Рослякова Татьяна Александровна студентка Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ») город Челябинск (Россия).
Аннотация: Подростковый возраст является ключевым этапом становления самоотношения в структуре самосознания человека. Самоотношение подростков определяет характер их деятельности и общения. Подростки с позитивным самоотношением проявляют уверенность в себе, они активны, самостоятельны и инициативны.
Подросткам с конфликтным самоотношением свойственно наличие внутриличностных конфликтов, связанных с высоким уровнем самообвинения и высоким уровнем самооценки.
Высокому уровню самообвинения способствует высокий уровень критичности, вызванный появившейся рефлексией и интериоризацией деструктивной критики взрослых.
В подростковом возрасте проблема самоотношения наиболее актуальна, в силу противоречивости факторов, влияющих на развитие самосознания подростка и уязвимость его психики. Ведущим источником развития самоотношения подростка является общение во всем многообразии его форм, в процессе которого формируется непосредственное отношение к самому себе и опосредованное отношение через других к себе.
Цель нашей работы – теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические особенности формирования позитивного самоотношения у подростков.
Ключевые слова: формирование, самоотношение, подростковый возраст, позитивное отношение.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема самоотношения и его роли в структуре личности в настоящее время является весьма актуальной для психологической науки.
В отечественной и зарубежной психологической литературе самоотношение рассматривается как эмоциональный компонент самосознания, который, с одной стороны, опирается на самопознание, а с другой – создает главные предпосылки для формирования саморегуляции, самоактуализации и саморазвития.
Вместе с тем утверждается, что основой саморазвития является самооценка, рефлексия, уровень притязаний, и складывается саморазвитие из таких понятий, как самоуважение, самоценность, самопринятие, которые преломляются в позитивное или негативное отношение к самому себе.
Самоотношение оказывает регулирующее влияние практически на все аспекты поведения человека, играет значимую роль в установлении межличностных отношений, в постановке и достижении целей, в способах формирования и разрешения критических ситуаций. Ведущую роль самоотношения в нормальном функционировании личности освещают такие отечественные психологи.
Отношение к самому себе (самоотношение) создает главные предпосылки для формирования саморегуляции, самоактуализации и саморазвития. Проблема самоотношения и его роли в структуре личности в настоящее время является чрезвычайно актуальной для психологической науки.
Разработкой данной проблемы занимались известные отечественные и зарубежные ученые: Р. Бернс, И.С. Кон, А. Маслоу, B.C. Мухина, К. Роджерс, Е.T. Соколова. В.В. Столин, С.Л. Рубинштейн, И.И. Чеснокова и многие другие. Большинство авторов отмечают, что позитивное отношение к себе в основном формируется в связи с когнитивной составляющей самосознания – образом «Я» (Ю. Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Зюзько, Л.А. Петровская и др.).
Лишь отдельные ученые напрямую затрагивают взаимосвязь эмоционально-оценочной и поведенческой составляющей самосознания (О. Р. Бондаренко, Р.П. Мильруд, Л.М. Митина, С.Р. Пантилеев и др.).
Несмотря на существование многочисленных теоретических исследований и практических разработок в области развития самосознания, на наш взгляд недостаточно изучены и реализуются пути формирования позитивного самоотношения детей в процессе обучения и воспитания.
В соответствии с целью исследования были сформулированы задачи исследования:
- Изучить и проанализировать понятие самоотношения в психолого — педагогической литературе.
- Выявить личностные особенности развития самоотношения в подростковом возрасте.
- Теоретически обосновать модель психолого-педагогического формирования позитивного самоотношения у подростков.
- Описать методы и методики исследования позитивного самоотношения у подростков.
- Охарактеризовать выборку и проанализировать результаты констатирующего эксперимента.
- Разработать и реализовать программу формирования позитивного самоотношения у подростков.
- Проанализировать результаты опытно-экспериментального исследования.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось в три этапа.
Поисково-подготовительный этап.
Теоретическое изучение психолого – педагогической литературы, подбор методик для проведения констатирующего эксперимента. На этом этапе выполнено изучение литературы по проблеме формирования позитивного самоотношения у подростков, а также интернет ресурс — sud-isk. ru. Были подобраны методики с учетом возрастных характеристик и темы исследования.
Опытно-экспериментальный этап.
Проведение констатирующего эксперимента, обработка результатов. Была проведена психодиагностика испытуемых по трем методикам. Затем полученные результаты были обработаны, выражены в виде диаграмм и сведены в общие таблицы. По результатам диагностики разработана и реализована программа формирования позитивного самоотношения у подростков.
Контрольно – обобщающий этап.
Анализ и обобщение результатов исследования, формулирование выводов, проверка гипотезы.
Программа состоит из занятий по 35 минут и рассчитана на 5 недель, по 2 занятия в неделю.
Структура занятия:
- Упражнение приветствия. Цель – настроить на работу, снять напряжение.
- Основная часть – игры и упражнения, направленные непосредственно на формирование позитивного самоотношения у детей подросткового возраста.
- Рефлексия – анализ занятия.
Программа включает в себя применение жизненных навыков в контексте развития позитивного самоотношения, а также разъяснение возможных негативных последствий с позиции законов РФ.
Можно выделить пять основных областей, влияющих на позитивное самоотношение, которые актуальны в разных культурах:
- принятие решений и решение проблем;
- творческое мышление и критическое мышление;
- коммуникация и межличностные навыки;
- самосознание и эмпатия;
- работа с эмоциями и преодоление стресса. Программа включает в себя профилактические рекомендации педагогам, родителям.
После была составлена технологическая карта и сделаны выводы:
- Самоотношение является компонентом самосознания и находится на этапе становления в подростковом возрасте, определяя активность, инициативность, самостоятельность в деятельности и общении.
- Для большинства подростков выборки характерно конфликтное самоотношение, при котором выявлен неустойчивый интерес и симпатия к себе. Подростки сталкиваются с трудностями в понимании себя и самоконтроле, часто обесценивают свои достижения, не уверены в себе и своих силах, полагают, что окружающие негативно к ним относятся.
- Формировать позитивное самоотношение у подростков возможно в тренинге личностного роста через актуализацию следующих психологических механизмов: сообщение информации, внушение надежды, развитие техники межличностного общения, интерперсональное влияние, групповая сплоченность, рефлексия, сублимация и проекция.
Как показало нам наше исследование, вовремя оказанная поддержка, профилактика и коррекция, позволяют значительно снизить негативные последствия.
|