Игра ведущий вид деятельности, детей дошкольного возраста. Игра возникает из потребности ребенка узнать окружающий его мир, причем жить в этом мире так, как взрослые.
Игра, как способ познания действительности, есть одно из главных условий развития детского воображения. Не воображение порождает игру, а деятельность ребенка, познающего мир, творит его фантазию, его воображение.
Игра подчиняется законам реальности, а ее продуктом может быть мир детской фантазии, детского творчества.
Игра формирует познавательную активность и саморегуляцию, позволяет развивать внимание и память, создает условия для становления абстрактного мышления.
Скачать конспект
В игре, осваиваются игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях. В развитии социально -коммуникативной сферы и профориентации детей дошкольного возраста, на помощь приходит сюжетно ролевая игра.
Сюжетно ролевая игра «Мы геологи».
Разработали воспитатели: Пушменкова Т.В.
Смирнова И.А.
1. Задачи.
- Продолжать формировать социально-игровой опыт детей по сюжету «Мы геологи».
- Формировать у детей умение действовать в соответствии с ролью: руководитель геологической экспедиции, геологи, врач, повар, химик лаборатории.
- Активизировать детей в процессе создания предметно-игровой среды и в самостоятельной подборке материала для игры.
- Продолжать учить детей распределять роли по считалке самостоятельно.
- Предварительная работа.
Для решения 1 задачи.
1. Мероприятие «Интересные профессии». Беседы о профессиях: геолог, врач, повар, химик лаборатории (использование мультимедийных презентаций)
Цель: продолжать формировать представления о профессиях.
2. Мероприятие: чтение рассказов о профессиях и полезных ископаемых. Ф.Д. Кривин «Сказки, добытые из – под земли»; И.Н. Рыжов «О чём шептались камешки».
Цель: развитие умения различать профессии (различать обязанности людей принадлежащих к той или иной профессии)
3. Просмотр презентации «Геологическая экспедиция».
Цель: формирование у детей устойчивого представления о данных профессиях.
4. Дидактические игры: «Профессии», «Да-нет».
Цель: закрепление у детей представлений о содержании различных профессий.
7. Мероприятие: беседа о профессиях.
Цель: сформировать у детей устойчивое представление о данных профессиях.
Для решения 2 задачи.
1. Мероприятие: костюмерная (дети выбирают костюмы в соответствии с ролью).
Цель: формирование представления о внешнем облике, характере и действии конкретного персонажа.
2. Мероприятие: составление рассказов детей от лица персонажа (рассказ о важности и значимости своей профессии).
Цель: продолжить развитие ролевой речи.
3. Мероприятие: театр.
Цель: формирование опыта детей действовать в соответствии с ролью.
4. Мероприятие: дидактическая игра «Это мои слова" (каждый берет на себя роль и выбирает в соответствии с ней таблички со словами — произносит их, может обыграть каждое слово движениями или мимикой)
Цель: формирование умения говорить в контексте роли.
Для решения 3 задачи.
1. Мероприятие: изобразительная деятельность "Что можно сделать своими руками"
Цель: развивать у детей представления (знания) о том, что можно сделать игрушки своими руками.
2. Мероприятие: предметы-заместители.
Цель: формировать умение самостоятельно подбирать предметы заместители.
3. Мероприятие: конкурс "Игрушки своими руками"
Цель: развитие творческого воображения.
4. Мероприятие: театрализованный показ любимых героев сказок, мультиков, фильмов (дети вместе с родителями дома из различного бросового материала изготавливают костюмы).
Цель: развивать умение отражать (создавать) образ героя (благодаря элементам костюма) в костюме.
5. Мероприятие: создание проблемных ситуаций в процессе игры, на прогулке (добыча полезных ископаемых, питание в столовой, химическая лаборатория)
Цель: формировать у детей представления о создании предметов из подручного материала (развивать у детей творческое воображение в создании)
Для решения 4 задачи.
1. Совместное заучивание считалок.
Цель: обогащение (словесного) опыта ребенка новыми считалками.
2. Игра "Кто больше" (кто из детей больше назовет считалок).
Цель: развитие умения использовать полученные знания (развитие памяти).
3. Составь свою считалку.
Цель: развитие умения сочинять считалки.
3. Предполагаемые роли и предполагаемые игровые действия
Роль
|
Игровые действия
|
Руководитель экспедиции
|
Объясняет задание – провести разведку полезных ископаемых в определённой местности; указывает это место на карте(карта территории ДОУ)с отметкой пункта назначения. Задает маршрут пути. Рассказывает об оборудовании, которое нужно взять с собой; контролирует работу всей геолого-разведывательной группы; разрешает спорные вопросы; принимает окончательные решения.
|
Геологи
|
- Собирают рюкзаки; идут намеченным маршрутом; находя полезное ископаемое (камень, складывают образцы в специальные контейнеры, колбы, отправляют в лабораторию на анализ; отмечают на карте местонахождение полезного ископаемого.
- Делают фотосъёмку месторождений. Составляют геологические карты, на которые наносят места нахождения полезных ископаемых. Получив результаты лабораторных исследований, уточняют данные о полезных ископаемых на карте. - Во время похода делают привал – отдыхают, принимают пищу.
|
Врач
|
Оказывает первую медицинскую помощь - обрабатывает раны, перебинтовывает, накладывает жгут, повязку, делают обеззараживающие уколы, измеряет давление, температуру. Проводит профилактические осмотры участников экспедиции.
|
Повар
|
Организует питание участников экспедиции (устанавливает треногу, разводит костер, готовит пищу), ударом в колокольчик собирает участников экспедиции у костра.
|
Геолог - связист
|
По рации держит связь с базой, докладывает о передвижениях, о найденных полезных ископаемых.
|
Химик лаборатории
|
Проводит анализ присланных образцов ископаемых(определяет состав горных пород, структур). Полученные данные передаетгеологам.
|
4. Предполагаемые сюжетные линии и взаимодействие между ними:
Организация геологической экспедиции для исследования природных ископаемых в толщах земли (разведка полезных ископаемых);
- обсуждение плана поиска по карте-схеме;
- сбор оборудования для экспедиции;
- организация бытовых условий геологов (жилье, питание);
- оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях;
- организация отдыха (привал во время пути, отдых у костра перед сном).
Руководитель экспедиции, геологи, врач, повар, геолог-связист, химик лаборатории
(все роли взаимодействуют между собой).
5. Варианты распределения ролей
1 вариант: по считалке:
Ежик, ежик, чудачок, Сшил колючий пиджачок. Встал в кружок и ну считать – Нам водилку выбирать!
На златом крыльце сидели:
царь, царевич, король, королевич,
сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Выходи поскорей,
не задерживай добрых
и честных людей!
2 вариант:
жеребьевка (тянуть бумажку с написанной на ней ролью).
6. Варианты начала и варианты окончания игры
Варианты начала:
1 вариант: Педагог приходит с картой. Я хочу отправиться в геологическую экспедицию. Кто со мной?
2 вариант: Педагог приносит экспонаты полезных ископаемых. Предлагает найти их месторождение.
Варианты окончания:
1 вариант: Экспедиция временно приостанавливает работу из-за погодных условий.
2 вариант: Экспедиция временно приостанавливает работу из-за болезни руководителя экспедиции.
3 вариант: Месторождение полезных ископаемых найдено. Химичекские опыты сделаны. Карта месторождения составлена. Все идут в отпуск.
7. Роль взрослого
Конкретная роль, которую педагог занимает во время игры – в начале и в конце игры он руководитель экспедиции.
8. Предполагаемая игровая обстановка.
Рюкзаки, лупа, фонарик, веревка, лопаты, сито, контейнеры и пластмассовые колбы для хранение образцов полезных ископаемых и почвы, микроскоп, блокнот, ручка, карандаш, маркер, линейка, карта (территории ДОУ), фотоаппарат, бинокль, рация, палатка, котелок, тренога для котелка, шумовка, половник, макет костра (дрова, огонь, топор, набор продуктов, посуда (миска, ложки, кружки, аптечка, (стетоскоп, шприц, бинт, зеленка, йод, лейкопластырь, жгут, пинцет, эластичный бинт, микроскоп, бейджи, спецодежда для геологов, спецодежда для врача, спецодежда для повара, спец одежда для химика лаборанта.
|