Филипенко Галина Петровна. Флексагон – занимательная игрушка с глубоким содержанием

Флексагон – занимательная игрушка с глубоким содержанием

Филипенко Галина Петровна, учитель-логопед МДОАУ «Детский сад № 38 «Солнышко» комбинированного вида» г.Орска

Аннотация.

Статья посвящена истории создания и способам применения в практике учителя-логопеда необычного пособия «Флексагон». Это простая в изготовлении, но очень продуктивная по способам применения игрушка, с помощью которой можно развивать все стороны речи детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

XXI век является веком новых технологий и инноваций, веком нового мышления и нового отношения к происходящим переменам. Динамичность и взаимообусловленность происходящих перемен диктуют необходимость нового подхода к системе образования.

 

Скачать конспект

Современная реальность требует поиска новых и эффективных форм, технологий и способов реализации образовательной программы дошкольного образования.

Современный мир непрерывно меняется. Вместе с ним меняются наши дети. В настоящее время дошкольники растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С самого рождения они сталкиваются с передовыми высокотехнологичными достижениями. С раннего детства их сопровождают компьютерные игры и интерактивные игрушки. Все технические новшества становятся бытием подрастающего поколения.

Все это формирует «портрет» современного дошкольника: дети очень активны, они находятся в постоянном, непрерывном движении, их трудно удержать на одном месте. Ребенок, например, может одновременно слушать сказку и строить из конструктора. Подрастающее поколение обладает «клиповым сознанием», вскормленным рекламой и музыкальными роликами. Поэтому, зачастую традиционные настольные дидактические игры оказываются детям скучны, недостаточно увлекательны.

Данный факт стимулирует педагогов к активному внедрению педагогических инноваций, использованию новых, нестандартных способов и форм обучения.

Одной из таких нестандартных форм обучения стали для нас флексагоны.

Флексагон, какое загадочное и замысловатое слово, так и хочется скорее узнать, что же оно означает?

Все просто — это забавная подвижная игрушка-головоломка, это своеобразный ручной калейдоскоп, собирающий при вращении новую картинку на каждой грани.

Флексагоны (от англ. to flex, лат. flectere — складываться, сгибаться, гнуться и греч. ???? — угольник) — модели из полосок бумаги, способные складываться и сгибаться определённым образом, и оьладающие необычным свойством: при перегибании флексагонов их наружные поверхности прячутся внутрь, а ранее скрытые поверхности неожиданно выходят наружу. Флексагон – просто удивительная игрушка, вызывающая у детей неподдельный восторг и желание играть с ней еще и еще. Несмотря на то, что это всего лишь полоска бумаги, сложенная определенным образом, с помощью флексагонов возможно решать огромное количество познавательных и речевых задач в работе с дошкольниками.

Немного истории. В конце 1939 года Артур Стоун, 23 летний аспирант из Англии, изучавший математику в Принстоне, обрезал листы американского блокнота, чтобы подогнать их под привычный формат. Желая немного развлечься, Стоун принялся складывать из отрезанных полосок бумаги различные фигуры. Одна из сделанных им фигур оказалась особенной интересной. Перегнув полоску бумаги в трех местах и соединив концы, он получил правильный шестиугольник. При этом Стоун обратил внимание на то, что когда шестиугольник раскрывался словно бутон, видимой становилась совсем другая поверхность.

Так был открыт самый первый флексагон с тремя поверхностями. Поразмыслив над ним ночь, Стоун наутро убедился в правильности своих чисто умозрительных заключений: оказалось, можно построить и более сложный шестиугольник с шестью поверхностями вместо трех. После того, как Стоун показал свое открытие друзьям, в университете был создан «Флексагонный комитет». Постепенно комитет просчитал, что можно сделать флексагоны с 9, 12, 15 и большим числом поверхностей.

Постепенно флексагоны ушли в науку, промышленность и «зажили» собственной жизнью.

В работе с современными дошкольниками флексагоны просто незаменимы. Они:

  • Экономичны и не слишком сложны в изготовлении (для самого простого флексагона нужны только бумага, клей и ножницы);
  • Ярки и красочны;
  • Доступны в применении (при небольшой помощи взрослого по готовой развертке плоскостной флексагон может собрать даже ребенок дошкольного возраста, а более сложный можно поручить для изготовления совместно ребенку с родителями);
  • Динамичны, занимательны и непредсказуемы (ребенок не знает, какая грань флексагона откроется далее при его вращении);
  • Интегрируют различные виды деятельности: речевую, познавательную, двигательную;
  • Многоплановы в применении – позволяют решать практически неограниченное количество образовательных задач;
  • Мобильны в применении (простой флексагон можно сложить и использовать не только на занятиях, но и в повседневной жизни, на отдыхе, в путешествии).

Изначально первичной задачей флексагонов было развлекать и успокаивать нервы, но логопедам и дефектологам всегда хочется извлечь максимальную пользу из самых простых и приятных вещей. Несомненно, использование флексагонов можно рекомендовать не только в работе с нормотипичными детьми, но и с детьми с особыми образовательными потребностями, как инновационное пособие, имеющее широкий развивающий потенциал. Работу с флексагонами можно проводить в формах индивидуальной и подгрупповой образовательной деятельности, а также использовать на мастер-классах, выставках, в ходе проведения родительских клубов и совместных досуговых мероприятий.

Практикующие логопеды знают, что идея использовать различные игрушки для автоматизации звуков не нова, но иметь пособие, предназначенное для быстрого проговаривания большого объема речевого материала просто замечательно. Флексагон для этого идеален. Каждая грань флексагона – это 4-6 новых слов, 4-6 новых грамматических заданий.

Кроме того, флексагоны могут помочь детям развить связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь; умение вести диалог с взрослым, сверстниками; быть доброжелательным и корректным собеседником; развивать звуковую аналитико — синтетическую активность как предпосылку обучения грамоте.

Предлагаем варианты заданий по коррекции речевых навыков у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи:

1. Для проведения словарной работы, необходимой для грамотного речевого развития, на все поверхности флексагона наносим изображения предметов по лексическим темам: овощи, фрукты, посуда, одежда, транспорт, профессии, семья, животные и т. п. детям предлагаются следующие задания на

Рис. 1. Игры с флексагонами

обогащение словаря в рамках одной лексической темы, классификацию и формирование обобщающих понятий:

  • «Соберем урожай»: назвать предметы на гранях флексагона и затем обобщить, называя одним словом: «Это овощи», или «Это фрукты».
  • «Часть – целое»: назвать части предметов (чайник: носик, стенки, крышка, ручка, дно).

2. Задания на формирование грамматических категорий:

  • «Посчитай»: назвать предметы на гранях флексагона, согласовывая их с числительными от 1 до 5;
  • «Большой-маленький»: употребление слов, названий предметов в уменьшительно-ласкательной форме;
  • «Расскажи о…»: употребление слов в различных предложно-падежных конструкциях, например: «Это снежный кролик». «Дети слепили кого?... Снежного кролика». «Глазки сделаем кому?... Снежному кролику». «Морковкой угостим кого? Снежного кролика». «Маме расскажем о ком?... О снежном кролике».
  • «Какой сок, какое варенье?»: употребление относительных прилагательных: «Сок из яблок – яблочный, варенье из яблок – яблочное».
  • «Чей хвост, чья голова?»: употребление притяжательных прилагательных: «Голова зайца – заячья, хвост медведя – медвежий».
  • «Кто где живет?».
  • «Кто чем питается?»
  • «Чего много?»: употребление предметов во множественном числе родительного падежа.

3. Развитие логического мышления:

  • «Назови приметы, определи время года»: по отдельным приметам на гранях определить и назвать время года.
  • «Назови по порядку»: назвать животных на гранях флексагона, а затем перечислить их в порядке уменьшения размеров или увеличения скорости передвижения.

4. Автоматизация звуков, развитие фонематического восприятия и звуко-слогового анализа:

  • «Мы со звуками играем, слова на звуки называем» — назвать слово на определенный звук;
  • «Назови первый звук в слове» (гласные, согласные звуки),
  • «Определи место звука «Р» в слове» (задания подбираются на любой автоматизируемый звук),
  • «Подели слова на слоги».

5. Развитие связной речи:

  • «Составь предложение» — самостоятельно составить предложение, объединяя в нем 2 любые картинки.
  • «Загадки» — составление описательной загадки о любом предмете.
  • «Расскажи о…» — составление последовательного рассказа по картинкам, расположенным на гранях флексагона.

6. Развитие высших психических функций:

  • «Найди картинку, какую картинку я спрятала» — находить картинку, поворачивая грани флексагона.

Флексагоны хороши еще и тем, что на одном флексагоне можно решать сразу несколько задач, если его совсем немного модернизировать. Например, если грани флексагона сделать разноцветными, то каждый цвет может символизировать разные типы задач: если картинки предметов, подобранные на звук Ш, изображены на желтом фоне, то их нужно назвать в уменьшительно-ласкательной форме, на розовом – задания на согласование существительных с числительными 1,2, 5; а если на зеленом – то найти слова, про кторорые можно сказать: «мой», «моя», «мое», «мои».

Рис. 2. Развертка плоскостного флексагона с лексико-грамматическими заданиями

на автоматизацию звука Ш.

Это только некоторые игры и упражнения, которые можно проводить с помощью флексагонов. Проводя целенаправленную, систематическую и планомерную работу по внедрению флексагонов в логопедическую практику с детьми дошкольного возраста, я убедилась, что флексагон – новое дополнительное средство, имеющее многоплановый развивающий характер.

Помимо решения коррекционных и развивающих задач флексагоны способствуют развитию мелкой моторики, пространственного мышления, памяти, внимания, терпения, глазомера, креативного мышления.

Постепенно в нашей деятельности появились флексагоны других типов:

  • Гексафлексагон — это флексагон, имеющий форму правильного шестиугольника. Каждая поверхность флексагона состоит из шести треугольных секторов.
  • Тригексафлексагон — это шестиугольный объемный флексагон с тремя поверхностями.
  • Тетрафлексагон – флексагон с квадратными поверхностями, сложенный из полоски бумаги и состоящий из нескольких квадратов.

Наша увлеченность в создании и использовании флексагонов передалась и детям, и мы заметили, что использование данного пособия стимулирует не только речевые, но и творческие способности детей.

Рис. 3. Виды флексагонов.

Своим открытием я поделилась с родителями логопедической группы в рамках развивающего семинара «Флексагон – занимательная игрушка для учебы и развлечения». В рамках данного семинара я попробовала обучить родителей самостоятельному созданию простейшего флексагона по показу. Объяснила, с какой целью можно применять эту «игрушку» в домашних условиях. Родителям были предложены варианты не только игр с помощью флексагона, но возможности его применения в быту: флексагоны можно использовать, как открытки, рамки для фотографий, подставки для телефона, елочного украшения. Родители увлеклись этим занятием, что еще больше усилило мотивацию детей к использованию «Флексагона» в индивидуальной и подгрупповой НОД.

Результат применения различных флексагонов превзошел все наши ожидания:

  • используя флексагоны, я смогла решить множество познавательных и речевых задач в работе с детьми;
  • смогла решать различные коррекционные задачи, используя минимум материальных затрат и материалов (бумагу, клей, ножницы);
  • приобрела большое количество наглядного материала, занимающего минимум места и максимально размещающегося на небольшой площади и способного заменить большое количество разнообразных пособий;
  • благодаря возможности детей моделировать флексагоны по готовой развертке, игровая и поисковая задачи в такой деятельности доминируют, а усвоение и закрепление программных умений и навыков по развитию речи становятся мотивированными и активными, что соответствует принципам ФГОС ДО.
  • Так же флексагоны помогли детям развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь; умение вести диалог с воспитателем, сверстниками; быть доброжелательным и корректным собеседником; развивать звуковую аналитико — синтетическую активность как предпосылку обучения грамоте.

Подводя итоги, флексагоны я могу рекомендовать для использования всем педагогам в работе с дошкольниками. Обращаясь к своим коллегам, хочу сказать: «Не откладывайте, приобщитесь к чуду — оно под рукой, в простой скрученной бумажке. Особенно если рядом дети — такая игрушка захватывает на всю жизнь!».

Рис. 4. Способ сложения плоскостного флексагона

Рис. 5. Развертка объемного флексагона с лексическим материалом для автоматизации звука Л: слова на голубом фоне назвать в уменьшительно-ласкательной форме; слова на зеленом фоне назвать в согласовании с числительными 1, 2, 5; слова на жёлтом фоне назвать во множественном числе; на малиновом фоне найти слова, про которые можно сказать: «мой», «моя», «моё», «мои».

Список литературы:

  1. Википедия https://ru. wikipedia. org/wiki/Флексагон.
  2. Панов А. А. Флексагоны, флексоры, флексманы. //Квант. 1989. №1. С. 14.
  3. Фоменко О.Л. Звуковой флексагон. https://урок. рф/library/zvukovoj_fleksagon_224522. html
  4. Чабан Н.Ю. Флексагон. https://www.sites. google. com/site/tch5464/eto-nado-znat/nagladnaa-geometria/fleksagon.
Просмотров: 328
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Менщикова Марина Александровна. Конспект НОД в средней группе «Кого можно назвать другом».
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Минчакова Наталья Николаевна. Комплексное занятие по ФКЦМ в подготовительной к школе группе в рамках Круглого стола для учителей начальных классов «Если очень захотеть, можно в космос полететь»
  • Редактор. Вот несколько игр, которые можно организовать с детьми.
  • Жукова Татьяна Борисовна. Сценарий праздника посвященного Дню Космонавтики в подготовительной к школе группе на тему: «Если очень захотеть, можно в космос полететь!»
  • Чурилова Елена Александровна. «Можно ли активизировать развитие ребёнка с помощью игр с камушками Марблс?»
  • Приказчикова Наталия Валентиновна. Проект в рамках экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста «Чтобы ёлку не рубить, ёлку можно смастерить».
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Милеева Наталья Михайловна. Использование ТРИЗ и РТВ для решения речевых задач в работе с детьми дошкольного возраста
  • Гюзаль Равиловна Якупова. Конспект непосредственной образовательной деятельности познавательно-речевого направления «Чем можно порадовать маму?»
  • Редактор. Можно ли развить чувство юмора?
  • Абзалова Наталья Леонидовна. Конспект беседы с родителями на тему: «Можно ли наказывать ребенка»
  • Марьенкина Лидия Александровна. Словесно-дидактические игры для развития словарного запаса, автоматизации звуков «ш» через формирование и расширение «семантического поля» слова, развитие валентностей слов, функции словоизменения.
  • Коннова Наталья Борисовна. Тема: « Урок -суд над наркоманией» /при изучении социальных норм и отклоняющего поведения можно провести подобные уроки в 8-10 классах/
  • Чакубаш Нина Геннадьевна. Организация досуговой деятельности в условиях создания новых форм дошкольного образования
  • Редактор. Как можно украсить пасхальные яйца
  • Главный Редактор. Можно ли самим научить ребенка английскому?
  • Исаева Евгения Витальевна. «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».
  • Молодых Оксана Владимировна. «Можно» и «Нельзя» или Дисциплина для дошкольников: за и против
  • Поморцева Ольга Александровна. Презентация «Как воспитать ребёнка успешным? Можно ли обойтись без наказания?»
  • Бражникова Алла Валериевна. Применение электронных образовательных ресурсов в работе по развитию речи и памяти детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях реализации ФГОС ДО.
  • Костикова Надежда Владиславовна. Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Мозолевская Янина Люциановна. Занятие по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» для детей с ОНР 3уровня старшей группы 5-6 лет Тема. Употребление предложных конструкций.
  • Малика Алатаева. Профилактическая беседа с детьми дошкольного возраста «Спички детям не игрушка»
  • Вдовиченко Екатерина. «Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста при рассматривании игрушек и предметов»
  • Лобастова Галина Александровна. Педагогический проект «Играем и говорим» на тему «Развитие связной речи детей раннего возраста через дидактические игры и пособия»
  • Екатерина Александровна Стулова. Педагогический совет в ДОУ на тему 'Организация работы ДОУ по внедрению новых форм физического развития, привитию навыков здорового образа жизни'
  • Дунаева Клавдия Павловна. Конспект открытого познавательного занятия на тему: «Частицу города нашего разве можно, друзья, не любить» во второй младшей группе
  • Рыжакина Анна Николаевна. Использование коррекционно-развивающих технологий в работе по развитию речи детей дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь