Житина Инна Валериевна. Психологические предпосылки к обучению навыкам чтения у дошкольников.

Психологические предпосылки к обучению навыкам чтения у дошкольников.

В современной педагогике и психологии вопрос подготовки детей к школьному обучению ставится в один ряд с проблемой всестороннего и целостногго развития ребенка дошкольного возраста. Одним из наиболее сложных периодов в жизни дошкольника, как в физиологическом, так и в психологическом плане, считается начальный этап обучения процессам письма и чтения – грамоте. Многие системы организма ребенка не подготовлены к новым нагрузкам. Успешное начало обучения грамоте будет возможным только в том случае, если у будущего первоклассника сформирован определенный уровень дошкольной готовности. Данный вид готовности включает в себя общую психологическую и специальную подготовку, а также достаточный уровень сформированности у обучающихся умственных, физических, нравственных качеств.

Для выделения критериев готовности к обучению грамоте следует в первую очередь определить особенности письменной речи. Также необходимо понять, что является главным в процессе овладения чтением и письмом.

 

Скачать конспект

Чтение и письмо — это виды речевой деятельности, основой которых является устная речь. По определению Б.Г. Ананьева, это сложный ряд новых ассоциаций, который основывается на уже сформированной второй сигнальной сиситеме, присоединяется к ней и развивает ее.

Психологическая готовность к обучению грамоте – это комплексный показатель. Благодаря анализу данного показателя можно определить степень готовности ребенка к школе, а также спрогнозировать успешность или неуспешность обучения будущего первоклассника.

Именно поэтому, для успешного овладения процессами письма и чтения необходим достаточный уровень сформированности внимания, восприятия, памяти, мышления, а также эмоционально-волевой зрелости и речи.

Цель: формирование личностно-мотивационной готовности к обучению чтению, развитие познавательных процессов при подготовке воспитанников ДОУ к обучению в школе.

Задачи:

  • развивать познавательные и психические процессы – восприятие, память, внимание, воображение;
  • развивать интеллектуальную сферу – мыслительные умения, наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, творческое и критическое мышление;
  • создавать условия для сенсорного развития воспитанников;
  • формировать позитивную мотивацию к обучению чтению.

К основным планируемым результатам освоения программы при подготовке к школе можно отнести:

  • сформированность внутренней позиции школьника, как показателя психологической готовности к школьному обучению;
  • эмоционально-положительное отношение к обучению чтению
  • желание получать новые знания;
  • умение соблюдать правила деятельности.

Для формирования учебных навыков: чтения, письма и счета, важным и необходимым качеством является наличие у ребенка «психологического фундамента», без которого освоение этих умений будет происходить неполноценно.

Составляющими этого «фундамента», которые Д.Б. Эльконин назвал «психологтческими предпосылками овладения учебной деятельностью», являются следующие умения:

  • осуществлять звуковой анализ и синтез;
  • анализировать и копировать образец;
  • понимать и правильно выполнять задания по словесному указанию взрослого;
  • подчинять свою деятельность заданной системе правил и контролировать себя.

Для успешной учебы не менее важны: хорошее развитие мелкой моторики и зрительно-двигательных координаций; развитость мыслительной деятельности ребенка, нагрузка на которую с началом школьного обучения существенно возрастает.

Результатом проведения занятий по предшкольной готовности и формированию навыков чтения у воспитанников старшего дошкольного возраста является положительная динамика в развитии познавательных процессов (включая внимание, мышление, процессы запоминания. восприятие) и в формировании учебной мотивации.

Диагностика проводилась в начале и в конце учебного года, по завершению цикла занятий по подготовке к школе.

В середине учебного года с некоторыми воспитанниками проводился промежуточный мониторинг, с целью оценки успешности проводимых мероприятий, на основе результатов которого корректировались развивающие занятия.

Просмотров: 470
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Шааб Татьяна Владимировна. Уровень речевого развития ребёнка – один из важнейших показателей психологической готовности к обучению в школе
  • Юлия Бурыхина. Рекомендации для воспитателей по формированию мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста
  • Редактор. Компоненты психологической готовности к обучению в школе
  • Георгиева Лариса Сергеевна. Тематический план по формированию мотивационной готовности к школьному обучению через игру
  • Дива Елена Петровна. Компоненты психологической готовности детей к обучению в школе
  • Лазаренко Татьяна Александровна. Консультация для педагогов «Компоненты психологической готовности дошкольников к школьному обучению»
  • Шемет Елена Александровна. Обобщение опыта по теме: «Развитие связной речи, как основной фактор готовности детей к обучению в школе»
  • Гладкова Мария Евгеньевна. Моделирование программы народных игр, направленной на формирование интеллектуальной готовности детей к школьному обучению
  • Сапарова Елена Николаевна. Компоненты готовности к обучению в школе
  • Прохорова Галина Николаевна. КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
  • Басараб Наталья Николаевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Весёлая школа»
  • Карнюшина Евгения Александровна. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА РЕБЕНКА И ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ШКОЛЕ
  • Курбанова Сабина Азиз кызы Нарцызова Наталья Николаевна. Формирование готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет.
  • Кирсанова Наталья Викторовна. Физическая подготовленность как компонент готовности к обучению в школе.
  • Барышенская Ольга Вячеславовна. Коммуникативная компетенция как основной фактор готовности к обучению в школе
  • Якубенок Татьяна Владимировна. «Консультация для родителей «Критерии коммуникативной готовности к школьному обучению»»
  • Алчинова Екатерина Леонидовна. Круглый стол «Мотивационная готовность – как один из важнейших компонентов психологической готовности ребенка к школе»
  • Иванова Елена Александровна. Трудности при подготовке ребенка к обучению в школе.
  • Данилишина Анна Вячеславовна. Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Звуки «Ч» - «Щ»
  • Коростелева Татьяна Ивановна. Педагогическая характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения
  • Гулнора Яппарова. НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Знакомство с буквой Ю»
  • Никанорова Надежда Константиновна. Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе с ОВЗ «Путешествие в Царство Снежной Королевы»
  • Петришина Елена Николаевна. Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе по теме «Путешествие в страну Грамота»
  • Вера Дворникова. Подготовка ребенка старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания к обучению в общеобразовательной школе
  • Махмедова Светлана Владимировна Замотина Зинаида Григорьевна. Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Кузя ищет буквы»
  • Девяткина Елена Александровна. Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Зоопарк»
  • Коллерова Оксана Владимировна. Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы Тема: Звуковой анализ слова «слон»
  • Елена Вербнякова. Формирование психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Обидина Валентина Валериевна. Конспект интегрированного занятия по подготовке к обучению грамоте 'Путешествие в страну Златоустию'
  • Зоя Егина. Обучение связной речи – важное условие подготовки ребенка к обучению в школе (творческий отчет по самообразованию)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь