя статья адресована как педагогам, так и родителям.

Как часто мы хвалим своих детей? Как часто мы говорим своим детям: "Какой ты молодец! Ты просто умница! Как хорошо у тебя получается!" Мы чаще видим недочёты, чем положительную сторону людей, в том числе и собственных детей. Поругать мы их никогда не забываем, а про похвалу мы порой даже и не вспоминаем. Как говорил один мой знакомый: "Зачем хвалить за то, что он и так должен делать без напоминания: хорошо кушать, убирать за собой игрушки, слушаться взрослых… А если будут какие-то достижения, то я ребёнка обязательно похвалю!"

 

Мы, взрослые, забываем, что для ребёнка даже самое, на наш взгляд, простое дело, для них кажется очень трудным. Если в годовалом возрасте ребёнок сам натянул шапку на голову – он большой молодец! Если в 2 года ребёнок сам натянул колготки и надел штанишки – он большой молодец! А если всё тоже — самое он будет делать в 5 лет, то наврят ли вы его станете хвалить. Тем не менее, можно похвалить ребёнка за то, что он быстро оделся, или сам завязал шарф, застегнул пуговицы. Хвалить ребёнка нужно и за достижения, и за дела, которые ему дались с трудом, и за любые простые, на ваш взгляд, поступки. Если ребёнок убрал свои вещи или игрушки на место, то заострите на этом внимание, и в следующий раз он с удовольствием побежит убирать их снова.

Хвалить детей нужно всегда, везде и правильно! Часто, в жизни слышишь, как взрослые торгуются с детьми "Ты сделай, а я похвалю тебя, куплю шоколадку (игрушку)". Именно поэтому дети пытаются заслужить похвалу от взрослых, как собачки в цирке! На самом же деле, если торговаться с детьми, то дети начинают торговаться с взрослыми и угождать родителям только ради того, чтобы получить «вкусняшку» или игрушку. Если же хвалить ребёнка просто так, то результат будет гораздо выше!

Что такое похвала для ребёнка? Почему детей нужно хвалить? Сама похвала содержит очень глубокий смысл! Это не просто приятные слова восхищения и внимание от взрослого, это уверенность в завтрашнем дне! Говоря своему ребёнку "Молодец!", родители даже не представляют, сколько смысла содержит одно слово! Хваля ребёнка, мама подкрепляет его успех, вкладывает в ребёнка уверенность и даёт понять малышу, как она верит в его силы и в его возможности! Ребёнок начинает видеть свои сильные стороны и верить в себя. Если же всё время критиковать ребёнка, то постепенно ребёнок разочаруется в себе, станет неуверенным и слабым.

Я работаю воспитателем в детском саду, и мне часто приходиться работать с детьми, которые по своему темпераменту очень медлительные. Достигая трёхлетнего возраста, дети уже умеют говорить, а вот одеться им до сих пор ещё удаётся с трудом. Такому ребёнку тяжело надеть носочки, натянуть колготки, он делает всё медленно. К таким детям нужен индивидуальный подход и большое терпение. На них бесполезно кричать, их бесполезно торопить. От этого они ещё больше впадают в ступор и не понимают, чего от них хотят. Нужно понять, что ваши крики и возмущения не прибавят ребёнку темпа! Я просто сажусь рядом с ребёнком и даю указания, каждый раз подбадривая и хваля ребёнка: «Видишь, один носок ты уже надел! Ты большой молодец! Теперь попробуй надеть второй носок...» И даже если другие детки сидят давно одетые и ждут, то этому ребёнку нужно больше времени на то, чтобы одеться, и больше терпения для взрослого, чтобы его одеть. Но, постепенно, шаг за шагом ребёнок учиться одеваться самостоятельно. И вместо брани, благодаря которому ребёнок чувствует себя никчёмным и становиться неуверенным, наоборот, больше хвалить ребёнка и вселять в него уверенность: «Молодец! У тебя всё получается! Я верю в тебя!» Дети сами начинают повторять за мной эти фразы: «Я молодец! У меня всё получается!» Вскоре, и ребёнок, и взрослый начинают верить в его успех! У взрослого, откуда ни возьмись, появляется терпение, и у малыша появляется вера в себя, потому что он чувствует, что в него верят. Он с радостью всё делает сам, и у него всё больше и больше начинает получаться. Другие дети перестают дразнить и смеяться над ним, они спокойно сидят и терпеливо ждут.

Когда я советую родителям чаще хвалить своих детей, они бояться перехвалить своего малыша, бояться завысить ему самооценку, что ребёнок отобьётся от рук и совсем не будет их слушаться. Конечно, легче забить ребёнка угрозами и криком, тогда удобней будет управлять ребёнком, вселяя в него страх наказания! Но вырастает такой ребёнок не уверенным, трусливым, не имея свою точку зрения, не имея своё мнение, но очень зависящий от чужого мнения.

Вот несколько советов, которых я придерживаюсь, когда хвалю детей:

  1. Хвалить ребёнка лучше конкретно за какие-то поступки: «Молодец, Паша! Весь суп съел!» «Лиза умница! Собрала все игрушки!» Если постоянно твердить малышу: «Молодец! Молодец! Ты супер!», у него сложиться такое чувство, что чтобы он не сделал – он молодец! Лучше всегда заострять внимание на положительных поступках, тогда они чётко откладываются у ребёнка в голове, и он начинает видеть то, что делает реально хорошо, он видит свои сильные стороны.
  2. Хвалить детей, никогда не сравнивая их между собой. Если, например, Паша быстро выполнил задание и получил свою похвалу без труда, то Лизе нужно больше времени для выполнения задания, но выполнив его, она тоже молодец! Если один ребёнок съел весь суп, а другой ребёнок с плохим аппетитом съел всего три ложки того же супа, то это не значит, что он плохой. Он тоже молодец!
  3. Хваля ребёнка за какие-то хорошие качества, не стоит концентрировать внимание на плохих качествах и поступках. Например: «Молодец, первое задание сделал хорошо! А второе плохо! Какой ужас! Как ты мог?!» Лучше сказать «Я верю, что ты потренируешься ещё немного и обязательно сделаешь и это задание тоже!» Главное, всегда концентрировать своё внимание на положительных качествах и верить в успех ребёнка «Я всегда в тебя верю! Я знаю, что ты хорошо выполняешь задания! У тебя хорошо всё получается!»
  4. Хваля одного ребёнка, никогда не унижайте других детей. Как часто взрослые бояться захвалить своих детей. Если вы занижаете способности других детей, часто осуждаете и обсуждаете других в его присутствии, то откуда же у ребёнка возьмётся уважение к другим? Посмотрите, чем отличаются фразы: «Ты молодец! А Паша плохой мальчик, не играй с ним!», «Лиза умница, а Паша совсем ничего не умеет!» или фразы «Ты молодец! И Паша тоже молодец! У него просто сегодня плохое настроение». Не стоит так же употреблять слово «самый»: «Ты самый лучший! Ты самый красивый!», иначе у малыша сформируется гордыня по отношению к другим: «Я супер! А все остальные просто неудачники!» Конечно, его самооценка вырастет до небес, и он возвыситься над другими детьми.
  5. Когда хвалишь ребёнка, очень важно показать ему свои эмоции: радость, восторг, удивление… Если всё время твердить по любому поводу «Молодец! Молодец!», но при этом оставаться как робот, то это будет звучать для ребёнка как пустое слово. Ребёнку важнее увидеть реакцию взрослого. А если вы ещё добавите от себя такие фразы, как «Ух, ты! Я в восторге! Ты меня сегодня удивил!», то ребёнку обязательно захочется удивить вас снова.
  6. Старайтесь, чтобы ваши слова совпадали с действиями ребёнка. Например, если ребёнок не выполнил задание, не стоит говорить ему «Ты молодец! Ты умница!». Лучше похвалить его за то, что он так старался.
  7. Мальчиков и девочек я хвалю по — разному. Девочкам я могу сказать «Ты красавица! Ты настоящая принцесса!». Мальчикам же стараюсь говорить другие фразы: «Ты настоящий мужчина! Ты герой!»
  8. Похвалив ребёнка, не стоит твердить всё время фразу «ты должен» или «ты должна». Например, «Ты же принцесса, а значит должна быть аккуратной!», «Ты супер-герой, значит должен всё делать сам!». У детей быстро пропадёт желание быть принцессами и супер-героями. Зачем? Ведь на тебя возлагают столько ответственности и обязанностей! Лучше говорить: «Ты принцесса! А принцессы такие красивые, нарядные, с красивыми причёсками!», «Ты настоящий мужчина! А мужчины смелые и сильные!». Тогда дети сами начнут подражать своим героям.
  9. Не стоит хвалить ребёнка только за достижения. Если у него что-то не получилось, то найдите за что его можно похвалить. Молодец за то, что старался, за то, что не сдался, за то, что участвовал в соревнованиях и т.д. Если хвалить ребёнка только за достижения, то, после нескольких неудачных попыток, у ребёнка вообще пропадёт желание что-либо делать, он будет очень сильно расстроен из-за своих неудач, будет чувствовать себя неудачником, ведь мама его больше не любит, и не гордиться им.

И ещё несколько советов для мам! Хвалить детей не только можно, но и нужно! С похвалой нельзя переборщить. И не надо бояться, что её будет очень много, главное, найти свой индивидуальный подход к своему ребёнку. Мама — главный авторитет перед ребёнком, и именно мамина реакция самая яркая и самая важная для малыша! Он знает, что мама, не смотря ни на что, его любит и в него верит! Как часто по телевизору мы слышим от звёзд шоу-бизнеса или от спортсменов, что именно мама была с ним рядом в трудную минуту, что именно она поддерживала и верила в его успех, и именно мамам часто посвящают свои выступления и свои медали! Пусть весь мир отвернётся от ребёнка, но мама всегда рядом, она верит в своего ребёнка, поддерживает его, не смотря ни на что! Поэтому, очень важно верить в своего ребёнка, в его силы, в его возможности! Наша вера в своих детей укрепит их в этой жизни, придаст им уверенности, поддержит в трудные моменты!

Просмотров: 324
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Главный Редактор. Весь мир к его ногам. Что подарить мужчине?
  • Гафиятуллина Лилия Рафаиловна. Статья 'Что должен знать ребёнок при поступлении в школу?'
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Бондаренко Алевтина Анатольевна. Примерные задания по проведению диагностического исследования ребёнка при поступлении в школу 'Как узнать тебя, малыш…'
  • Агишева Оксана Владимировна. Открытое занятие по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Атлашова Вероника Александровна. Родительское собрание на тему: «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Мурнаева Ирина Сергеевна. Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Бескоровайная Галина Ивановна. «Памятка для родителей о соблюдении правил безопасности, если ребёнок один дома»
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Олеся Лохницкая. «Родительское собрание с элементами практикума в старшей группе «Здоровье ребёнка - основа его будущего»
  • Редактор. Что такое хорошо и что такое плохо - Владимир Маяковский
  • Чернышова Нина Ивановна. «Зашифруй своё имя!» Или как научить ребёнка разгадывать ребусы
  • Ольга Ивакина. Индивидуальный подход к детям, как универсальный метод оздоровления ребёнка
  • Юникова Елена Александровна. Консультация для родителей «Если ребёнок мечтает о домашнем питомце»
  • Поморцева Ольга Александровна. Презентация «Как воспитать ребёнка успешным? Можно ли обойтись без наказания?»
  • Редактор. Шаг навстречу книге или как приобщить ребёнка к чтению (Рыбкина Елена Анатольевна)
  • Татьяна Быкова. Статья: что необходимо учитывать при выборе игрушки своему ребёнку
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Ломакина Наталья Леонидовна. «Игры-путешествия, как организация совместной деятельности взрослого и ребёнка»
  • Екатерина Геннадьевна Иванова. Инклюзия «не заплывай за буйки» или как границы помогают в развитие ребёнка
  • Чуйкова Елена Борисовна,. Родительское собрание Что и как читать ребёнку 5-6 лет дома
  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Презентация Все люди как люди, а Я – королева … или поговорим о самооценке ребёнка
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?
  • Худякова Вера Анатольевна. КАК ПРОВЕСТИ ЛЕТО С ПОЛЬЗОЙ ДЛЯ РЕБЁНКА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь