Проект реализуется в рамках программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, согласно ФГОС.
«Благая природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь чему учиться» Леонардо да Винчи.
Актуальность.
Зима сменяет осень, потом приходит весна и наступает лето. Дети спрашивают, почему так происходит? …Почему деревья спят зимой? Почему горка стала меньше? Откуда взялись проталинки? Как это «сугробы приседают?». Чтобы дать ответы на эти и другие вопросы я и взяла эту тему для своего проекта.
Вид проекта: информационно-творческий.
Проблема: развитие умений детей замечать изменения в природе; формировать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы.
Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели.
Цель: способствовать формированию элементарных представлений о временах года, его периодичности, замечать простейшие сезонные изменения в природе, следить за погодой, одеждой людей, воспитывать желание самостоятельно наблюдать природные явления.
Задачи:
Для педагога: найти эффективные формы и методы работы с детьми по данной теме.
Для детей: способствовать формированию представлений детей о сезонных изменениях, узнавать и называть времена года, выделять характерные признаки, развивать интерес к наблюдению за объектами и явлениями в природе.
Для родителей: повысить педагогическую компетентность в вопросах экологического воспитания детей дошкольного возраста, уделять внимание наблюдению за объектами и явлениями природы.
Предполагаемый результат:
Для педагогов: повысится профессиональный уровень. Будут найдены эффективные формы и методы работы с детьми в решении вопросов экологического воспитания.
Для детей: будут сформированы умения замечать и называть изменения в природе, называть времена года, развивать интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы.
Для родителей: повысится компетентность родителей в экологическом воспитании детей, будут проводить с детьми наблюдения в природе и принимать активное участие в организации образовательного процесса.
Этапы реализации проекта.
I этап -подготовительный (октябрь)
II этап- основной (ноябрь-май)
III этап- заключительный (май-июнь)
Интеграция ОО:
- речевое развитие
- художественно-эстетическое развитие.
План реализации проекта
Подготовительный этап.
На подготовительном этапе мною был сделан обзор трудов Л.И. Марченко «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», которые затрагивали тему: «Времена года». Так же была изучена методическая литература по данной теме:
Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А Васильевой;
О.Г. Жукова «Предметная среда. Сенсорика. Экология»;
И.В Кравченко «Прогулки в детском саду»;
О.А. Соломенникова «Занятие по формированию элементарно-экологических представлений в средней группе детского сада»;
С.Н. Николаева «Юный эколог» система работы в средней группе детского сада;
Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности».
Я разработала план по реализации проекта, подобрала художественную литературу, дидактические, подвижные игры, занятия, беседы.
Основной этап.
Основной этап включает в себя реализацию основных видов деятельности по направлению проекта.
С детьми были проведены беседы: «Ранняя осень», «Золотая осень», «Поздняя осень» — закрепить месяцы осени, приметы осени. «Перелетные птицы», «Зимующие птицы» — закрепить название перелетных и зимующих птиц, поведение птиц зимой. «Здравствуй, зимушка-зима» — умение сравнивать осенний и зимний пейзажи. «Как звери готовятся к зиме» — как животные зимуют. «Праздник Новый год» — подготовка к новогоднему утреннику: заучивание стихов, песен.
«К нам весна шагает быстрыми шагами» -выделять приметы весны. «Встречаем птиц» -закреплять название перелетных птиц.
«Здравствуй лето» — расширять представление детей о летних изменениях в природе.
Дидактические игры: «С какого дерева листок», «Лото», «Овощи», «Времена года», «Сложи картинку», «Чего не стала?», «Что изменилось?», «Нелепицы», «Птицы» -лото, «Цветы» -лото, «Что, где растет», «Когда это бывает?», «Загадки-отгадки».
Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Птички и автомобиль», «Огуречик, огуречик…», «Листопад», «Гуси, вы гуси красные лапки», «Зайцы в огороде», «Зайка беленький», «Два мороза», «Снег кружится», «Догони-ка», «Веселый воробей», «Птички-раз, птички-два», «Веселый ручеек», «Мы веселые ребята», «Воробьи-вороны».
Пальчиковые игры: «Капусту солим», «Снег, снег», «Мороз», «Снежок», «Капель», «Весна», «Цветы».
Сюжетно-ролевые игры: «Варим суп», «Зайкин огород», «Больница», «Магазин», «Путешествие в зимний лес», «Едем отдыхать на речку».
Заучивали стихи: И Бунин «Листопад», А. Майков «Осенние листья по ветру кружатся», Тувим «Овощи», М.Познанская «Первый снег», И.Сурикова «Зима», Орлова «Медведь спит», И. Поляков «Вышло солнце из-за тучи», М.Клокова «Зима прошла».
Потешки: «Ножки, ножки, где вы бывали?», «Солнышко-ведрышко» и другие.
Рассказы: В.Бианки «Подкидыш», Первая охота», «Синичкин календарь», «Красная горка», «Домики без топора». Е.Чарушин: «Что за зверь?». Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича-Длинный нос…», «Серая шейка»
Сказки: «Зимовье зверей», «Заяц и лиса», «Снегурочка», «Война грибов с ягодами» в обработке В.Даль.
Были проведены ООД:
Рисование: «До свидания, лето!», «Поспели яблоки», «Снегурочка», «Новогодняя открытка», «Новогодние украшения», «Птички прилетели», «Цветы для мамы».
Аппликация: «Корзина с грибами», «Цветы для мамы».
Праздники: «Осень золотая», «К нам спешит Новый год», «Мамочка любимая».
Развлечения: «Сильные, быстрые, ловкие», Проводы зимы».
Практическая деятельность: Изготовили подарки для мам, поделки из природного материала, новогодние украшения.
Словесные игры: «Овощи», «Золотая осень», «Один –много», «Скажи ласково», «Скажи –какая?», «Гори, гори ясно», «Весна идет», «Что с начало, что потом?».
Составление рассказов: «Зима», «Осень», «Лето «, «Весна».
Заключительный этап.
Итогом реализации нашего проекта стало изготовление макета «Времена года», подборка дидактических игр по данной теме, оформление альбомов по теме: «Времена года».
Подводя итоги реализации проекта «Времена года» я отметила, что родители стали больше проявлять интерес к вопросу экологического воспитания, проводят с детьми наблюдения в природе, обращают внимание детей на сезонные изменения. Родители стали прислушиваться к нашим советам, стали боле требовательными к себе.
В результате работы над проектом дети умеют замечать и называть изменения в природе, называть времена года, наблюдать за объектами и явлениями в природы, сформированы умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы.
Литература:
- Л.И. Марченко «Осень», «Зима», «Весна», «Лето» -Уфа, Китап, 2004.
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. -Мозаика-Синтез Москва, 2012.
- О.Г. Жукова «Предметная среда. Сенсорика. Экология. — «Аркти» Москва, 2007.
- И.В. Кравченко «Прогулки в детском саду». — ТЦ» Сфера» Москва, 2009.
|