(возраст детей 5-7 лет)
Срок реализации программы: 2 учебный года
Горлачева Светлана Анатольевна педагог первой квалификационной категории
1. Пояснительная записка
Наш детский сад работает по ООП ДО МБДОУ «Детский сад с. Богашево» Томского района, разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, в которой большое внимание уделяется обучению детей традиционной технике рисования.
В соответствии с требованиями ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования мною разработана дополнительная образовательная программа, направленная на обучение детей рисованию с помощью нетрадиционных техник.
Скачать конспект
Самое доступное и любимое занятие у детей это рисование. Через рисование можно выразительно передавать свои мечты, желания и даже страхи. Свое изображение можно подарить родителям или повесить на стену.
Чем больше вариантов по изображению нетрадиционной техники рисования знает ребенок, тем больше идей передает он, а их у него может быть столько, насколько развиты мышление, фантазия, память и воображение.
Нетрадиционная техника рисования увлекает детей, поддерживает их интерес, это и есть педагогическая целесообразность программы.
В ходе реализации программы дети знакомятся со следующими техниками рисования:
- «пальчиковая живопись» (палец, ладошка);
- оттиски штампов различных видов;
- кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна);
- монотипия;
- рисование жесткой кистью (тычок);
- рисование по мокрой бумаге;
- рисование путем разбрызгивания краски;
- рисование свечой;
- «точечный рисунок»;
- граттаж;
Дополнительная программа по нетрадиционным методам рисования для детей 5-7 лет имеет художественно – эстетическую направленность.
1. 1. Актуальность
Эстетическое воспитание развивается с помощью нетрадиционных техник рисования. С помощью нетрадиционных техник можно создать что – то новое, оригинальное в котором будет гармонировать и сюжет, и цвет, и линия. Это возможность для детей самовыражаться, думать, пробовать, искать, экспериментировать.
Педагогическая практика показывает, что занятия с использованием нетрадиционных техник рисования предоставляют большие возможности для формирования изобразительных и творческих способностей. Анализ педагогического опыта показывает, что не все педагоги владеют приёмами использования нетрадиционных техник рисования и осознают значимость проблемы развития творческой личности дошкольника, и поэтому не могут научить детей этим техникам.
А значит, возникает противоречие между необходимостью развития творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию и недостаточной теоретической и методической разработкой проблемы использования нетрадиционных техник рисования.
Актуальность проблемы заключается в том, что рисование является тем методом обучения, который позволяет формировать в ребёнке такие личностные качества, как:
- Способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы и окружающего мира
- Умение одухотворять живую и неживую природу
- Стремление заботиться о других
- Готовность чувствовать боль и радость других, сопереживать им
- Способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним
- Умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном значительное и в неказистом выразительное
- Готовность эмоционально переживать образную форму произведений искусства
- С другой стороны ребёнок набирается опыта изодеятельности:
- Учится проявлять инициативу, самостоятельность
- Учится быть оригинальным
- Развивает индивидуальность, используя умения и навыки в применении различных техник
- Учится использовать средства выразительности
- Учится давать оценку своей и чужой деятельности
1. 2. Новизна и оригинальность
программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной).
В наше время введена идея обязательного дошкольного образования. Это означает установление федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, которые требуют «принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей», о котором говорится в п. 2.4 федеральных государственных стандартов.
1. 3. Цель
Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
- Формирование представлений о нетрадиционных техниках рисования.
- Овладение умениями и навыками работы различными нетрадиционными видами рисования, формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию.
- Обогащение знаний детей через изучение нетрадиционных техник рисования.
- Повышение уровня навыков и умений в мастерстве детей
- Овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания.
- Активизация имеющегося опыта на основе полученных знаний об окружающем мире, применение его на практике.
- Формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения.
- Развитие опыта и творческой деятельности в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций.
- Развитие способности к личному самоопределению и самореализации в дальнейшей жизни.
- Воспитание ответственности при выполнении работ, подготовке к выставкам.
1. 4. Формы и режим занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня по подгруппам в 10 человек.
Продолжительность занятий от 25 — 30 мин в зависимости от возраста детей. Между занятиями подгрупп предусмотрен 15-ти минутный перерыв.
Занятия по программе посещают дети по запросам родителей. Основной формой работы с детьми являются тематические учебные занятия. Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций, настроить детей на работу. Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете знания. Практическая часть занимает большую часть занятия и позволяет ребенку изучить материал в практическом плане.
Темы изобразительной деятельности могут меняться, дополняться в зависимости от воображения и творческого замысла ребенка.
В процессе обучения дошкольники учатся формулировать замысел и удерживать его на протяжении деятельности; оценивать свои рисунки и работы других детей, отмечая при этом их качество, содержание, соответствие действительности, эстетическую привлекательность.
|