Экологическая культура, а точнее её основы формируются в процессах обучения и воспитания рассматриваются как процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде (Проект ФЗ «Об экологической культуре»).
В процессе общения с природой, постигая ее закономерности, люди постепенно находили нормы и правила поведения в природе. Тысячелетиями складывались общенародные традиции, основывалась народная педагогика, направленная на сохранение среды обитания и всего живого на земле.
Любой структурный компонент экологической культуры дошкольников можно полагать соответствующим критерием для ее оценивания:
- когнитивный (познавательный критерий);
- эмоциональный (эмоционально-нравственный критерий);
- деятельностный (практический критерий).
Опираясь на рассмотрение научно-методической литературы, на основании парциальной программы по экологии С.Н. Николаевой мы провели исследования уровня развития экологических знаний у детей дошкольного возраста.
Формирование основ экологической культуры дошкольников предполагает:
- формирование осознанно-правильного отношения к живой природе;
- ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т.е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии.
Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой природе.
Отсюда следует, что диагностику экологической воспитанности дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям:
- формирование экологических знаний;
- экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Нами заполнялась диагностическая таблица на начало учебного года и на конец.
В ней представлены знания старших дошкольников:
- представления о живой и неживой природе,
- отношение к природе;
- знания и соблюдения правил в природе.
Критерии формирования основ экологических знаний дошкольников:
- знания живой природе (направлены на определение характерных особенностей представителей мира животных);
- знания о неживой природе (направлены на формирования представления о том, что неживая природа – среда жизни растений, человека, животных).
- отношение к природе (направлено на экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам);
- знания и соблюдение правил в природе (направленно на формирование экологических знаний и соблюдения правил в природе).
Экологическое воспитание в доу проводиться в интересной форме. Применяется метод наблюдения и метод экспериментов за выявлением отношения детей к природе.
Например, можно проводить самые различные наблюдения и эксперименты с водой и воздухом, камнем и деревом. Все эти природные материалы входят в состав среды обитания живых существ, поэтому, полезно познакомиться с их свойствами.
Дошкольники не раз в быту сталкивались со свойствами воды, глины, песка, сыпучих продуктов, жидких веществ, могут назвать некоторые свойства веществ (растворяет, растворяется, лепится, рассыпается и др.). Вместе с тем повторение этих экспериментов весьма полезно, потому, что позволяет развивать умение сравнивать и делать самостоятельные выводы.
Воду можно замораживать и выпаривать, делать из кипятка на морозе иней, придавать ей цвет, вкус и запах. Воздух интересно обнаруживать: создавать разными способами ветер, наливать воду из крана и наблюдать за появлением пузырьков воздуха на стенках прозрачного сосуда, бросать в воду мелкие предметы и замечать, как вверх поднимаются пузыри.
Дерево и камень можно сравнить по твердости: если нажимать на них гвоздем – след в виде ямки остается только на дереве, это помогает детям понять, почему белка и другие лазающие животные легко передвигаются по деревьям.
Беседы проводятся в спокойной доверительной обстановке. В ходе беседы воспитатель, использует:
- картинки;
- фотографии;
- иллюстрации из книг и журналов;
- музыку.
Видя затруднения нескольких дошкольников, беседу проводят с наводящими вопросами, используют карточки подсказки.
|