На 2016-2020гг.
Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Иногда они очень огорчаются, если что-то не получается. Первые неудачи вызывают раздражение или разочарование. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать. Ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. Ведь очень важно, каких результатов добьётся ребенок, как будет развиваться его фантазия. В связи с этим, возникла необходимость облегчить рисование с целью создания ситуации успеха у детей, формирования устойчивой мотивации к рисованию. Результат рисования нетрадиционными техниками обычно очень эффективный и не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Каждому ребенку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксу и получать забавный рисунок. Нетрадиционное рисование развивает эстетическое восприятие, фантазию, творческую самостоятельность, дает возможность использовать детям хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, позволяет дошкольникам заниматься рисованием не навязчиво, а с удовольствием; это возможность для детей пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Комбинируя и применяя различные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
Скачать конспект
В связи с эти мы считаем, что данная проблема актуальна как в теоретическом, так и в практическом плане. Это определило выбор темы по самообразованию: «Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей детей».
В начале пути, мы просмотрели и изучили много психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе рисования.
Затем, мы стали думать, как же нам развивать в наших детках изобразительные способности? С чего начать? Как построить работу?
Было принято решение, что необходимо разработать долгосрочный проект. В начале проекта была проведена диагностика уровня развития творческих способностей детей в изобразительной деятельности. Результаты показали, что преобладает количество детей со средним уровнем развития творческих способностей:
- Уровень развития интеллектуально-творческих способностей (воображение, вариативность мышления) – количество детей с высоким уровнем – 25%; количество детей со средним уровнем развития – 60%; количество детей с низким уровнем развития – 15%.
- Уровень развития творческой мотивации (разнообразие интересов, стремление к творчеству, увлеченность процессом творческой деятельности, творческая активность) – количество детей с высоким уровнем развития – 30%; количество детей со средним уровнем развития – 65%; количество детей с низким уровнем развития – 5%.
- Уровень развития эстетических творческих свойств (способность к ассоциированию, чувство формы, способность к импровизации) – количество детей с высоким уровнем развития – 35%; количество детей со средним уровнем развития – 50%; количество детей с низким уровнем развития – 15%.
- Уровень развития эмоционально-творческих свойств (эмоциональная отзывчивость, способность выражать эмоциональное содержание) – количество детей с высоким уровнем развития – 38%; количество детей со средним уровнем развития – 47%; количество детей с низким уровнем развития – 15%.
- Уровень развития способности к продуцированию образов, интеграции разрозненных элементов в единую систему –образ с использованием нетрадиционных техник рисования (монографии и клякс графии) – количество детей с высоким уровнем развития – 25%; количество детей со средним уровнем развития –55 %; количество детей с низким уровнем развития –20%.
Таким образом, как важно не упустить момент и не оттолкнуть маленького ребенка от творческой деятельности, наоборот, приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовывать свои возможности.
Сначала проект был рассчитан на год, но видя, что детям это нравится, доставляет удовольствие и есть положительные результаты (диагностика в конце года), было принято решение продлить его ещё на два года. Так у нас появился проект «Цветной калейдоскоп» по которому мы проработали в течении трёх лет. Сегодня мы представляем Вашему вниманию наш проект, апробированный нами и в этом учебном году мы, набрав детей 3-4 лет тоже работаем по проекту, внеся изменения и дополнения соответственно возрасту детей.
Актуальность
В истории дошкольной педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. Она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстроты ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Современное общество диктует потребность в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих находить собственное решение, оригинальные ответы, открыто высказывать свои мысли, способных быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Творческие способности – это способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения.
В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Поэтому развитие творчества, формирование творческой личности — одна из главных задач современного дошкольного образования.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста. Творческие эксперименты маленьких детей с фломастерами, пластилином, рассыпанной крупой, солью или сахарным песком, а может быть, случайно доставшейся губной помадой мамы неиссякаемы. В любой семье существуют свои истории о том, как карапуз экспериментировал с раскрашиванием обуви зубной пастой или создавал фломастером «шедевры» свежевыстиранных папиных рубашках.
Как правило, маленького творца отличает самозабвенное желание немедленно сделать красивым весь окружающий его мир. Раз, два, три…и вот уже готовы настенные, нашкафные и напольные рисунки, ещё чуть-чуть времени- и основа техника бодиарта: рисунки украшают собственные ручки, ножки, коленочки и конечно же, пузико. А вот и белая штора, какой простор для самовыражения! Но, увы, большинство художников остаются не признанными, их шедевры уничтожаются, а сами они подвергаются серьёзным гонениям за свои смелые эксперименты. Однако самые отчаянные не бросают попыток раскрасить и расцарапать всё и вся, а также размазать то, что может мазаться. А взрослые, обречённые на участь гонителей искусства, стремятся незамедлительно уничтожить первые наброски юного художника с помощью всяких моющих средств. Так в семье начинается, а со временем и разворачивается долгая аппозиционная война интересов.
А может быть, прекратить военные действия, сесть за стол переговоров и, понаблюдать за своим карапузом, прийти к выводу, что пора приобщить малыша к творчеству? Ведь система запретов и наказаний оказалась бессмысленной и малоэффективной, не лучше ли неуправляемую энергию направить на дело созидания и развития? Не лучше ли научить его создавать вещи своими руками, чем бесконечно запрещать?
Присмотритесь, и вы поймете: творческий процесс – это настоящее чудо. И это чудо вы создаёте своими руками, только вы, взрослый, можете показать, подсказать, помочь, направить и вовремя отстраниться, предоставляя малышу свободу для созидания.
Одним из способов решения этой задачи является использование нетрадиционной техники на занятиях по рисованию с детьми дошкольного возраста.
Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.
Использование нетрадиционных техник рисования способствует развитию у детей творчества, пробуждает фантазию, активизирует наблюдательность, внимание и воображение. Как правило, дети часто копируют предлагаемый им образец, а нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с материалами, инструментами. Это даёт толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.
В деятельности детей по художественному творчеству с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно- исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребёнок использует цвет как средство передачи настроения. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают её свойства: густоту, твердость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно — моторной координации, развитию мелкой моторики. Нетрадиционный подход к выполнению изображения даёт толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребёнка, учит нестандартно мыслить. Кроме этого оно играет важную роль в общем психическом развитии ребёнка, помогает установить творческий и эмоциональный контакт с ребёнком создаёт предпосылки активного общения. Главным является не конечный продукт — рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.
Цель проекта:
- Создание педагогических условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Знакомить детей с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.
- Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приёмами работы с различными изобразительными материалами.
- Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования. (Монотипия, печатанье листьями, рисование пальчиками, ладошками, тычкованием и др.)
- Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования, стимулировать их совместное творчество с детьми.
Развивающие:
- Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
- Создавать условия для развития творческой активности, фантазии, памяти, внимания, творческого воображения, мышления, речи, глазомер, познавательного интереса.
- Развивать у детей дошкольного возраста мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.
- Учить красиво, во весь лист располагать изображение. Развивать чувство ритма, эстетического восприятия.
Воспитательные:
- Воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе и индивидуально.
- Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
Срок реализации проекта: долгосрочный (4 года).
- 1 год обучения – младшая группа (3- 4 года);
- 2 год обучения – средняя группа (4-5 лет);
- 3 год обучения – старшая группа (5-6 лет);
- 4 год обучения — подготовительная к школе группа (6-7/8 лет).
Вид проекта: Художественно — творческий.
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Принципы реализации проекта.
Вся работа по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста строится на принципах:
- Принцип гуманизации предполагает ценностное отношение к каждому ребенку. Это обеспечивает его психолого-педагогическую защищенность.
- Принцип интегративности определяется взаимосвязью разных видов искусств и разнообразной художественно-творческой деятельностью.
- Принцип адаптивности предполагает гибкое применение содержания и методов эмоционально-творческого развития детей в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка.
- Принцип успешности. Это деятельность детей, способствующая высокой активности, хорошему настроению, желанию дальнейшего участия в творчестве.
Педагогическая целесообразность.
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий. Применение нетрадиционных техник рисования развивает уверенность в своих силах, способствует снятию детских страхов, учит детей свободно выражать свой замысел, побуждает их к творческим поискам и решениям, учит работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами, развивает мелкую моторику рук, развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.
Формы работы с детьми.
- Дидактические игры. Для развития воображения и фантазии.
- Чтение загадок.
- Рассматривание картин, изображений, иллюстраций.
- Чтение художественной литературы.
- Беседы.
- Занятия с использованием нетрадиционной и не стандартной изо технологии.
Формы работы с родителями.
- Консультации.
- Беседы.
- Наглядная информация: буклеты, памятки.
- Привлечение родителей к пополнению ППРС (нетрадиционные материалы).
- Участие в конкурсах, выставках.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Формирование у детей дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Этапы работы над проектом:
- Подготовительный этап
- Практический
- Заключительный.
Подготовительный этап
решает задачи организационного характера:
- диагностика уровня развития творческих способностей детей;
- определение цели и задач проекта;
- изучение методической литературы;
- анализ многообразия художественных техник рисования, выявление подходящих для детей среднего дошкольного возраста;
- создание предметно-развивающей среды;
- разработка перспективного плана работы (см. Приложение 1).
Основной этап проекта предполагает совместную деятельность с детьми:
- реализация перспективного плана работы по рисованию нетрадиционными техниками;
- сотворчество со взрослым;
- наблюдения, рассматривание иллюстраций, беседы с детьми;
- экспериментирование с изобразительными материалами;
- коллективное творчество;
выставки детских рисунков;
- консультации для родителей.
Заключительный этап проекта:
разработка методических рекомендаций по использованию нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста (см. Приложение 2)
обобщение опыта работы по данной теме.
Ресурсное обеспечение проекта
Приобретение учебно-методической литературы по художественно-эстетическому развитию, приобретение инвентаря, расходного материала для рисования.
Список литературы
- А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки""
- Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками"
- Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М. 2007г.
- А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
- Т. А. Цквитария. Нетрадиционные техники рисования, интегрированные занятия
- Нетрадиционные техники рисования в детском саду А.В. Никитина 2010г.
- Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». — М.: ТЦ Сфера, 2009г.
- А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.
- Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2». — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.
- Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2007. -128с
|