(формирование представления детей 7-ого года жизни об объектах материального мира через игру «ДА – НЕТ»).
Цель: учить детей задавать вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет», сужать поле поиска, отсекая часть пространства, находить объекты после наименьшего количества вопросов.
Задачи: 1. Отработка навыка сужения поля поиска от серединного объекта с использованием понятий «выше – ниже» (играющие должны задавать вопросы, которые отсекали бы сразу половину ряда, выполняя правило «найти середину — откинь половину»).
2. Учить детей сужать поле поиска на горизонтальной плоскости. Активизировать словарь ориентирами: «дальше – ближе», «правая часть стола – левая часть стола», «правый (левый) дальний (ближний) угол». Угадать геометрическую форму на столе.
Скачать конспект
3. Учить детей задавать вопросы о месте нахождения объекта в жилом помещении путём сужения поля поиска. Развивать умение использовать ориентиры: нижний – верхний этаж, центр этажа, справа – слева от центра, центр, ближняя – дальняя, правая – левая, верхняя – нижняя часть комнаты, верхний – нижний, ближний – дальний, правый – левый угол.
4. Учить отгадывать загаданный предмет или персонаж, задавая вопросы, предполагающие ответ Да или Нет.
Оборудование:
- картинки с изображением объектов природного мира, расположенные в вертикальном ряду
- стол, на котором вразброс расположены разные геометрические формы: конус, куб, цилиндр, шар, призма, многогранник, параллелограмм, пирамида
- двухэтажный кукольный домик и объекты в нём
- обручи, которые одеваются на голову участнику для закрепления карточки
- карточки с изображением предмета или персонажа
- медальоны с изображением вопросительного знака
- фишки красного и зелёного цветов
- конверт с письмом.
Ход занятия:
- Ребята, сегодня мы с вами превратимся в знатоков и отправимся путешествовать по стране Знаний.
- Кто же такие знатоки? (Это люди, обладающие обширными знаниями. В самом слове есть ответ — знатоки от слова «знать»). А еще знатоки, я думаю, это любознательные люди, которые всем интересуются и задают много вопросов и конечно же, справляются с любыми заданиями. У меня есть медальоны-вопросики, мы их сейчас наденем на себя и сразу же станем умными Знатоками. Ну вот, теперь можно отправляться в путешествие.
Но сначала мы прочитаем письмо, которое я получила с утра: «Дорогие ребята, это пишет вам король страны Знаний. Помогите отгадать зашифрованное слово. Во время путешествия по моей стране вы будете выполнять задания. За каждое выполненное задание вы получите фишку определенного цвета. При помощи этих фишек вы сможете составить схему зашифрованного слова. Я вам дам подсказку — это время года, а какое, вам предстоит отгадать».
Итак, первая остановка. Давайте посмотрим, какое здесь задание. Переда нами вертикальный ряд с картинками. Сейчас я загадаю объект из этого ряда, а вы должны задавать мне вопросы, на которые я могу ответить словами «да» или «нет». С помощью
Этих вопросов вы сможете отгадать загаданный объект. При этом нужно соблюдать правило игры «найди середину — откинь половину».
Вопросы (задают дети):
- в середине находится редис, вы его загадали?
- нет.
- этот объект находится выше, чем редис?
- нет.
Складывается та часть, в которой нет загаданного объекта.
- в середине находится тыква, вы её загадали?
- нет.
- этот объект находится ниже, чем тыква?
- да.
Складывается та часть игры, в которой нет загаданного объекта.
- в середине находится картофель, вы его загадали?
- нет.
- этот объект находится ниже, чем картофель?
- да.
- это морковь?
- да. -
- Объект отгадан и за правильный ответ вы получаете фишку красного цвета.
- Следующее задание для Знатоков называется «Отгадай геометрическую форму». На столе расположены геометрические формы (перечислить). Сейчас я загадаю одну из этих геометрических форм, а вы должны отгадать при помощи вопросов, какую я загадала форму. На вопросы я могу отвечать только «да» или «нет».
Вопросы (играющие должны задавать вопросы с точки зрения загадывающего):
- этот объект находится в ближней (дальней) части стола по отношению к вам? (да – нет)
- этот объект находится в правой (левой) части стола по отношению к вам? (да – нет)
- объект находится в правой (левой) ближней (дальней) части стола от вас? (да – нет)
- этот объект находится для вас в правом (левом) ближнем (дальнем) углу? (да)
- Вы справились с этим заданием и получаете фишку зеленого цвета.
- Еще одно задание для Знатоков. Итак, это кукольный домик, он имеет два этажа. Какие? (Верхний и нижний этажи). Сейчас я загадаю объект, а вы должны при помощи вопросов отгадать, где находится загаданный объект. На ваши вопросы я могу отвечать только «да» или «нет».
Вопросы (задают дети):
- этот объект находится на верхнем (нижнем) этаже? (да – нет).
- в центре этажа находится зал (спальня)? (да – нет).
- этот объект находится справа (слева) от центра? (да – нет).
- это в передней (задней) части комнаты? (да – нет).
- этот объект находится в ближнем (дальнем) правом (левом) углу? (да).
- За правильно выполненное задание вы получаете фишку красного цвета.
- А теперь, Знатоки, давайте поиграем в игру, которая называется «Кто есть кто?». Выбираем участника, надеваем ему на голову специальный обруч, куда закрепляется карточка с изображением какого-нибудь предмета или персонажа. Участник при помощи вопросов должен отгадать, что у него изображено на карточке. Мы же с вами можем отвечать на его вопросы только «да» или «нет».
- Молодцы, и за это задание вы получаете последнюю фишку зеленого цвета.
- Давайте посмотрим на наши фишки и попробуем отгадать по просьбе короля страны Знаний, какое время года зашифровано? У нас с вами первая фишка красного цвета (красным обозначается гласный звук), вторая фишка — зеленого цвета (это мягкий согласный звук). Третья опять красного цвета (гласный звук) и четвертая — зеленого цвета (мягкий согласный звук). Так какое же это время года? (Осень).
Молодцы, ребята! Наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться в детский сад. Вы справились со всеми заданиями, помогли королю страны Знаний и теперь мы смело можем называть себя Знатоками.
|