Самохвалова Нина Александровна. Роль развивающих игр в развитии сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста

Роль развивающих игр в развитии сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста

Самохвалова Нина Александровна

Аннотация. В статье рассматривается развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста: восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов (их форме, величине, цвете, положение в пространстве). Представлен опыт по разработке дидактических игр по сенсорному развитию детей.

Annotation. The article deals with the development of sensory abilities of preschool children: perception and formation of ideas about the external properties of objects (their shape, size, color, position in space). Experience in developing didactic games for children"s sensory development is presented.

Ключевые слова: Младший дошкольный возраст, развивающие игры, сенсорное развитие.

Keywords: Junior preschool age, educational game, sensory development.

Младший дошкольный возраст — самое целесообразное время для формирования сенсорных способностей, без которых интеллектуальные способности не могут правильно развиваться. Сформированное сенсорное представление является основой для улучшения практической жизнедеятельности человека.

У младшего дошкольника развивается деятельность органов восприятия, которые помогают ребенку выделять предметы и сходство между ними. Значимое место в сенсорном познании имеет представление о "сенсорных эталонах". Сенсорные эталоны- это общепринятые образцы внешних свойство предметов. Эталонами представлены семь цветов и оттенков по светлоте и насыщенности. В конструировании — это геометрические формы, величина, пространственные отношения, свойства поверхности (шероховатые, гладкие). Воснове музыкальной системы лежит музыкальный темп, ритм, характер музыки, в изобразительном развитии — оттенки и цветовое восприятие, в лепке — свойство пластилина (мягкий, твердый). Также очень важной формой общения малыша с окружающим миром является тактильные чувства. Это естественные действиярукой, ладошкой, пальцами. На занятиях в детском саду, которые способствуют тактильным ощущениям, я использую различные методы и приемы работы и разнообразные материалы. В изобразительной деятельности — рисование ладошкой, пальчиком, ватной палочкой, оттиск пробкой, в лепке глину, тесто, пластилин. Также дети любят такое увлекательное занятие, как сортировка плодов деревьев: желудей, шишек, каштанов. Это способствует развитию у младшего дошкольника способности обобщать, развивать тактильную чувствительность, расширять сенсорный опыт. Для этого я привлекла родителей к сбору природного материала вместе с детьми. Все это сближает детей с природой, воспитывает заботливое отношение к окружающему миру. Но не только тактильные чувства развивают сенсорные качества, особое место в жизни ребенка занимает дидактическая игра. А. В. Запорожец подчеркивал "Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала общему развитию ребенка". Дидактические игры служат базой для важных средств обучения детей, ребенок не только получает новые знания, но и закрепляет их. Формируется мелкая и крупная моторика рук, ведь речь ребенка находится именно на кончиках пальцев. В дошкольном учреждении, развивающие игры влияют не только на физическое и психологические особенности дошкольника, они составляют одно из важных средств воспитания. Имеется множество пособий по сенсорному развитию, но продолжается поиск новых, оригинальных путей развития способностей воспитанников. Очень важно правильно и умело подбирать развивающие игры, ведь они должны быть: эстетичнои красочно оформлены, чтобы привлекать внимание детей, многофункциональны, доступны и безопасны. Я изготовила множество дидактических пособий, способствующих развитию сенсорного воспитания дошкольников. Одна из таких игр -"Стиральные машины", играя в которую дети сортируют одежду по цвету, тем самым запоминая цвета и знакомясь с разными видами одежды, а также развивая мелкую моторику рук. Она подходит не только младшим детям, но и детям постарше. Большое любопытство вызывают прищепки. Игры с ними развивают тонкие движения пальцев, что способствует формированию речи. Следующая игра – "Разноцветные ежики". Вырезанные из фанеры и ярко раскрашенные ежики привлекают внимание ребенка. Животные потеряли иголки, нужно подобрать прищепки по цвету ежика и прикрепить их. В эту дидактическую игру можно играть как с одним ребенком, так и с подгруппой.

Одной из современных игровых технологий являются игры В.В. Воскобовича. Я взяла эту технологию за основу своих игр. Преимущество данной методики- разновозрастной диапазон, а их особенность – многофункциональность. С помощью игр можно решать множество образовательных задач, они направлены на всестороннее развитие личности. Интересными и новыми стали такие игры в нашем детском саду, как "Геоконт". Эта игра состоит из игрового поля, на котором нанесена координатная сетка. Изготовить такую игру очень просто. Нужно взять дощечку и вбить в нее канцелярские гвоздики. На них можно натягивать цветные канцелярские резинки, выкладывая из них контуры геометрических фигур, цифры, буквы и др. Игра "Квадрат Воскобовича", или игровой квадрат, представляет собой 18 или 32 треугольника, которые наклеиваются на плотную тканевую поверхность, с одной стороны красные треугольники, с другой зеленые. Квадрат легко изменяет форму и дает возможность собирать как плоскостные, так и объемные фигуры. А руками ребенок создает домик с красной или зеленой крышей, мышку, конфетку. Эта игра развивает, моторику рук, учит ориентироваться в пространстве. Следующая, изготовленная мной игра — "Кораблик Плюх-Плюх", которая выполнена в виде яркого кораблика с разноцветными флажками. Мачты различны по высоте, на каждой из них умещается соответствующее количество парусов-флажков. Отверстия позволяют нанизывать флажки на шнурок. С помощью кораблика можно отправиться в увлекательное морское путешествие. Взрослый рассказывает сказку, а дети выполняют действия по тексту (снимают флажки с мачт, когда дует сильный ветер, сортируютфлажки по цвету, если они перепутались, называют высоту мачт). Данная игра развивает память, внимание, воображение. Игровые технологии В.В. Воскобовича соответствуют современным требованиям дошкольника. Они решают образовательные и воспитательные задачи, которые необходимы в работе с детьми. Игры многофункциональны, мобильны, увлекательны. Играя в них, ребенок становится самостоятельным, раскрепощенным, появляется уверенностьв себе. Благодаря этим технологиям у детей повышается уровень развития мелкой моторики, они легко называют и различают цвета, лучше запоминают геометрические формы.

Просмотров: 393
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Гуськова Екатерина Николаевна. Дидактическая игра по развитию сенсорных способностей детей раннего возраста «Веселые шарики»
  • Дубова Алёна Рудольфовна, Суднева Елена Алексеевна. Сборник дидактических игр и пособий для развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста (сделанные своими руками).
  • Алтынгузина Альфия Альфридовна. Опыт работы педагога: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством игровых технологий»
  • Гуськова Екатерина Николаевна. Дидактическое пособие по развитию сенсорных способностей детей раннего возраста «Сенсорные (тактильные) мешочки»
  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»
  • Дворянчикова Татьяна Алексеевна. Дидактическая игра по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста «Разноцветные носочки»
  • Сальникова Елена Ивановна. Дидактические игры, как средство, способствующее сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста
  • Светлана Николаевна Простякова. Развитие сенсорных способностей посредством дидактических игр (детей раннего и младшего дошкольного возраста)
  • Куренкова Светлана Сергеевна. Дидактическая игра по развитию речи детей младшего дошкольного возраста «Репка»
  • Куренкова Светлана Сергеевна. Дидактическая игра по развитию речи детей младшего дошкольного возраста «Бюро находок»
  • Шалепина Светлана Владимировна. Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех.
  • Ершова Маргарита Витальевна. «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
  • Пашкова Ксения Сергеевна. Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития детей младшего дошкольного возраста»
  • Хамидуллина Людмила. Презентация Тема: «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста»
  • Миниханова Марьяна Фёдоровна. Музыкальная дидактическая подвижная игра на развитие музыкально-сенсорных способностей «Весёлые паровозики» (с постепенным усложнением)
  • Гуськова Екатерина Николаевна. Дидактическая игра на развитие сенсорных эталонов для детей раннего возраста «Найди цветочек для божьей коровки»
  • Бурлакова Елена Семеновна. Развивающие игры с математическим содержанием. Младший дошкольный возраст.
  • Макарова Анна Алексеевна. Дидактическая игра «МЯГКИЙ КОНСТРУКТОР» — как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
  • Ходырева Нина Владимировна. Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста
  • Елена Осоткина. Опыт работы Тема: «Сюжетно-ролевая игра в жизни детей младшего дошкольного возраста»
  • Гужова Оксана Анатольевна. Дидактическая игра по развитию речи для детей подготовительной к школе группы Игра «Волшебники»
  • Елфимова Наталья Владимировна,Печкарёва Анастасия Леонидовна. РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ДЕТСКАЯ ИГРА СЕГОДНЯ.
  • Серебрякова Елена Петровна. Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста
  • Миляуша Никитина. Разработка по методической теме «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»
  • Шатова Марина. Дидактические игры в процессе формирования сенсорных эталонов у детей 2-3 лет.
  • Приказчикова Наталия Валентиновна. Проект в рамках экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста «Чтобы ёлку не рубить, ёлку можно смастерить».
  • Наталья Акинина. Дидактическая игра по развитию речи детей 5-6 лет Учимся говорить правильно (Детки с ветки)
  • Ершова Ирина Леонидовна. Развитие умственных способностей детей через развивающие игры.
  • Дзюба Татьяна Александровна. Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь