Рослякова Татьяна Александровна. Формирование позитивного самоотношения у подростков

Формирование позитивного самоотношения у подростков

Рослякова Татьяна Александровна студентка Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ») город Челябинск (Россия).

Аннотация: Подростковый возраст является ключевым этапом становления самоотношения в структуре самосознания человека. Самоотношение подростков определяет характер их деятельности и общения. Подростки с позитивным самоотношением проявляют уверенность в себе, они активны, самостоятельны и инициативны.

Подросткам с конфликтным самоотношением свойственно наличие внутриличностных конфликтов, связанных с высоким уровнем самообвинения и высоким уровнем самооценки.

 

Высокому уровню самообвинения способствует высокий уровень критичности, вызванный появившейся рефлексией и интериоризацией деструктивной критики взрослых.

В подростковом возрасте проблема самоотношения наиболее актуальна, в силу противоречивости факторов, влияющих на развитие самосознания подростка и уязвимость его психики. Ведущим источником развития самоотношения подростка является общение во всем многообразии его форм, в процессе которого формируется непосредственное отношение к самому себе и опосредованное отношение через других к себе.

Цель нашей работы – теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические особенности формирования позитивного самоотношения у подростков.

Ключевые слова: формирование, самоотношение, подростковый возраст, позитивное отношение.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема самоотношения и его роли в структуре личности в настоящее время является весьма актуальной для психологической науки.

В отечественной и зарубежной психологической литературе самоотношение рассматривается как эмоциональный компонент самосознания, который, с одной стороны, опирается на самопознание, а с другой – создает главные предпосылки для формирования саморегуляции, самоактуализации и саморазвития.

Вместе с тем утверждается, что основой саморазвития является самооценка, рефлексия, уровень притязаний, и складывается саморазвитие из таких понятий, как самоуважение, самоценность, самопринятие, которые преломляются в позитивное или негативное отношение к самому себе.

Самоотношение оказывает регулирующее влияние практически на все аспекты поведения человека, играет значимую роль в установлении межличностных отношений, в постановке и достижении целей, в способах формирования и разрешения критических ситуаций. Ведущую роль самоотношения в нормальном функционировании личности освещают такие отечественные психологи.

Отношение к самому себе (самоотношение) создает главные предпосылки для формирования саморегуляции, самоактуализации и саморазвития. Проблема самоотношения и его роли в структуре личности в настоящее время является чрезвычайно актуальной для психологической науки.

Разработкой данной проблемы занимались известные отечественные и зарубежные ученые: Р. Бернс, И.С. Кон, А. Маслоу, B.C. Мухина, К. Роджерс, Е.T. Соколова. В.В. Столин, С.Л. Рубинштейн, И.И. Чеснокова и многие другие. Большинство авторов отмечают, что позитивное отношение к себе в основном формируется в связи с когнитивной составляющей самосознания – образом «Я» (Ю. Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Зюзько, Л.А. Петровская и др.).

Лишь отдельные ученые напрямую затрагивают взаимосвязь эмоционально-оценочной и поведенческой составляющей самосознания (О. Р. Бондаренко, Р.П. Мильруд, Л.М. Митина, С.Р. Пантилеев и др.).

Несмотря на существование многочисленных теоретических исследований и практических разработок в области развития самосознания, на наш взгляд недостаточно изучены и реализуются пути формирования позитивного самоотношения детей в процессе обучения и воспитания.

В соответствии с целью исследования были сформулированы задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать понятие самоотношения в психолого — педагогической литературе.
  2. Выявить личностные особенности развития самоотношения в подростковом возрасте.
  3. Теоретически обосновать модель психолого-педагогического формирования позитивного самоотношения у подростков.
  4. Описать методы и методики исследования позитивного самоотношения у подростков.
  5. Охарактеризовать выборку и проанализировать результаты констатирующего эксперимента.
  6. Разработать и реализовать программу формирования позитивного самоотношения у подростков.
  7. Проанализировать результаты опытно-экспериментального исследования.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось в три этапа.

Поисково-подготовительный этап.

Теоретическое изучение психолого – педагогической литературы, подбор методик для проведения констатирующего эксперимента. На этом этапе выполнено изучение литературы по проблеме формирования позитивного самоотношения у подростков, а также интернет ресурс — sud-isk. ru. Были подобраны методики с учетом возрастных характеристик и темы исследования.

Опытно-экспериментальный этап.

Проведение констатирующего эксперимента, обработка результатов. Была проведена психодиагностика испытуемых по трем методикам. Затем полученные результаты были обработаны, выражены в виде диаграмм и сведены в общие таблицы. По результатам диагностики разработана и реализована программа формирования позитивного самоотношения у подростков.

Контрольно – обобщающий этап.

Анализ и обобщение результатов исследования, формулирование выводов, проверка гипотезы.

Программа состоит из занятий по 35 минут и рассчитана на 5 недель, по 2 занятия в неделю.

Структура занятия:

  1. Упражнение приветствия. Цель – настроить на работу, снять напряжение.
  2. Основная часть – игры и упражнения, направленные непосредственно на формирование позитивного самоотношения у детей подросткового возраста.
  3. Рефлексия – анализ занятия.

Программа включает в себя применение жизненных навыков в контексте развития позитивного самоотношения, а также разъяснение возможных негативных последствий с позиции законов РФ.

Можно выделить пять основных областей, влияющих на позитивное самоотношение, которые актуальны в разных культурах:

  • принятие решений и решение проблем;
  • творческое мышление и критическое мышление;
  • коммуникация и межличностные навыки;
  • самосознание и эмпатия;
  • работа с эмоциями и преодоление стресса. Программа включает в себя профилактические рекомендации педагогам, родителям.

После была составлена технологическая карта и сделаны выводы:

  1. Самоотношение является компонентом самосознания и находится на этапе становления в подростковом возрасте, определяя активность, инициативность, самостоятельность в деятельности и общении.
  2. Для большинства подростков выборки характерно конфликтное самоотношение, при котором выявлен неустойчивый интерес и симпатия к себе. Подростки сталкиваются с трудностями в понимании себя и самоконтроле, часто обесценивают свои достижения, не уверены в себе и своих силах, полагают, что окружающие негативно к ним относятся.
  3. Формировать позитивное самоотношение у подростков возможно в тренинге личностного роста через актуализацию следующих психологических механизмов: сообщение информации, внушение надежды, развитие техники межличностного общения, интерперсональное влияние, групповая сплоченность, рефлексия, сублимация и проекция.

Как показало нам наше исследование, вовремя оказанная поддержка, профилактика и коррекция, позволяют значительно снизить негативные последствия.

Просмотров: 326
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Коваленко Анна Олеговна. «Игра-сказка как метод формирования мировосприятия и позитивного отношения к миру»
  • Наталья Картышова. Особенности формирования самосознания ребенка в дошкольном возрасте
  • Ловцова Наталья Васильевна. Консультация для воспитателей «Как сформировать у детей позитивное отношение к труду взрослых»
  • Исупова Анастасия Валерьевна, Соавтор: Литвинова Юлия Александровна. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ ПО «ШКАЛАМ ECERS-R», ЗА ПЕРИОД 2017-2018г, ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА
  • Дементьева Евгения Алексеевна. Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Мадеева Надежда Борисовна. Статья из опыта работы: «Опытно – поисковая работа по проблеме исследования влияния материнского воспитания на детей дошкольного возраста».
  • Михайлова Оксана Григорьевна. Развитие самосознания в дошкольном возрасте.
  • Шлемова Татьяна Анатольевна. Техкарта НОД «Формирование самосознания детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка, через накопление чувственного опыта»
  • Колбасова Ольга Николаевна. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
  • Остович Ольга Юрьевна. Конспект психологического тренинга для педагогов «Кухня эмоциональных ресурсов. Открой в себе — себя!»
  • Иваненко Ксения Васильевна. Психологические подходы для развития сознания детей 'Я пишу себе письмо'
  • Келина Наталия Николаевна. Фундаментальные теоретические исследования по проблеме речевого развития ребенка-дошкольника
  • Волкова Ирина Александровна. Ранняя профессиональная ориентация как средство формирования культуры безопасности личности детей дошкольного возраста
  • Теницкая Наталья Владимировна. «РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ И О СЕБЕ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Лукина Олеся Валериановна. Дворовые игры как элемент формирования личности ребенка
  • Клементьева Наталья Константиновна. Варианты заданий и упражнений для формирования и развития понятий «лево – право»
  • Мясникова Лидия Николаевна. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной компетентности педагога
  • Дорогавцев Андрей Владимирович. Анализ механизмов реализации модели формирования сети образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования с учетом демографического прогноза в Самарской области
  • Силина Светлана Владимировна. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной компетентности воспитателя ДОУ
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Педагогические условия формирования интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста
  • Лелекова Татьяна Владимировна. Одной из главных задач коллектива дошкольного учреждения является укрепление физического здоровья, обеспечение психического и эмоционального благополучия дошкольников.
  • Ситдикова Лала Бариевна. Педагогическая статья из опыта работы: «Пути формирования произвольности поведения на этапе перехода к школьному обучению».
  • Ходырева Нина Владимировна. Использование информационно — коммуникационных технологий, как одно из средств формирования и развития словаря детей раннего возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
  • Светлана Медведева. Условия формирования экспериментально-исследовательской деятельности детей в разных возрастных группах ДОУ
  • Светлана Викторовна Смирнова. Программа «Пойми себя» Эмоционально-личностное и речевое развитие младших школьников с задержкой психического развития, длительное время пребывавших в условиях социально-психологической депривации
  • Бондаренко Алевтина Анатольевна. Примерные задания по проведению диагностического исследования ребёнка при поступлении в школу 'Как узнать тебя, малыш…'
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Коковина Светлана Павловна. «Предметно — развивающая среда, как фактор формирования личности ребёнка»
  • Кузяшина Светлана Петровна. Особенности организации взаимодействия педагога с воспитанниками по решению задач формирования нравственности личности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь