Название: Психология интеллекта
Автор: Пиаже Жан
Формат: doc
Язык: русский
Размер: 1,61 Мб
Жан Пиаже (1896 - 1980) - выдающийся швейцарский психолог, логик, философ, один из основателей генетической психологии. Учился и работал в университетах Невшталя, Цюриха, Парижа, Лозанны, Женевы. Будучи профессором Женевского университета, долгие годы руководил в качестве директора Международным центром по генетической эпистемологии при университете.
В цикле исследований на детях разработал метод клинической беседы, а позже концепцию когнитивного развития детей как постепенного процесса, состоящего из нескольких стадий (другие названия: концепция стадиального развития психики или операциональная концепция интеллекта). Пиаже полагал, что развитие интеллекта является основой, стержнем психического развития. Он считал принципы этой концепции ключевыми для понимания эволюции мышления в разные исторические эпохи и для различных областей знания; разработал, исходя из этого положения, особое направление исследований, названное им в дальнейшем генетической эпистемологией. Теория, первые идеи и положения которой были сформулированы автором еще в первой половине прошлого века, остается актуальной и до настоящего времени оценивается специалистами как одна из наиболее продуктивных в лабораторно-экспериментальном и практическом исследованиях.
Оглавление
Предисловие к первому изданию. …1
Предисловие ко второму изданию. …2
Часть первая. Природа интеллекта. …2
Глава I. Интеллект и биологическая адаптация. …2
Место интеллекта в психической организации. …3
Адаптивная природа интеллекта. … 5
Глава II. «Психология мышления» и психологическая природа логических операций. …9
«Психология мышления» К. Бюлер и О. Зельц. …11
Критика «психологии мышления». …12
Логика и психология. …14
Операции и их «группировки». …16
Классификация «группировок» и основных операций мышления. …20
Равновесие и генезис. …23
Часть вторая. Интеллект и сенсо-моторные функции. …24
Глава III. Интеллект и восприятие. …24
Исторический экскурс. …24
Теория формы и ее интерпретация интеллекта. …25
Критика психологии формы. …27
Различия между восприятием и интеллектом. …30
Аналогии между перцептивной деятельностью и интеллектом. …36
Глава IV. Навык и сенсомоторный интеллект. …40
Навык и интеллект. …40
Сенсо-моторная ассимиляция и возникновение интеллекта у ребенка. …46
Построение объекта и пространственных отношений. …49
Часть третья. Развитие мышления. …54
Глава V. Формирование мышления. Интуиция (наглядность) и операции. …54
Структурные различия между понятийным и сенсо-моторным интеллектом. …54
Этапы построения операций. …56
Символическое и допонятийное мышление. …56
Интуитивное (наглядное) мышление. …58
Конкретные операции. …63
Формальные операции. …67
Иерархия операций и их прогрессирующая дифференциация. …68
Определение «умственного уровня». …70
Глава VI. Социальные факторы интеллектуального развития. …70
Операциональные «группировки» и кооперация. …74
Заключение. Ритмы, регуляции и «группировки». …75