В современной педагогике и психологии вопрос подготовки детей к школьному обучению ставится в один ряд с проблемой всестороннего и целостногго развития ребенка дошкольного возраста. Одним из наиболее сложных периодов в жизни дошкольника, как в физиологическом, так и в психологическом плане, считается начальный этап обучения процессам письма и чтения – грамоте. Многие системы организма ребенка не подготовлены к новым нагрузкам. Успешное начало обучения грамоте будет возможным только в том случае, если у будущего первоклассника сформирован определенный уровень дошкольной готовности. Данный вид готовности включает в себя общую психологическую и специальную подготовку, а также достаточный уровень сформированности у обучающихся умственных, физических, нравственных качеств.
Для выделения критериев готовности к обучению грамоте следует в первую очередь определить особенности письменной речи. Также необходимо понять, что является главным в процессе овладения чтением и письмом.
Скачать конспект
Чтение и письмо — это виды речевой деятельности, основой которых является устная речь. По определению Б.Г. Ананьева, это сложный ряд новых ассоциаций, который основывается на уже сформированной второй сигнальной сиситеме, присоединяется к ней и развивает ее.
Психологическая готовность к обучению грамоте – это комплексный показатель. Благодаря анализу данного показателя можно определить степень готовности ребенка к школе, а также спрогнозировать успешность или неуспешность обучения будущего первоклассника.
Именно поэтому, для успешного овладения процессами письма и чтения необходим достаточный уровень сформированности внимания, восприятия, памяти, мышления, а также эмоционально-волевой зрелости и речи.
Цель: формирование личностно-мотивационной готовности к обучению чтению, развитие познавательных процессов при подготовке воспитанников ДОУ к обучению в школе.
Задачи:
- развивать познавательные и психические процессы – восприятие, память, внимание, воображение;
- развивать интеллектуальную сферу – мыслительные умения, наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, творческое и критическое мышление;
- создавать условия для сенсорного развития воспитанников;
- формировать позитивную мотивацию к обучению чтению.
К основным планируемым результатам освоения программы при подготовке к школе можно отнести:
- сформированность внутренней позиции школьника, как показателя психологической готовности к школьному обучению;
- эмоционально-положительное отношение к обучению чтению
- желание получать новые знания;
- умение соблюдать правила деятельности.
Для формирования учебных навыков: чтения, письма и счета, важным и необходимым качеством является наличие у ребенка «психологического фундамента», без которого освоение этих умений будет происходить неполноценно.
Составляющими этого «фундамента», которые Д.Б. Эльконин назвал «психологтческими предпосылками овладения учебной деятельностью», являются следующие умения:
- осуществлять звуковой анализ и синтез;
- анализировать и копировать образец;
- понимать и правильно выполнять задания по словесному указанию взрослого;
- подчинять свою деятельность заданной системе правил и контролировать себя.
Для успешной учебы не менее важны: хорошее развитие мелкой моторики и зрительно-двигательных координаций; развитость мыслительной деятельности ребенка, нагрузка на которую с началом школьного обучения существенно возрастает.
Результатом проведения занятий по предшкольной готовности и формированию навыков чтения у воспитанников старшего дошкольного возраста является положительная динамика в развитии познавательных процессов (включая внимание, мышление, процессы запоминания. восприятие) и в формировании учебной мотивации.
Диагностика проводилась в начале и в конце учебного года, по завершению цикла занятий по подготовке к школе.
В середине учебного года с некоторыми воспитанниками проводился промежуточный мониторинг, с целью оценки успешности проводимых мероприятий, на основе результатов которого корректировались развивающие занятия.
|