Хочу поделиться опытом использования в своей работе сенсорной коробки. В ее качестве можно использовать, бумажную коробку из – под обуви, большую миску, таз, кастрюлю. Я использую пластиковый контейнер. Наполняю его крупами (гречка, рис, манка, пшенка), бобовыми (горох, фасоль), природными материалами (желуди, шишки, камушки, ракушки), добавляю пуговицы, макаронные изделия, мелкие игрушки. Чтобы было интереснее, рис, фасоль можно покрасить в разные цвета. Для этого использую цветные пищевые красители.
Считаю целесообразным использовать это пособие при запуске речи. Малышам нравится щупать, нюхать, перекладывать, исследовать. Кладу в коробку совочки, мисочки, ложечки, грабельки, пинцеты. Но не все разом, предметов не должно быть много, не больше пяти. Нужно оставить место для игр и манипуляций с предметами. Ребята очень любят накладывать, пересыпать, сортировать предметы по цвету и форме. Малыши с удовольствием просеивают через сито манку, находят в ней предметы. В ходе игры отрабатываются понятия «большой – маленький», совершенствуются орудийные навыки управления ложкой, совком. Отрабатываем с ребятами звукоподражания (песок сыпется «с – с – с»), глаголы: сыпь, копай, мни, кидай, жми, неси; простейшие существительные.
Можно сделать сенсорную коробку, наполненную водой. С помощью сита и ложек малыш достает из воды плавающие и тонущие предметы, стаканчиками переливает воду, а из формочек и других подручных материалов можно сделать лодочки и катать в них мелкие игрушки. Можно набирать воду в пипетку, использовать губки. Организуем игру «Выжимаем губки». На занятиях по запуску речи можно добавить мыльной пены, ребенок будет мыть своих «питомцев» и отрабатывать простейшие слова: вода, мыло, пена, мою, лью, купаю; звукоподражания: как – кап и др.
Если в воду добавить немного краски, то это добавит ребенку эмоций и веселья. Ребенок сможет самостоятельно «заселять» свое море, используя ракушки, бусины, фигурки морских животных.
С детьми старшего возраста играем в сенсорной коробке при автоматизации, дифференциации звуков, расширении словарного запаса. Игры «Найди предмет и назови его», «Найди предметы только со звуком..», «Какой первый, какой последний звук в найденном предмете», «Вспомним чистоговорку с найденным предметом», «Придумай предложение по двум найденным предметам».
Для развития лексики создаю тематические сенсорные коробки «Северный Полюс», «Подводный мир», «В деревне у бабушки», «Африка». Здесь отрабатываются названия животных, их признаки, повадки, что они едят. Дети закрепляют навыки подбора синонимов, антонимов, составления предложений.
Игра для малышей «Покорми друга». Взрослый спрашивает: — что любит киса, пес, зайка? Ребенок находит соответствующий предмет и прикладывает его к животному (рыбу, мясо, морковку).
Интересно делать коробки по временам года. Например, «Осень» — листья, шишки, желуди, крупа желтого цвета (пшено, крашеный рис), горох, палочки, камни.
По той же аналогии не трудно сделать зимнюю коробку. Вместо снега можно использовать манку, вату, соль, муку. Еще один вариант приготовления снега: смешать соду с пеной для бритья. Получается нежная пластичная масса, из которой можно лепить. Когда ребенок вдоволь налепился, массу можно подсушить и в дальнейшем использовать, как основу для зимней коробки.
При изучении с малышом цветов можно сделать коробку одного цвета. Например, зеленую. Туда добавить зеленый рис, предметы и игрушки зеленого цвета.
В сенсорной коробке с манкой интересно рисовать, используя палочки или просто пальцами. Дети постарше выводят буквы и цифры, рисуют узоры, картины. Можно дуть в трубочку для коктейля и искать закопанные предметы. Параллельно развиваем речевое дыхание. Малыши вместе с мамой могут рисовать и проговаривать названия простейших предметов: туча, солнце, дождик, дом и т.д.
Содержимое сенсорной коробки постоянно меняю, в зависимости от цели или темы занятия.
Почему я использую сенсорные коробки в своей работе?
Да, потому что сенсорная коробка – удивительная многофункциональная игрушка. Она подходит как для малышей, так и для старших дошкольников. Делается легко, при помощи подручных средств с минимальными материальными затратами. Игры в сенсорной коробке развивают мелкую моторику пальцев, тактильные ощущения, память, внимание, пространственное мышление, речь, фантазию ребенка, закрепляются навыки классификации и сортировки, различение цветов, форм и свойств различных предметов. Открываются богатейшие возможности для развития ребенка.
Я, надеюсь, что мой опыт пригодится коллегам и вдохновит их на придумывание своих оригинальных сенсорных коробок.
*
|