Самохвалова Нина Александровна
Аннотация. В статье рассматривается развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста: восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов (их форме, величине, цвете, положение в пространстве). Представлен опыт по разработке дидактических игр по сенсорному развитию детей.
Annotation. The article deals with the development of sensory abilities of preschool children: perception and formation of ideas about the external properties of objects (their shape, size, color, position in space). Experience in developing didactic games for children"s sensory development is presented.
Ключевые слова: Младший дошкольный возраст, развивающие игры, сенсорное развитие.
Keywords: Junior preschool age, educational game, sensory development.
Младший дошкольный возраст — самое целесообразное время для формирования сенсорных способностей, без которых интеллектуальные способности не могут правильно развиваться. Сформированное сенсорное представление является основой для улучшения практической жизнедеятельности человека.
У младшего дошкольника развивается деятельность органов восприятия, которые помогают ребенку выделять предметы и сходство между ними. Значимое место в сенсорном познании имеет представление о "сенсорных эталонах". Сенсорные эталоны- это общепринятые образцы внешних свойство предметов. Эталонами представлены семь цветов и оттенков по светлоте и насыщенности. В конструировании — это геометрические формы, величина, пространственные отношения, свойства поверхности (шероховатые, гладкие). Воснове музыкальной системы лежит музыкальный темп, ритм, характер музыки, в изобразительном развитии — оттенки и цветовое восприятие, в лепке — свойство пластилина (мягкий, твердый). Также очень важной формой общения малыша с окружающим миром является тактильные чувства. Это естественные действиярукой, ладошкой, пальцами. На занятиях в детском саду, которые способствуют тактильным ощущениям, я использую различные методы и приемы работы и разнообразные материалы. В изобразительной деятельности — рисование ладошкой, пальчиком, ватной палочкой, оттиск пробкой, в лепке глину, тесто, пластилин. Также дети любят такое увлекательное занятие, как сортировка плодов деревьев: желудей, шишек, каштанов. Это способствует развитию у младшего дошкольника способности обобщать, развивать тактильную чувствительность, расширять сенсорный опыт. Для этого я привлекла родителей к сбору природного материала вместе с детьми. Все это сближает детей с природой, воспитывает заботливое отношение к окружающему миру. Но не только тактильные чувства развивают сенсорные качества, особое место в жизни ребенка занимает дидактическая игра. А. В. Запорожец подчеркивал "Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала общему развитию ребенка". Дидактические игры служат базой для важных средств обучения детей, ребенок не только получает новые знания, но и закрепляет их. Формируется мелкая и крупная моторика рук, ведь речь ребенка находится именно на кончиках пальцев. В дошкольном учреждении, развивающие игры влияют не только на физическое и психологические особенности дошкольника, они составляют одно из важных средств воспитания. Имеется множество пособий по сенсорному развитию, но продолжается поиск новых, оригинальных путей развития способностей воспитанников. Очень важно правильно и умело подбирать развивающие игры, ведь они должны быть: эстетичнои красочно оформлены, чтобы привлекать внимание детей, многофункциональны, доступны и безопасны. Я изготовила множество дидактических пособий, способствующих развитию сенсорного воспитания дошкольников. Одна из таких игр -"Стиральные машины", играя в которую дети сортируют одежду по цвету, тем самым запоминая цвета и знакомясь с разными видами одежды, а также развивая мелкую моторику рук. Она подходит не только младшим детям, но и детям постарше. Большое любопытство вызывают прищепки. Игры с ними развивают тонкие движения пальцев, что способствует формированию речи. Следующая игра – "Разноцветные ежики". Вырезанные из фанеры и ярко раскрашенные ежики привлекают внимание ребенка. Животные потеряли иголки, нужно подобрать прищепки по цвету ежика и прикрепить их. В эту дидактическую игру можно играть как с одним ребенком, так и с подгруппой.
Одной из современных игровых технологий являются игры В.В. Воскобовича. Я взяла эту технологию за основу своих игр. Преимущество данной методики- разновозрастной диапазон, а их особенность – многофункциональность. С помощью игр можно решать множество образовательных задач, они направлены на всестороннее развитие личности. Интересными и новыми стали такие игры в нашем детском саду, как "Геоконт". Эта игра состоит из игрового поля, на котором нанесена координатная сетка. Изготовить такую игру очень просто. Нужно взять дощечку и вбить в нее канцелярские гвоздики. На них можно натягивать цветные канцелярские резинки, выкладывая из них контуры геометрических фигур, цифры, буквы и др. Игра "Квадрат Воскобовича", или игровой квадрат, представляет собой 18 или 32 треугольника, которые наклеиваются на плотную тканевую поверхность, с одной стороны красные треугольники, с другой зеленые. Квадрат легко изменяет форму и дает возможность собирать как плоскостные, так и объемные фигуры. А руками ребенок создает домик с красной или зеленой крышей, мышку, конфетку. Эта игра развивает, моторику рук, учит ориентироваться в пространстве. Следующая, изготовленная мной игра — "Кораблик Плюх-Плюх", которая выполнена в виде яркого кораблика с разноцветными флажками. Мачты различны по высоте, на каждой из них умещается соответствующее количество парусов-флажков. Отверстия позволяют нанизывать флажки на шнурок. С помощью кораблика можно отправиться в увлекательное морское путешествие. Взрослый рассказывает сказку, а дети выполняют действия по тексту (снимают флажки с мачт, когда дует сильный ветер, сортируютфлажки по цвету, если они перепутались, называют высоту мачт). Данная игра развивает память, внимание, воображение. Игровые технологии В.В. Воскобовича соответствуют современным требованиям дошкольника. Они решают образовательные и воспитательные задачи, которые необходимы в работе с детьми. Игры многофункциональны, мобильны, увлекательны. Играя в них, ребенок становится самостоятельным, раскрепощенным, появляется уверенностьв себе. Благодаря этим технологиям у детей повышается уровень развития мелкой моторики, они легко называют и различают цвета, лучше запоминают геометрические формы.
|