Авторы статьи: Андреева Светлана Валерьевна, Никитина Юлия Юрьевна.
МАДОУ №334 г. Казани.
Тема: Дифференциация звуков [К]-[Г].
Цель: закрепление навыка различения согласных звуков [ к ]–[ г ].
Задачи:
- Уточнить и освоить сравнение характеристики звуков [ к – г ]
- совершенствовать навыки фонематического анализа и синтеза на материале слогов, слов, словосочетаний, предложений
Развивающие:
- развивать интонационную выразительность речи и чёткое звукопроизношение
- развивать умение грамотно выражать свои мысли
- развитие речеслуховой памяти и зрительного восприятия
- развитие способности к переключению внимания
Воспитательные:
- воспитывать желание активно работать на занятии
-совершенствование навыков контроля и самоконтроля.
Основная часть
1. Орг. Момент.
Однажды попал Старичок Звуковичок на колхозный двор. На колхозном дворе жили гуси и куры. Вот что Звуковичок там увидел. Ранним утром стадо гусей направлялось к воде, важно крича: «Га-га-га…» А куры тем временем носились по Двору, собирая жучков, червячков. И поднимали такой крик, когда находили добычу, что даже гуси на пруду их слышали.
Как кричали куры? «Ко-ко-ко…» Гуси, возвращаясь вечером домой, недовольно смотрели на них, громко гогоча: «Га-га-га…» Куры внимания на них не обращали и кудахтали по-своему: «Ко-ко-ко…»
2. Сравнительная характеристика звуков [г] и [к].
Педагог. Кто жил на колхозном дворе?
Ребенок. Гуси, куры.
Педагог. Как их можно назвать одним словом?
Ребенок. Птицы.
Педагог. Какие это птицы?
Ребенок. Домашние.
Педагог. Почему?
Ребенок. Потому что они живут у людей во дворе, люди о них заботятся.
Педагог. Как кричали гуси?
Ребенок. Га-га-га.
Педагог. Как кричали куры?
Ребенок. Ко-ко-ко.
Педагог. С какого звука начинается слово «гуси»?
Ребенок. Со звука [г].
Педагог. С какого звука начинается слово «куры»?
Ребенок. Со звука [к].
Педагог. Чем эти звуки похожи и чем отличаются?
Ребенок. Эти звуки похожи тем, что они согласные твердые. Различаются тем, что звук [г] — звонкий, [к] — глухой.
Напоминаем!
Звук [г] — звонкий, в его образовании участвует голос, голосовые связки вибрируют. Если приложить ладонь к горлышку — чувствуется вибрация.
Звук [к] — глухой, голос не участвует в образовании звука, голосовые связки не вибрируют.
Проверь себя! Сравни звуки,
Положи ладошку на горлышко. Если при произнесении звука чувствуется дрожание — это звонкий звук, если дрожания нет — глухой.
Закрой ушки ладонями и произнеси звонкий звук [г] и глухой [к].
3. Игра «Назови первый звук в слове».
Цели: выделение первого звука в словах, различение звуков [г] и [к].
Слова: гусь, газета, капуста, куст, гараж, кошка, гусеница, голубь, куры, гнездо, книга, город, кино.
4. Игра «Песенки». Цель: различение звуков [г] и [к] в слогах и словах.
Внимательно слушай и повторяй песенки гусей и кур.
Слоги:
га — га — ка гы — гы — кы ко — го — ко
гу — гу — ку го — го — ко ку — гу — ку
ку — ку — гу кы — кы — гы ко — го — ко
Пары слов (подними колокольчик, когда услышишь звук Г)
голос — колос, гора — кора, губы — кубы, газета — кассета, гудок — кусок, гамак — казак.
5. Игра «Вставь правильное слово». Цель: различение звуков [г] и [к] в словах.
Отрыл однажды… (крот) В горе огромный… (грот).
Свернулся ёж в (клубок) Стал сон его (глубок).
6. Повторение словосочетаний с четким проговариванием звуков [г] и [к]:
гадать на картах, гадкий утенок, кокон гусеницы, тонкая грань, пироги с капустой, глоток сока, голубой камень, компот из голубики, отгадай загадку.
7. Проговаривание чистоговорок с четким проговариванием звуков [г] и [к]:
га — га — га — вышли гуси на луга;
ка — ка — ка — наша елка высока;
го — го — го — не увижу никого;
ко — ко — ко — по теченью плыть легко;
гу — гу — гу — много пчелок на лугу;
ку — ку — ку — Катя сыпала муку.
8. Пальчиковая игра.
9. Повторение предложений с четким проговариванием звуков [г] и [к].
Гоша катается на катке.
У Кати в косе голубой бантик.
Крупная гусеница сидит на кусте.
Мама купила попугая.
Катя пасла гусей.
У Кати на полке нитки, иголки.
10. Повторение скороговорок с четким проговариванием всех звуков.
Котик ниток клубок. Укатил в уголок. У елки иголки колки.
12. Пересказ.
В лесу
Гриша и Коля пошли в лес. Они собирали грибы и ягоды. Грибы они клали в лукошко, а ягоды — в корзинку. Вдруг грянул гром. Солнце скрылось. Кругом появились тучи. Ветер гнул деревья к земле. Пошел крупный дождь. Мальчики пошли к домику лесника. Скоро в лесу стало тихо. Дождь перестал. Выглянуло солнышко. Гриша и Коля с грибами и ягодами отправились домой.
|