Илюшина Наталья Викторовна Воспитатель I квалификационной категории МБДОУ детский сад комбинированного вида № 105 г. Ангарск
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (№273-ФЗ от 29. 12. 2012) и ФГОС дошкольного образования (Приказ Минобрнауки 31155 от 17. 10 2013) период дошкольного детства в системе отечественного образования фактически приобретает статус первого уровня общего образования. На этом фоне основная миссия Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования состоит в решении давно назревшей проблемы: обеспечения качества данного уровня образования при сохранении самоценности дошкольного детства, как одного из важнейших этапов в жизни человека.
В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Начальным звеном непрерывного экологического образования является дошкольное воспитания.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Совместная деятельность детей и педагога — важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
В экологическом воспитании детей совместная деятельность выполняет совершенно определенную и очень важную функцию: чувственные представления детей, получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы, расширены, углублены, объединены, систематизированы.
Совместная деятельность педагога и воспитанников — это творческое дело воспитателя, её можно организовать по-разному, интересно. Она эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию отношения к содержанию
Для развития экологических основ воспитанников и их самостоятельности, для ознакомления детей с природой и особенностями озера Байкал в соответствии с образовательным проектом дошкольного учреждения «Мир открытий» нами была разработано дидактическое пособие «Карта открытий».
Дидактическое пособие «Карта открытий» используется с детьми старшего дошкольного возраста.
Методологическую основу составили теоретические позиции О.Е. Смирновой, которая считает «Самостоятельность – это способность постоянно вырываться за пределы своих возможностей, ставить перед собой новые задачи, и находить их решение»
По определению В. А. Ясвина, экологическое воспитание — это «специальный, целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности»
Целью разработки пособия «Карта открытий» является возможность самостоятельного выбора ребенком материалов из развивающей предметно – пространственной среды в соответствии со своими интересами и потребностями.
Карта открытий запускается в работу одновременно с оформлением развивающей предметно – пространственной среды группы по ознакомлению воспитанников с озером Байкал, развитию экологических основ дошкольников.
Пакет дидактических материалов к карте состоит из девяти папок по видам деятельности. Получив «Карту открытий воспитанник выбирает привлекательные для себя виды деятельности (из разных образовательных областей), которыми он будет заниматься.
В первой строке карты, в цветовом поле, располагаются картинки, обозначающие девять видов детской деятельности. (игровая деятельность – желтый, коммуникативная деятельность – синий, познавательно – исследовательская красный, ознакомление с художественной литературой и фольклором – коричневый, трудовая деятельность – фиолетовый, конструирование – зеленый, изобразительная деятельность — голубой, музыкальная деятельность – темно красный, двигательная деятельность – темно синий) Под каждый вид деятельности столбиком располагаются игровые задания (приложение 1)
Ребенок реализует задуманное, а мною, в таблице, фиксируется то, что он выполнил (приложение 2)
Роль воспитателя при этом заключается в оказании помощи в выполнении некоторых заданий, постоянном пополнении материалов для видов деятельности, прочтение детям инструкций к игровым заданиям.
- Алгоритм работы по «Карте открытий» заключается в следующем:
- Создание разнообразной игровой среды;
- Вводная беседа с детьми с целью погружения в тему, мотивация на самостоятельное изучение, использование предложенного дидактического материала;
- Руководство самостоятельной деятельностью детей, поддержка детской инициативы;
- Проведение обобщающих мероприятий с детьми. Рефлексия;
- Анализ индивидуальных карт открытий, который позволяет увидеть направленность интересов детей.
В конце недели проводится итоговое мероприятие с целью обобщения знаний и формулировки открытий.
Используя диагностику Р.М. Геворкян, определяем уровень развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
Критерии развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста:
- Организация деятельности и поступков без посторонней помощи;
- Выполнение решений без напоминания;
- Умение отстаивать свое мнение, без проявления упрямства;
- Умение самому себе найти занятие и организовать свою деятельность;
- Способность к проявлению инициативы в решении возникающих задач.
По результатам отмечается положительная динамика, которая отражена в таблице (приложение 3)
Таким образом, дидактическое пособие «Карта открытий» соответствует принципам дошкольного образования:
- Поддержка детской инициативы;
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных идах деятельности;
- Сотрудничество с семьей.
Рекомендуется к использованию педагогами, заинтересованными в развитии самостоятельности детей и создании условий для ее формирования.
Нами разработано дидактическое пособие «Карта открытий» по теме: «Байкал – жемчужина Сибири» (приложение 4)
Основной целью данного пособия является: обеспечение для воспитанников условий полноценного проживания уникального, самоценного периода дошкольного детства и создание обстановки познавательного событийного взаимодействия педагога с детьми, их родителями, направленного на развитие личностного потенциала каждого субъекта образовательной среды.
Дидактическое пособие «Карта открытий» по теме: «Байкал – жемчужина Сибири» включает дидактический материал:
Коммуникативная деятельность – дидактические игры: «Подбери такую же рыбку», «Кто, где живет?», «Рассели обитателей озера», «Этажи Байкала».
Конструирование – из природного материала «Рыбки озера Байкал», из бумаги «Голомянка»,
Изобразительная деятельность – лепка: «Нерпа», рисование: раскраски «Нерпа с нерпенком», «Рыбки».
Познавательно-исследовательская деятельность – мини энциклопедия «Путешествие по озеру Байкал», презентация «Озеро Байкал».
Двигательная деятельность – физ. минутки о воде, картотека подвижных игр на выбор детей.
Ознакомление с художественной литературой и фольклором – М. Сергеев «Море синее Байкал». В. Стародумов «Сказки озера Байкал», С. Бунтовская «Экологически чистые сказки с озера Байкал»
Трудовая деятельность – «Экологический десант»
приложение 1
Дидактическое пособие «Карта открытий»
Игровая Коммуникативная Познавательно-исследов. Худ. лит. и фольклор Трудовая Конструирование Изобразительная Музыкальная Двигательная
приложение 2
таблица: «Анализ выполнения выбора детей»
Имя ребенка Выбор деятельности Выполнение выбора деятельности Примечание
Катя П.
Выбрала четыре вида деятельности. Все выполнила самостоятельно
приложение 3
Уровни развития самостоятельности
Группа Учебный
год Уровни развития
Высокий Средний Низкий
Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года
Старшая 2016-2017 23% 34% 375 40% 40% 26%
Подготовительная 2017-2018 36% 51% 41% 455 29% 4%
приложение 4
Дидактическое пособие «Карта открытий» по теме:
«Байкал — жемчужина Сибири»
Игровая Коммуникативная Познавательно-исследов. Худ. лит. и фольклор Трудовая Конструирование Изобразительная Музыкальная Двигательная
|