Цели: закрепить знание детей о том, что скульптура бывает монументальной и станковой формы, изготовляют скульпторы из разных материалов.
Воспитывать интерес к профессии скульптора. Развивать художественный вкус, умение понимать красивое, учить правильно рассматривать скульптуру. Формировать представление о скульптуре как виде изобразительного искусства. Знакомить детей со станковой скульптурой, её специальным жанром – анималистикой.
Материал: мультимедийная презентация с изображением памятников в Белгороде.
Ход занятия
На слайде презентации иллюстрации (монументальной, станковой скульптуры).
– Ребята, посмотрите и скажите, произведения какого вида искусства вы видите? (скульптуры)
– О чем же сегодня пойдет речь? (о скульптуре)
– Какая бывает скульптура? (монументальная и станковая)
– Где в Белгороде можно встретить монументальную скульптуру?
– Как еще называют монументальную скульптуру? (памятник)
– Какие вы знаете памятники? (А. И. Попову, Владимиру-Крестителю)
– Для чего делают памятники?
5. Где вы видели памятники в Белгороде? ( «На площади», «В парке»).
Это памятник называется «Честный гаишник (Павел Гречихин)». Памятник честному гаишнику, старшине Гречихину, установлен осенью 2004 года в Белгороде. Скульптор Анатолий Шишков. На постаменте высечен девиз Павла Гречихина: «Добрая слава – важнее богатства». Как вы думаете что означают эти слова? (добрые дела делал). Правильно, ребята.
В Белгороде жил и работал такой человек – Павел Кириллыч Гречихин. Прославился постовой тем, что штрафовал всех нещадно, не смотря на ранги и звания, выписал штраф даже жене. По рассказам жителей, он штрафовал друзей, соседей. Чтобы все граждане белгородской области соблюдали правила движения на улицах нашего города.
-А вы ребята соблюдаете правила дорожного движения, когда гуляете с мамой, папой, бабушкой? Всегда дорогу переходите по пешеходному переходу?
Скульптура расположена на кольцевой развязке улицы Белгородского полка с улицей Корочанская и улицы Волчанской. и представляет собой изображение сотрудника ГАИ в натуральную величину.
В результате дети ознакомились со скульптурами г. Белгорода, было представлено 7 скульптур и 3 произведения живописи.
Ребята, а как вы думаете, чем отличается скульптура от живописи?
Аня. Я не знаю.
Света. Я тоже не знаю.
Таня. Скульптура – объемное произведение из камня, металла, глины.
Вова. Живопись рисуют, а скульптуру лепят.
Правильно, ребята. Живопись – изображение на плоскости (бумаге, холсте, дереве, стекле) с помощью красок, туши, а скульптуру можно делать из камня или льда, а живопись можно изобразить только на бумаге
Посмотрите на экран. Что вы видите? (портрет). Правильно это произведения живописи: «Портрет Николая II». Написан очень давно в 1900 г. Художник В. Серов.
Как изобразил художник Николая II? (грустный, задумчивый).
«Когда я ездил к бабушке, я видел книгу – там был портрет Николая II», – дополнил рассказ воспитателя один из мальчиков.
Теперь вы знаете, что в Белгороде много памятников, монументов.
3. Для чего делают памятники? ( «Чтобы было красиво»)
4. Еще для чего? ( «Чтобы они украшали парки, скверы, улицы, площади»). А еще – чтобы люди помнили героев войны, разведчиков, партизан, чтобы помнили писателей, музыкантов, ученых, чемпионов. Большие памятники делают из камня, мрамора, гранита, бронзы.
В такие праздники, как День Российской армии, День Победы, люди украшают памятники цветами. Вот и мы с вами 9 мая, в День Победы, тоже пойдем на экскурсию к мемориалу «Вечный огонь», что на Соборной площади и возложим к его подножию цветы.
5. С какой скульптурой мы познакомились сегодня ( «С монументальной скульптурой»).
6. Посмотрите вот на эту картинку, что у меня? ( «Скульптура»). Кому? (Светлане Хоркиной).
7. Что изображает скульптура, которую вы видите ( «Гимнастку»).
– Из каких материалов делают монументы? (металл, камень, бронза, гранит).
– Кто же делает скульптуры?
– Кто сможет отличить живопись от скульптуры?
– Что делают художники? (рисуют)
– Что делают скульпторы? (лепят)
– Кто может назвать живопись?
– Назовите скульптуры, которые вам больше всего понравились и запомнились ( «Гимнастка», «Честный гаишник»).
П.: Сначала скульптор делает эскиз, набросок, а потом уже воплощает задуманное в камне, металле, бронзе, дереве и т.д.
П.: Сейчас я предлагаю Вам посмотреть небольшой фильм, в котором вы увидите инструменты скульптора, и как работает скульптор.
Сегодня каждому из вас предстоит побывать в роли скульптора и создать скульптуру животного, а какого – вы узнаете, отгадав загадку.
Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается (собака).
- Перед вами на доске изображения разных скульптур собак. В мире существуют даже памятники собакам. В нашем городе Белгороде, есть памятник милиционеру-кинологу Ф. Хихлушке и собаке Лире. Мы сегодня с вами видели эту скульптуру на слайде. В Москве есть памятник собаке лайке. Собаки этой породы первые побывали в космосе. В Париже установлен памятник собаке Барри. Этот пес спасал заваленных снегом в горах людей. Аляскинская собака Болто была вожаком упряжки, доставившей в метель, пургу лекарства умирающим людям. Ей поставлен памятник в Америке. Собаки принесли огромную пользу во время войны. Сколько раненых они спасли на поле боя?! Недаром говорят: «Собака – друг человека». Во многих домах можно встретить различные скульптуры собак. У нас в группе тоже есть такие скульптуры (показ).
– Какие они, одинаковые или разных пород? (разные)
П.: Вот эта собака породы такса.
– Какая она? (Рассмотреть еще две-три скульптуры)
– Какое у нее тело, уши, хвост?
– В какой позе изображена собака?
– Как удается скульптору передать, что тело собаки покрыто шерстью?
А сейчас мы с вами будем лепить собаку. Подумайте, какой породы вы хотели бы слепить (дворнягу, таксу, лайку). Большую, маленькую.
Итог:
– Что нового сегодня мы узнали?
– Что запомнилось больше всего?
– У кого какая собачка получилась, какой породы?
|