Никитина Анна Сергеевна Пупкова Елена Александровна Макулькина Наталья Николаевна Макарова Анна Сергеевна. Формирование основ экологической культуры дошкольников

Формирование основ экологической культуры дошкольников

Экологическая культура, а точнее её основы формируются в процессах обучения и воспитания рассматриваются как процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде (Проект ФЗ «Об экологической культуре»).

В процессе общения с природой, постигая ее закономерности, люди постепенно находили нормы и правила поведения в природе. Тысячелетиями складывались общенародные традиции, основывалась народная педагогика, направленная на сохранение среды обитания и всего живого на земле.

 

Любой структурный компонент экологической культуры дошкольников можно полагать соответствующим критерием для ее оценивания:

  • когнитивный (познавательный критерий);
  • эмоциональный (эмоционально-нравственный критерий);
  • деятельностный (практический критерий).

Опираясь на рассмотрение научно-методической литературы, на основании парциальной программы по экологии С.Н. Николаевой мы провели исследования уровня развития экологических знаний у детей дошкольного возраста.

Формирование основ экологической культуры дошкольников предполагает:

  • формирование осознанно-правильного отношения к живой природе;
  • ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т.е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии.

Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой природе.

Отсюда следует, что диагностику экологической воспитанности дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям:

  • формирование экологических знаний;
  • экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Нами заполнялась диагностическая таблица на начало учебного года и на конец.

В ней представлены знания старших дошкольников:

  • представления о живой и неживой природе,
  • отношение к природе;
  • знания и соблюдения правил в природе.

Критерии формирования основ экологических знаний дошкольников:

  • знания живой природе (направлены на определение характерных особенностей представителей мира животных);
  • знания о неживой природе (направлены на формирования представления о том, что неживая природа – среда жизни растений, человека, животных).
  • отношение к природе (направлено на экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам);
  • знания и соблюдение правил в природе (направленно на формирование экологических знаний и соблюдения правил в природе).

Экологическое воспитание в доу проводиться в интересной форме. Применяется метод наблюдения и метод экспериментов за выявлением отношения детей к природе.

Например, можно проводить самые различные наблюдения и эксперименты с водой и воздухом, камнем и деревом. Все эти природные материалы входят в состав среды обитания живых существ, поэтому, полезно познакомиться с их свойствами.

Дошкольники не раз в быту сталкивались со свойствами воды, глины, песка, сыпучих продуктов, жидких веществ, могут назвать некоторые свойства веществ (растворяет, растворяется, лепится, рассыпается и др.). Вместе с тем повторение этих экспериментов весьма полезно, потому, что позволяет развивать умение сравнивать и делать самостоятельные выводы.

Воду можно замораживать и выпаривать, делать из кипятка на морозе иней, придавать ей цвет, вкус и запах. Воздух интересно обнаруживать: создавать разными способами ветер, наливать воду из крана и наблюдать за появлением пузырьков воздуха на стенках прозрачного сосуда, бросать в воду мелкие предметы и замечать, как вверх поднимаются пузыри.

Дерево и камень можно сравнить по твердости: если нажимать на них гвоздем – след в виде ямки остается только на дереве, это помогает детям понять, почему белка и другие лазающие животные легко передвигаются по деревьям.

Беседы проводятся в спокойной доверительной обстановке. В ходе беседы воспитатель, использует:

  • картинки;
  • фотографии;
  • иллюстрации из книг и журналов;
  • музыку.

Видя затруднения нескольких дошкольников, беседу проводят с наводящими вопросами, используют карточки подсказки.

Просмотров: 226
Категория: По направлениям » Для детского сада » Экологическое воспитание




Другие новости по теме:

  • Наталья Гурцева. Исследование уровня сформированности знаний о живой природе у дошкольников с задержкой психического развития
  • Захарова Людмила. Организация экскурсий в природу в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста как средства формирования бережного отношения к природе
  • Лобова Анна Николаевна. Опыт работы «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, у детей 4–5 лет»
  • Чухманова Наталья Сергеевна. Консультация для воспитателей на тему: «Труд в природе, его роль в формировании экологической воспитанности дошкольников»
  • Гилева Инна Геннадиевна. Влияние наблюдений в природе на формирование экологических представлений детей дошкольного возраста.
  • Юрьева Елена Михайловна. Наблюдения в природе-как средство воспитания дошкольников
  • Мубаракшина Эльвира Мехаматхарисовна. Экологическое воспитание дошкольников через наблюдения в природе
  • Носкова Ирина Леонидовна. Формирование представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста на основе опытно-экспериментальной деятельности
  • Моргунова Валентина Владимировна. Наблюдение как средство формирования у дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе
  • Башкирова Ирина Ивановна. ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Ирина Николаевна Ковригина. РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Рудакова Марина Юрьевна. Формирование положительного отношения к объектам живой природы
  • Гульфизя Завдатовна Фасахова. Формирование основ экологической культуры у дошкольников
  • Горлова Галина Васильевна. Интегрированный подход в формировании интереса к природе у младших дошкольников
  • Харинова Наталия Александровна. Формирование основ экологической культуры дошкольников «Мир вокруг нас»
  • Закутняя Т.Н., Шаболдина Н. А.. «Организация практической деятельности дошкольников в природе»
  • Никифорова Ольга Алексеевна. Сценарий педагогического совета на тему: «Воспитание дошкольников через приобщение к природе»
  • Вахонина Юлия Витальевна. Метод проектов как условие формирования экологической культуры у старших дошкольников в процессе ознакомления с первоцветами Южного Урала
  • Капустина Наталья Ивановна. «Развитие познавательного интереса детей 5–6 лет к неживой природе посредством экспериментирования»
  • Никифорова Ольга Алексеевна. Конспект семинара-практикума со взаимодействием специалистов в ДОУ на тему: «Приобщаем дошкольников к природе».
  • Новикова Елена Петровна. «Зимние явления в неживой природе»
  • Ирина Петракова. Консультация для родителей «Наблюдения в природе»
  • Дудукина Ирина Геннадьевна. Конспект экологической викторины ко Дню земли в старшей группе на тему: «Всё о природе Земли»
  • Ревицкая Валентина Максимовна. Педагогический опыт: Тема опыта: Формирование начал экологической культуры у дошкольников с использованием метода наблюдения
  • Трошина Светлана Николаевна. Экологический проект для родителей детей старшего дошкольного возраста «Природе нужна наша помощь!»
  • Ольга Жиркова. Игра - как средство воспитания интереса детей к природе.
  • Булатова Эльвира Юрьевна. Условия формирования у дошкольников с ОВЗ знаний о предметах и явлениях живой природы.
  • Якимец Светлана Владимировна. Комплексное ООД по экологии в старшей группе 'Роль воды в природе'
  • Чухманова Наталья Сергеевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей 5-6 лет «Круговорот воды в природе»
  • Серёдкина Надежда Николаевна. ДОКЛАД «Формирование у детей знаний о растительном и животном мире родного края как средство повышения экологической культуры воспитанников»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь