Халевина Оксана Михайловна, воспитатель МБДОУ «ЦРР – д/с «Рябинушка», г. Абакан, Республика Хакасия
Содержание полоролевого воспитания детей направлено на удовлетворение потребности ребенка в познании себя как представителя определенного пола и окружающих взрослых и сверстников, овладении полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения, самореализации богатства внутреннего мира, женского (мужского) своеобразия.
Анализ научных исследований Л.В. Абдульмановой, О.В. Дыбиной, С.А. Козловой, М.В. Корепановой, И.Э. Куликовской, В.И. Ляскало, Л.А. Парамоновой, Т.Н. Тарановой и Р.М. Чумичевой позволил определить логику построения технологии полоролевого воспитания дошкольников. Она представляет собой определенный педагогический алгоритм, обеспечивающий достижение достаточного уровня полоролевой воспитанности:
- обнаружение ребенком своего мужского (женского) образа
- опознание его свойств и характеристик
- отождествление со взрослыми и сверстниками своего и противоположного пола
- отношение к себе и другому как представителю пола
- открытие смысла полоролевого поведения для себя
- осознание его значимости в жизни людей
- определение или сознательный выбор личностью мужской (женской) позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных жизненных обстоятельствах и ситуациях.
Первая и вторая составляющая педагогического алгоритма реализуются в интеллектуально-познавательной и игровой формах организации жизнедеятельности детей и представлено тематическими занятиями.
В группах детей младшего и среднего дошкольного возраста можно проводить следующие занятия: «Кто такие мальчики и девочки?», «Мальчики и девочки -разные и похожие», «Одежда мальчиков, одежда девочек».
Дидактические игры «Кто что носит», «Наши прически», «Кто что делает»; игры-состязания «Кто больше скажет красивых слов о маме, папе»: игры-занятия с куклами «Накормим куклу Дашу», «Оденем куклу Катю на прогулку», «Куклы встречают гостей»; сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери», «У нас гости», «Поход в магазин всей семьей», «Детский сад»; подвижные игры «Утка и утята», «Сокол и лебедушка»; моделирование жизненно значимой ситуации «Ты с мамой выходишь из магазина. У мамы тяжелая сумка. Твои действия?»
В группах младшего и среднего дошкольного возраста можно использовать символические игры. Например, в игре «Кто живет в сердце мальчика (девочки)» детям предлагаются карточки-символы: добра, красоты, честности, смелости, силы и т.д; дети отбирают те, которые обозначали ценности, определяющие и направляющие поведение мальчика и девочки. Данные символические изображения позволяют доступным способом сформировать у младших дошкольников представления о качествах мужественности (женственности).
У детей старшего школьного возраста для формирования представления о видовой, родовой, половой принадлежности, умение аргументировать их по существенным признакам. Для этого используются следующие тематические занятия: «Мальчики и девочки — сходство и отличие», «Увлечения мальчиков и девочек», «Семейные традиции», «Правила этикета» и др.
В данном виде занятий применяются особые методы и приемы:
- игры-состязания ( «Кто составит мини-рассказ о мальчике (девочке, маме, папе, бабушке, дедушке) по заданным словам: существительным, прилагательным, сравнениям и тд.»
- дидактические игры ( «Мама в семье и на работе», «Мое настроение», «Кем я буду и каким?»)
- символические игры ( «Ты кто?», «Узнай по описанию»)
- проектирование ситуаций, произошедших ранее с детьми, где они проектируют возможную социальную ситуацию ( «Случай на прогулке», «Мамин помощник», «Девичьи слезы»).
Личный опыт детей активизируется с помощью вопросов: «Как ты относишься к своей маленькой сестренке?», «Играешь ли с ней?», «Ухаживаешь ли за ней?», «Помогаешь ли ты маме/папе?», «Делаешь ли им приятное?».
Третья и четвертая составляющие технологии полоролевого воспитания реализуется в процессе диалога.
В группах детей младшего и среднего дошкольного возраста используются следующие методы и приемы:
- беседы-диалоги об эталоне мужской и женской красоты ( «Что любят девочки? Что любят мальчики?», «Я как мама, я как папа») на примере сказок, произведений художественной литературы, пословиц, поговорок, иллюстраций к сказкам. Примером служили отрывки и сказок и иллюстрации к ним: «Крошечка-Хаврошечка», «Рукодельница и ленивица», «Храбрый мальчик».
- проблемные ситуации, способствующие накоплению полоролевого опыта ( «Бабушка заболела», «Девочка-ревушка»)
- игровые задания и ситуации ( «Что я люблю?», «На кого я хочу быть похожим?», «Мама устала», «Как порадовать папу?»).
Диалоговая форма организации деятельности детей старшего дошкольного возраста представлена следующими тематическими занятиями: «О чем мечтают мальчики? О чем мечтают девочки?», «Кем я стану». В данном виде занятий используются следующие методы и приемы:
- диалоговые методы (вопросы: «Кто такие настоящая женщина и настоящий мужчина?»; диалог с самим собой ( «Кем я буду и каким?», «Что я хочу в себе изменить?»)
- диалогово — побуждающие методы ( «Собери в чемодан свои лучшие качества», «Мне нравится — не нравится в себе». Данные методы обеспечивают развитие активной позиции девочки (мальчика).
- коммуникативные методы ( «Подскажи на ушко, «Сделай комплимент».)
- метод диалога с произведением искусства «Если бы я был в картине…» (О чем бы я узнал? О чем бы спросил героев картины? Как бы поступил?).
Использование произведений изобразительного искусства позволяет формировать эстетические представления о человеке, женщине и мужчине, полоролевом поведении, мужском и женском этикете.
Пятая и шестая составляющие педагогического алгоритма.
Рефлексивно-игровая модель деятельности направлена на развитие потребности в самореализации, становление культуры личности и полоролевой культуры. Логика построения модели:
- рефлексия по поводу конкретной ситуации ( «Мальчик обидел девочку», «Девочка нагрубила маме», «Девочка — неряха»)
- мозговой штурм и коммуникация по проблеме, возникшей ситуации ( «Что вы об этом думаете?», «Как вы предлагаете разрешить ее?», «Какова ваша позиция в ней?»)
- коммуникации по предложенным моделям сценария (сюжетно-ролевая игра «Поездка в транспорте».)
В ходе реализации рефлексивно-игровой модели деятельности используются рефлексивно-диалоговые методы:
- упражнения, направленные на развитие полового самосознания ( «Я девочка, и поэтому…», «Девочки должны…», «Мальчики должны уметь…»
- упражнения, развивающие навык самоанализа ( «Мне грустно, потому что…», «Мне бывает страшно, когда..», «Больше всего я люблю…»)
- упражнения, направленные на развитие целеустремленности ( «Когда я вырасту, я…», «Когда я буду мамой (папой), я…»)
- на развитие активности ( «Предложи свой выход из ситуации», «Я догадался об этом, потому что…»).
Седьмая составляющая технологии полоролевого воспитания реализовывается в игровой, театрализованной, экспериментальной, проблемно-поисковой формах организации жизнедеятельности детей.
Игровая форма организации жизнедеятельности ребенка осуществляется с помощью следующих методов:
- состязательных игр ( «Маленькая хозяйка», «Модница», «Самый умный», «Дружная семья»)
- сюжетно-ролевые игры ( «Дочки-матери», «Ожидаем гостей», «В семье именины»)
- игры с элементами театральной педагогики, проигрывание в ролях подмеченных случаев, произошедших с детьми ( «Неприятности за столом», «Мы в театре», «Маленькая помощница»; мальчики и девочки выбирают роли как своего, так и противоположного пола)
- фольклорные игры ( «Царевна-королевна», «В хороводе были мы», «Утка»). В ходе фольклорных игр дети усваивали нормы полоролевого поведения, основные черты, характерные для носителя того или иного пола.
В экспериментальной форме организации деятельности содержания полоролевого воспитания в старшем дошкольном возрасте реализовываются на следующих тематических занятиях ( «Мальчики — юные помощники», «Как стать настоящим мастером?», «Девочки-маленькие хозяюшки», «Мужская и женская работа»). Данная форма организации деятельности дошкольников предполагала ознакомление с мужским и женским трудом, что позволяет ребенку входить в мир социальных отношений.
Технология полоролевого воспитания требует от педагога умения вести за собой детей, позволив им делать самостоятельный выбор, подготовленный не педагогом, а всем содержанием деятельности. Идея самореализации богатства внутреннего мира, женского (мужского) своеобразия ребенка – одна из основных задач данной технологии.
Список литературы
- Абрашитова, Л. В. Половое воспитание дошкольников. / Дошкольная педагогика. — 2009.
- Мигунова, Е. В. Программа полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста. Мальчики и девочки. / Дошкольное образование. — 2011. — № 13
- Мухоморина, Л. Г. Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста. / C.: Крымское учебное государственное издательство, 2001.
- Соломенкова, О. А. Основные и дополнительные программы ДОУ: методическое пособие/ М.: Айрис- пресс, 2006.
- Татаринцева, Н. Е. Полоролевое воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учереждения. / М.: Центр педагогического образования, 2008.
|