Цель: Познакомить детей с электричеством, научить измерять напряжение в простейших цепях электрического тока.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Дать детям общее представление об электричестве;
- Познакомить с понятиями «электрический ток», «напряжение», «электроны», «электроды»
- Закреплять знания об электроприборах, о правилах безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту;
- Научить измерять напряжение в простейших цепях электрического тока.
Развивающие задачи:
- Развивать у детей мыслительную активность, любознательность, речевую активность;
- Развивать у детей познавательно-исследовательский интерес.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
- Вызывать радость открытий, полученных из опытов;
- Воспитывать умение работать в коллективе.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: беседа об электроприборах, разгадывание загадок по теме электричество, игра «Что было раньше и сейчас», беседа «Что такое батарейка и его предназначение»
Материалы и оборудование: часы с разряженной батарейкой, яблоко, лимон, клубень картофеля, емкость с соленой водой, емкость с водой для промывки электродов после измерений, б/у батарейки, компьютер, комплект лаборатории Наураша по теме «Электричество»
картинки с разными видами электростанций, картинки с правилами безопасного обращения с электричеством и электроприборами.
Методы и приемы:
Словесный: беседа, рассказ, художественное слово, обсуждение, выступления детей;
Наглядный: демонстрация наглядных пособий, показ способа действия;
Практический: выполнение опытно-экспериментальной деятельности.
Словарная работа: «электричество», «электрический ток», «напряжение», «электроны», «электроды», «динамо-машина», «гидроэлектростанция», «теплоэлектростанция»
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
1. Организационный момент:
1) Приветствие. Дети стоят в кругу, лицом друг к другу.
С добрым утром! (Поднять правую руку)
С новым днём! (Поднять левую руку)
С новым солнцем за окном! (Развести руки в стороны)
Утро доброе встречай! (Хлопки в ладоши)
День хороший начинай!
2). Вводная часть. Постановка проблемы.
Воспитатель. Ребята, подскажите пожалуйста, какой прибор помогает определить точное время суток? (ответы детей – часы). У нас в группе, конечно же, есть этот предмет и вы с ним знакомы. Но с нашими часами что-то случилось, они не идут, стрелки не двигаются и они не тикают. Что же с ними могло произойти? (Обсуждение детей) На наших часах села батарейка. А с батарейкой мы с вами уже знакомы и знаем, что в себе она хранит электричество. А если заряд электричества в батарейке закончился, как же нам быть? Я предлагаю вам отправиться к нашему другу – всезнайке Наурашу в страну Наурандии.
2. Основная часть.
1) Работа в цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии». Знакомство с понятием «Электричество».
Воспитатель: Ученые установили, что электричество — это поток мельчайших заряженных частиц- электронов. Каждый электрон несет небольшой заряд энергии. Когда такие электроны накапливаются, заряд становится большим и возникает электрическое напряжение. Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы-электроны. Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать. Измеряется электричество в вольтах. Напряжение в домашних розетках 220 Вольт – это много и опасно для жизни. И мы с вами должны соблюдать правила безопасности при работе с электричеством. Напомните, пожалуйста, мне о них. (Ребята вспоминают правила безопасного пользования с электроприборами, используя карточки-инаглядности)
-Электроприборы могут ударить током, стать причиной пожара. Поэтому, выходя из дома, необходимо выключать телевизор, магнитофон, утюг и т.д.
-Нельзя тянуть руками электрический провод, можно брать в руки только вилку.
-Ни в коем случае нельзя подходить к оголенным проводам, не дотрагиваться до них. Это опасно для жизни.
-Нельзя прикасаться мокрыми руками к электрическим приборам и проводам.
-Нельзя стоять под деревом во время грозы.
-Нельзя вставлять никакие предметы в розетку.
-Без взрослых- ничего не трогать.
Воспитатель: Подробней об электричестве вы узнаете, когда пойдете в школу. А сейчас предлагаю вам вспомнить электроприборы и сделать электрическую физминутку.
Физкультминутка.
Игра «Ток бежит по проводам»
Ток бежит по проводам, Дети, бегут по кругу.
Свет несёт в квартиру нам.
Чтоб работали приборы, Делают круговые движения руками, перед собой.
Холодильник, мониторы. Повороты влево, вправо.
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принёс.
2) Электричество в природе. Задания на измерения в лаборатории Наураша.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, живет ли электричество в природе? (ответы детей). Открою вам секрет, что небольшие частицы напряжения есть в овощах и фруктах.
- Эксперимент «Электрояблоко»
- Эксперимент «Электролимон»»
- «Картошка под напряжением»
Вывод: в кислом яблоке, лимоне, картофеле есть напряжение. Обычная батарейка устроена примерно так же, как «электрояблоко» или «электролимон», только вместо кислого сока в ней специальное химическое вещество.
3) Знакомство с динамо-машиной.
Воспитатель: Ребята, получается, в нашей батарейке есть специальное химическое вещество, которое помогает образовывать электричество. Но кроме химических источников тока существуют другие, например динамо-машина.
Воспитатель: Динамо-машина – это моторчик, который можно крутить самим. Если к моторчику подвести электричество, то он будет вращаться самостоятельно. А если раскрутить его вал вручную, моторчик будет вырабатывать электричество.
4). Эксперимент «Электричество с помощью динамо-машины» (Подготовить динамо-машину: подсоединить провода к контактам динамо-машины и к проводам датчика, раскрутить вал).
Вывод: чем быстрее крутишь, тем больше напряжение.
5). Электричество в жизни человека.
Воспитатель: Электричество, которое у нас дома, также вырабатывают динамо-машины, только очень большие. Их приводит в движение вода, на гидроэлектростанциях (показ иллюстрации) или пар, на тепловых электростанциях. Солнечные — с помощью солнца.
Ветровые – с помощью ветра.
Затем, электрический ток течёт по проводам, спрятанным глубоко под землёй или очень высоко над землёй, приходит в наши дома, попадая в выключатели и розетки и помогает работать нашим электрическим приборам.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Вот и закончилось наша встреча со всезнайкой Наурашем. А чтобы наше путешествие вам запомнилось, я хочу подарить вам вот такие лампочки и спросить «Что понравилось и запомнилось вам особенно в нашем путешествии?» (ответы детей).
Воспитатель: Электричество играет в жизни человека очень большую роль. Желаю вам помнить о важности электроприборов в нашей жизни и не забывать о коварстве электричества. Помните правила безопасности по использованию электроприборов и берегите электричество: вовремя выключайте свет и электроприборы. До новых встреч!
|