Вид: доминантное (доминирование раздела «Игра на детских музыкальных инструментах»).
Программное содержание: продолжать учить детей внимательно слушать
инструментальную музыку; отвечать на вопросы по характеру и содержанию музыки; петь знакомые песни естественным голосом; различать тембры музыкальных инструментов (бубен, ложки, металлофон) и знать их названия; воспроизводить ритмический рисунок произведения на музыкальных инструментах; подобрать музыкальные инструменты к некоторым произведениям и сделать их оркестровку.
Ход занятия:
Дети заходят в зал с музыкальным руководителем.
Музыкальный руководитель: Последние листы уносит ветер,
По — северному резок и колюч.
Лежит на крышах иней на рассвете,
Выглядывает солнце из-за туч.
Уходит осень с ноябрем от нас –
Ее мы провожаем, в добрый час…
(М. Познанская).
Ребята, давайте исполним «Осеннюю песенку».
Дети исполняют «Осеннюю песенку» муз. Д.Васильева-Буглая, сл. А.Плещеева
Муз. руководитель: Какое настроение выражено в этой песне? Какой характер музыки?
Дети: Музыка печальная, грустная.
Муз. руководитель: Правильно, эта песня печальная, грустная, хмурая, жалобная. О
каком времени года в ней поется?
Дети: Об осени!
Муз. руководитель: Ребята, а вы знаете, что осень бывает разная. Вот деревья
раскрашиваются желтыми и красными красками. Они переливаются на солнце. Лес становится сказочно красивым. Это золотая осень, ранняя (показывает иллюстрацию). А поздняя осень совсем другая: на улице дует сильный, холодный ветер, все деревья стоят голые, все чаще и чаще льют унылые осенние дожди.
Послушайте пьесу Д.Б. Кабалевского «Грустный дождик». Какое настроение выражено в этой музыке?
Исполняет пьесу.
Дети: Грустное.
Муз. руководитель: Да, эта пьеса для одного музыкального инструмента –
фортепиано. Музыка без слов ярко выражает характер нудного осеннего дождя. Мелодия жалобная, поникшая, звуки музыки, как капельки дождя, все время «падают» вниз, к одной и той же нотке. (Исполняет 1-ые такты пьесы). Такая грустная картина бывает, когда дождик, хоть и не сильный, но зарядит на весь день. Наверное, это осенний дождик, он льет и льет без перерыва, нагоняя тоску. (Исполняет заключительный фрагмент). Ребята, а давайте возьмем в руки погремушки и тихонько подыграем музыке, изображая грустную, серую картину осеннего дождя.
Дети оркеструют пьесу.
Муз. руководитель: Ребята, а летом какой дождик?
Дети: Веселый, звонкий, радостный.
Муз. руководитель: А какими инструментами можно передать веселый, звонкий
летний дождик?
Дети: Колокольчиками.
Дети берут колокольчики и исполняют рус. нар. песн. «Дождик» обр. Т.Попатенко, с музыкальными инструментами.
Муз. руководитель: Какую веселую картинку нарисовала музыка. Дождик порезвился,
поозорничал, посмеялся, обрызгал все вокруг, умыл каждый листик прозрачной водичкой. Но вдруг из-за тучки выглянуло солнышко. Капельки дождя переливаются на солнышке, сверкают, искрятся… И на небе появляется разноцветная радуга.
Под музыку в зал входит Радуга (воспитатель).
Радуга: Здравствуйте, ребята! Вы меня знаете? Кто я?
Поднялись ворота, всему миру красота,
Приказало солнце: «Стой! Семицветный мост крутой!»
Дети: Радуга!
Радуга: Правильно, я – радуга, но необычная, я – музыкальная радуга. В моем
подчинении не только 7 ярких красок, но и 7 веселых ноток, из которых рождается музыка. Располагаясь в разной последовательности ноты могут творить чудеса: их музыка может быть ласковой и нежной, как первая весенняя травка (показывает зеленую ленточку), а может звучать тревожно, таинственно, изображая раскаты грома на темном небе (показывает синюю ленту на своем костюме). Так музыка, меняя характер и окраску звучания может рассказать нам обо всем на свете. Чтобы музыка была более яркой и выразительной музыканты используют разные музыкальные инструменты. Ребята, а какие музыкальные инструменты вы знаете?
Дети называют музыкальные инструменты.
Радуга: Молодцы, много знаете музыкальных инструментов. Я принесла вам в подарок
тоже музыкальные инструменты, а какие – вы должны сами отгадать, на слух. Умеете определять на слух музыкальные инструменты? (Ответы детей). Сейчас проверим. Для этого мы поиграем в игру «Угадай, на чем играю».
Радуга раздает детям карточки с изображением музыкальных инструментов, уточняет их названия. Проводит музыкально-дидактическую игру «Угадай, на чем играю».
Радуга: Молодцы! А теперь поиграем с бубнами!
Проводится «Игра с бубнами». Укр. нар. мел. «Катерина», обр. Т.Ломовой
Музыкальный руководитель: Радуга, а наши ребята и на ложках умеют играть!
Послушай!
Дети инсценируют р.н. песню «Два веселых гуся», подыгрывая на ложках.
Радуга: Какие музыкальные ребята. Молодцы! А теперь садитесь на стульчики, и
Попробуйте отгадать еще один музыкальный инструмент.
Радуга за ширмой играет на металлофоне. Затем дети исполняют песню «Дождик»
Ю. Слонова и подыгрывают на металлофонах.
Радуга: Когда идет осенний теплый дождь, в лесу вырастает много-много грибов.
Посмотрите, и у нас в зале появились грибы.
Муз. руководитель: В заключении наш детский оркестр исполнит «Песенку грибов».
Мальчики будут грибочками, а девочки – играть на музыкальных инструментах.
Исполняют «Песенку грибов» муз. и сл. Л.Олифировой
Муз. руководитель: Понравилось вам, ребята, играть на музыкальных инструментах?
Дети: Да!
Радуга: Я рада, что вам понравились мои музыкальные подарки. Но у меня в
корзинке еще что-то осталось. Посмотрим, что там… (Достает из корзины угощенье – печенье «грибочки»).
Радуга раздает детям угощенье, прощается с детьми и уходит.
Музыкальный руководитель провожает детей в группу.
Литература:
- Программа «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой), Москва «Мозаика – синтез» 2015г.
- Ветлугина Н.А. «Музыкальное воспитание в детском саду», Москва «Просвещение» 1981год.
- Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка», Москва, «Просвещение», 1981год.
- Кононова Н. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах», Москва, «Просвещение», 1990год.
- Радынова О.П. музыкальные шедевры: «Природа и музыка». – М.: ТЦ Сфера, 2009г.
- Школяр Л. «Ребенок в музыке и музыка в ребенке», журнал «Дошкольное воспитание» №№9, 10 /1992 год.
- Журнал «Музыкальный руководитель» №2/2004, №5/2005год.
|