Халевина Оксана Михайловна. Технология полоролевого воспитания дошкольников.

Технология полоролевого воспитания дошкольников.

Халевина Оксана Михайловна, воспитатель МБДОУ «ЦРР – д/с «Рябинушка», г. Абакан, Республика Хакасия

Содержание полоролевого воспитания детей направлено на удовлетворение потребности ребенка в познании себя как представителя определенного пола и окружающих взрослых и сверстников, овладении полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения, самореализации богатства внутреннего мира, женского (мужского) своеобразия.

Анализ научных исследований Л.В. Абдульмановой, О.В. Дыбиной, С.А. Козловой, М.В. Корепановой, И.Э. Куликовской, В.И. Ляскало, Л.А. Парамоновой, Т.Н. Тарановой и Р.М. Чумичевой позволил определить логику построения технологии полоролевого воспитания дошкольников. Она представляет собой определенный педагогический алгоритм, обеспечивающий достижение достаточного уровня полоролевой воспитанности:

  • обнаружение ребенком своего мужского (женского) образа
  • опознание его свойств и характеристик
  • отождествление со взрослыми и сверстниками своего и противоположного пола
  • отношение к себе и другому как представителю пола
  • открытие смысла полоролевого поведения для себя
  • осознание его значимости в жизни людей
  • определение или сознательный выбор личностью мужской (женской) позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных жизненных обстоятельствах и ситуациях.

Первая и вторая составляющая педагогического алгоритма реализуются в интеллектуально-познавательной и игровой формах организации жизнедеятельности детей и представлено тематическими занятиями.

 

В группах детей младшего и среднего дошкольного возраста можно проводить следующие занятия: «Кто такие мальчики и девочки?», «Мальчики и девочки -разные и похожие», «Одежда мальчиков, одежда девочек».

Дидактические игры «Кто что носит», «Наши прически», «Кто что делает»; игры-состязания «Кто больше скажет красивых слов о маме, папе»: игры-занятия с куклами «Накормим куклу Дашу», «Оденем куклу Катю на прогулку», «Куклы встречают гостей»; сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери», «У нас гости», «Поход в магазин всей семьей», «Детский сад»; подвижные игры «Утка и утята», «Сокол и лебедушка»; моделирование жизненно значимой ситуации «Ты с мамой выходишь из магазина. У мамы тяжелая сумка. Твои действия?»

В группах младшего и среднего дошкольного возраста можно использовать символические игры. Например, в игре «Кто живет в сердце мальчика (девочки)» детям предлагаются карточки-символы: добра, красоты, честности, смелости, силы и т.д; дети отбирают те, которые обозначали ценности, определяющие и направляющие поведение мальчика и девочки. Данные символические изображения позволяют доступным способом сформировать у младших дошкольников представления о качествах мужественности (женственности).

У детей старшего школьного возраста для формирования представления о видовой, родовой, половой принадлежности, умение аргументировать их по существенным признакам. Для этого используются следующие тематические занятия: «Мальчики и девочки — сходство и отличие», «Увлечения мальчиков и девочек», «Семейные традиции», «Правила этикета» и др.

В данном виде занятий применяются особые методы и приемы:

  • игры-состязания ( «Кто составит мини-рассказ о мальчике (девочке, маме, папе, бабушке, дедушке) по заданным словам: существительным, прилагательным, сравнениям и тд.»
  • дидактические игры ( «Мама в семье и на работе», «Мое настроение», «Кем я буду и каким?»)
  • символические игры ( «Ты кто?», «Узнай по описанию»)
  • проектирование ситуаций, произошедших ранее с детьми, где они проектируют возможную социальную ситуацию ( «Случай на прогулке», «Мамин помощник», «Девичьи слезы»).

Личный опыт детей активизируется с помощью вопросов: «Как ты относишься к своей маленькой сестренке?», «Играешь ли с ней?», «Ухаживаешь ли за ней?», «Помогаешь ли ты маме/папе?», «Делаешь ли им приятное?».

Третья и четвертая составляющие технологии полоролевого воспитания реализуется в процессе диалога.

В группах детей младшего и среднего дошкольного возраста используются следующие методы и приемы:

  • беседы-диалоги об эталоне мужской и женской красоты ( «Что любят девочки? Что любят мальчики?», «Я как мама, я как папа») на примере сказок, произведений художественной литературы, пословиц, поговорок, иллюстраций к сказкам. Примером служили отрывки и сказок и иллюстрации к ним: «Крошечка-Хаврошечка», «Рукодельница и ленивица», «Храбрый мальчик».
  • проблемные ситуации, способствующие накоплению полоролевого опыта ( «Бабушка заболела», «Девочка-ревушка»)
  • игровые задания и ситуации ( «Что я люблю?», «На кого я хочу быть похожим?», «Мама устала», «Как порадовать папу?»).

Диалоговая форма организации деятельности детей старшего дошкольного возраста представлена следующими тематическими занятиями: «О чем мечтают мальчики? О чем мечтают девочки?», «Кем я стану». В данном виде занятий используются следующие методы и приемы:

  • диалоговые методы (вопросы: «Кто такие настоящая женщина и настоящий мужчина?»; диалог с самим собой ( «Кем я буду и каким?», «Что я хочу в себе изменить?»)
  • диалогово — побуждающие методы ( «Собери в чемодан свои лучшие качества», «Мне нравится — не нравится в себе». Данные методы обеспечивают развитие активной позиции девочки (мальчика).
  • коммуникативные методы ( «Подскажи на ушко, «Сделай комплимент».)
  • метод диалога с произведением искусства «Если бы я был в картине…» (О чем бы я узнал? О чем бы спросил героев картины? Как бы поступил?).

Использование произведений изобразительного искусства позволяет формировать эстетические представления о человеке, женщине и мужчине, полоролевом поведении, мужском и женском этикете.

Пятая и шестая составляющие педагогического алгоритма.

Рефлексивно-игровая модель деятельности направлена на развитие потребности в самореализации, становление культуры личности и полоролевой культуры. Логика построения модели:

  • рефлексия по поводу конкретной ситуации ( «Мальчик обидел девочку», «Девочка нагрубила маме», «Девочка — неряха»)
  • мозговой штурм и коммуникация по проблеме, возникшей ситуации ( «Что вы об этом думаете?», «Как вы предлагаете разрешить ее?», «Какова ваша позиция в ней?»)
  • коммуникации по предложенным моделям сценария (сюжетно-ролевая игра «Поездка в транспорте».)

В ходе реализации рефлексивно-игровой модели деятельности используются рефлексивно-диалоговые методы:

  • упражнения, направленные на развитие полового самосознания ( «Я девочка, и поэтому…», «Девочки должны…», «Мальчики должны уметь…»
  • упражнения, развивающие навык самоанализа ( «Мне грустно, потому что…», «Мне бывает страшно, когда..», «Больше всего я люблю…»)
  • упражнения, направленные на развитие целеустремленности ( «Когда я вырасту, я…», «Когда я буду мамой (папой), я…»)
  • на развитие активности ( «Предложи свой выход из ситуации», «Я догадался об этом, потому что…»).

Седьмая составляющая технологии полоролевого воспитания реализовывается в игровой, театрализованной, экспериментальной, проблемно-поисковой формах организации жизнедеятельности детей.

Игровая форма организации жизнедеятельности ребенка осуществляется с помощью следующих методов:

  • состязательных игр ( «Маленькая хозяйка», «Модница», «Самый умный», «Дружная семья»)
  • сюжетно-ролевые игры ( «Дочки-матери», «Ожидаем гостей», «В семье именины»)
  • игры с элементами театральной педагогики, проигрывание в ролях подмеченных случаев, произошедших с детьми ( «Неприятности за столом», «Мы в театре», «Маленькая помощница»; мальчики и девочки выбирают роли как своего, так и противоположного пола)
  • фольклорные игры ( «Царевна-королевна», «В хороводе были мы», «Утка»). В ходе фольклорных игр дети усваивали нормы полоролевого поведения, основные черты, характерные для носителя того или иного пола.

В экспериментальной форме организации деятельности содержания полоролевого воспитания в старшем дошкольном возрасте реализовываются на следующих тематических занятиях ( «Мальчики — юные помощники», «Как стать настоящим мастером?», «Девочки-маленькие хозяюшки», «Мужская и женская работа»). Данная форма организации деятельности дошкольников предполагала ознакомление с мужским и женским трудом, что позволяет ребенку входить в мир социальных отношений.

Технология полоролевого воспитания требует от педагога умения вести за собой детей, позволив им делать самостоятельный выбор, подготовленный не педагогом, а всем содержанием деятельности. Идея самореализации богатства внутреннего мира, женского (мужского) своеобразия ребенка – одна из основных задач данной технологии.

Список литературы

  1. Абрашитова, Л. В. Половое воспитание дошкольников. / Дошкольная педагогика. — 2009.
  2. Мигунова, Е. В. Программа полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста. Мальчики и девочки. / Дошкольное образование. — 2011. — № 13
  3. Мухоморина, Л. Г. Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста. / C.: Крымское учебное государственное издательство, 2001.
  4. Соломенкова, О. А. Основные и дополнительные программы ДОУ: методическое пособие/ М.: Айрис- пресс, 2006.
  5. Татаринцева, Н. Е. Полоролевое воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учереждения. / М.: Центр педагогического образования, 2008.
Просмотров: 79
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Попова Ольга Викторовна. Проект «МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ – два разных мира»
  • Галина Мартыненко. Консультация для родителей «Девочки и мальчики – они разные»
  • С. Маршак. Из чего сделаны мальчики и девочки
  • Редактор. Поздравления с 8 марта - Девочки и мальчики...
  • Саливончик Людмила Анатольевна. Конспект занятия по социально-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Мальчики и девочки»
  • Удоденко Ольга Владимировна. Консультация для родителей «Какие мы мальчики и девочки»
  • В.М. Сергеева. Консультация для родителей «По-разному или одинаково думают мальчики и девочки»
  • Курсова Кристина Андреевна. Формы, методы и средства воспитания детей среднего дошкольного возраста в неполной семье
  • Скворцова Елена Сергеевна. НОД в средней группе по социально-коммуникативному развитию Тема: «Мальчики и девочки»
  • Чернова Элла Олеговна. Презентация, информационно-просветительская 'Дружат в нашей группе девочки и мальчики'
  • Максимова Наталья Андреевна. Методы и приемы формирования культуры поведения у детей младшего возраста на основе программных задач
  • Светлана Анатольевна Жмудь. Интеллектуальная игра «А ну-ка, девочки!» для детей старшего дошкольного возраста с участием взрослых.
  • Ячменева Анна Вячеславовна. Перспективный план «Развивающие игры и игры с элементами ТРИЗ в совместной деятельности» для детей старшего дошкольного возраста
  • Понамарева Наталья Юрьевна. Дидактические игры, направленные на развитие экологической культуры детей дошкольного возраста.
  • Раусова Наталья Игоревна. Дидактические игры, как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста
  • Рассказова Елена Николаевна. Развитие предметно – действенных способов познания математических свойств и отношений у детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры
  • Главный Редактор. Игры и конкурсы на 8 марта - А ну-ка Девочки
  • Хакимова Лилиана Рафаиловна. Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Ершова Маргарита Витальевна. «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
  • Занина Любовь Викторовна. «Художественно-эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованной игры».
  • Зудина Ольга Степановна. Спортивные упражнения и подвижные игры с мячом для детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
  • Мансурова Валентина Борисовна. Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР
  • Туленко Оксана Николаевна. Игра как форма организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста
  • Боргоякова Лилия Васильевна. Особенности формирования коммуникативных компетенций детей раннего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры
  • Рубанова Людмила Борисовна. Коррекционные игры и упражнения, направленные на преодоление сложностей у детей дошкольного возраста с ЭВС
  • Блохина Любовь Владимировна. Народные сказки, как средство воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
  • Авдеева Елена Викторовна. Консультация для воспитателей «Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста»
  • Оксана Горбунова. Рекомендация для родителей.- Игры для детей старшего дошкольного возраста с мамой на кухне
  • Любезных Галина Ивановна. Презентация «Художественная литература, как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста»
  • Завьялова Елена Николаевна. Конспект сюжетно-ролевой игры «Юные пожарные» для детей старшего дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь