Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 города Пензы «Калейдоскоп»
Разработала педагог-психолог МБДОУ детский сад №10 города Пензы «Калейдоскоп» Якунина Екатерина Петровна Пенза 2019
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам успешного прохождения адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Задачи:
- Обсудить с родителями проблемы адаптационного периода (мифы и реальность).
- Подвести родителей к осознанию связи между степенью адаптации ребенка к условиям ДОУ и особенностями взаимоотношений родителей с детьми.
- Создать оптимальные условия для формирования мотивации к их изменению, поиск и апробирование новых способов поведения.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, магнитная доска.
Скачать презентацию
Предшествующая работа: рисунки родителей – «Ассоциативный образ периода адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ».
Ход семинара-практикума
Приветствие, обозначение темы, обоснование актуальности.
Слайд – лицо ребенка в большом формате, затем на всех слайдах
оно идет в углу как символ.
Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги.
Слайд – смайл – улыбка и хмурое лицо
Установлено, что когда человек улыбается, у него работает 28 мышц лица, когда хмурится-46. Что полезнее – хмуриться или улыбаться? Так давайте улыбнемся и начнем наш семинар-практикум. Я надеюсь, что Вы, так же, как и я, будете его активными участниками.
Слайд – ребус.
Ведущий: Тему нашего сегодняшнего разговора Вы можете сформулировать сами, разгадав ребус на экране.
Слайд – адаптация
Ведущий: Тема адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада не нова. Современные исследования и рекомендации о том, как подготовить малыша к детскому саду, достаточно многочисленны. Тем не менее, ее актуальность сохраняется и для воспитателей, и для родителей, особенно накануне поступления в ДОУ.
Слайд – определение ВОЗ «здоровье»:
«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов»
Ведущий: Мы предлагаем поговорить о ней в рамках образовательной области «Физическое развитие» прежде всего потому, что у ребенка все взаимосвязано: состояние здоровья и эмоциональный настрой, физическое и психическое развитие.
Слайд — ФГОС ДО о социальном благополучии ребенка
«условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают обеспечение эмоционального благополучия через:
- непосредственное общение с каждым ребенком
- уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям» пункт 3.2. 4 ФГОС ДО
Ведущий: Обеспечение эмоционального благополучия ребенка – одно из важнейших условий в период адаптации к детскому саду в раннем возрасте.
Слайд – определение понятия «адаптация»
«Адаптация – приспособление организма к изменяющимся внешним условиям» (словарь С.Ожегова)
«Адаптация -
Существует много различных определений понятия «адаптация».
Слайд – модель участники образовательных отношений: ребенок – родители – педагоги (воспитатели + специалисты)
Этот период переживают все участники образовательных отношений. Что означает адаптация для каждого из них?
Слайд – адаптация
Ведущий: Уважаемые коллеги, с чем у Вас ассоциируется период адаптации?
Ответы педагогов
Ведущий: Давайте с вами попробуем сформулировать определение «Адаптация» по буквам.
Участники формируют определение «Адаптация»,
результаты фиксируются на ватмане
А — активность
Д — добро
А — анализ
П — последовательность
Т — тактичность
А — аргументированность
Ц — целеустремлённость
И — инициативность
Я – яркость.
Что испытывает ребенок в адаптационный период?
Сейчас мы выполним с Вами интересное упражнение.
Упражнение «Мячики».
Приглашаются четыре педагога.
Ведущий: Посмотрите на шарики в моей корзинке – это трудности, с которыми сталкивается ребёнок, пришедший в детский сад. Я раздам их вам. Я раздаю вам такие трудности:
- Ощущение одиночества от отсутствия близких людей в течение «бесконечного времени»
- «неизвестность, заберут ли меня домой»
- Незнакомая обстановка
- Незнакомые взрослые
- Незнакомые мальчики и девочки
- Недостаточно развитые навыки самообслуживания (не умеют или не аккуратно кушают, не умеют или стесняются попроситься на горшок, не умеют одеваться и т. п.)
Ведущий: Удобно ли вам держать в руках столько шариков?
(Ответы педагогов)
Ведущий: Что вы чувствуете, если они падают? Что вам хочется сделать?
(Ответы педагогов)
Ведущий: цель этого упражнения – прочувствовать тяжесть эмоционального переживания ребенком начала посещения детского сада.
Адаптационный стресс переживают не только дети, но и их родители.
Слайд или выставка рисунков родителей по ассоциации «адаптация».
Ведущий: На нашей первой встрече с родителями будущих воспитанников раннего возраста, как и во всех садах, родители заполняют анкету «Готовность ребенка к поступлению в ДОУ», которая позволяет спрогнозировать течение адаптации индивидуально у каждого ребенка. Кроме того, мы предлагаем родителям, используя художественные образы, нарисовать их ассоциации с предстоящей адаптацией.
С одной стороны, это задание вызывает у родителей улыбку и уже, в какой -то степени, снимает напряжение, с другой стороны, анализ рисунков помогает нам определить семьи воспитанников с повышенной тревожностью, а также круг вопросов и проблем, которые волнуют родителей. В дальнейшем это позволяет грамотно построить профилактическое и консультативное взаимодействие с семьями через различные формы: буклеты, индивидуальные и общие консультации, семинары – практикумы, тренинги.
Фрагмент одного из семинаров – практикумов мы предлагаем Вашему вниманию и приглашаем принять в нем непосредственное участие.
Фокус – группа создается из педагогов, рассаживаются за столы
Ведущий: В начале семинара можно предложить родителям все те упражнения, которые мы с Вами только что выполнили.
Упражнение «Грецкий орех»
Ведущий: Сейчас перед Вами я высыплю грецкие орехи. Возьмите себе по одному, рассмотрите их цвет, форму, прожилки, т.е. запомните, чтобы потом их найти.
На стол из мешочка высыпаются орехи по количеству участников, родители их разбирают.
Ведущий: Теперь я соберу орехи в мешочек, перемешаю, высыплю обратно на стол и попрошу Вас найти свой орех.
Участники выполняют задание.
Ведущий: ответьте, пожалуйста, на вопрос: по какому принципу Вы нашли свой орех?
На первый взгляд все орехи похожи друг на друга, но если приглядеться -похожих нет. Так и люди, и в том числе дети: очень разные, у каждого свои неповторимые черты.
В зависимости от темперамента, индивидуальных особенностей, предварительных мероприятий, проводимых родителями в период адаптации, дети по — разному привыкают к детскому саду.
По длительности адаптационного периода различают 4 степени адаптации ребенка к детскому саду:
- лёгкая -
- средняя -
- тяжёлая -
- сверх тяжёлая, которая встречается крайне редко -
Независимо от длительности каждый адаптационный период проходит три фазы, которые образно можно сравнить с определенным состоянием моря. На экране вашему вниманию представлены картинки.
Слайд – состояние моря – «шторм», «шторм затихает», «штиль»
Ведущий: Предположите, какое это состояние и как ребенок может вести себя в период данной фазы.
Рассуждения родителей с комментариями педагога – психолога
ШТОРМ (острая фаза) – в ответ на комплекс нового влияния все системы организма отвечают бурной реакцией и напряжением. Повышается возбудимость, тревожность, возможно увеличение агрессивности или уход в себя. Наблюдаются разнообразные колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе. Это приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии. Физиологическая и психологическая буря длится от 2-3 дней до 1-2 месяцев (у некоторых детей).
ШТОРМ ЗАТИХАЕТ (подострая фаза) – организм ищет оптимальные варианты реакции на внешние влияния. Ребёнок продолжает присматриваться к новому окружению, делает попытки влиться в общую деятельность, становится более активным, заинтересованным, уравновешенным. Все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами. Этот период длительный – от 1 недели до 2-3 месяцев.
ШТИЛЬ (фаза компенсации) – период относительно стабильного приспособления. Организм находит наиболее благоприятные варианты реакции на новые условия жизни, режим дня, общения. Ребёнок начинает активно усваивать новую информацию, устанавливать связь, принимает участие в занятиях. Уменьшается заболеваемость, стабилизуется сон, аппетит, настроение. Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития. Этот период длится от 2-3 недель до полугода.
Ведущий: Как родителям подготовить ребенка к поступлению в детский сад, чтобы он легко прошел адаптационный период? Этот вопрос волнует каждого из Вас. Предлагаю вместе выработать практические рекомендации, проанализировав мифы и реальности адаптации детей, которые бытуют между родителями. На столах лежат листы бумаги, на которых вы можете фиксировать Вами рекомендации, а затем вместе мы их обсудим.
Слайд — Миф №1. "Дети в саду постоянно болеют".
Рассуждения родителей – миф это или реальность
с комментариями педагога – психолога
Отчасти, это действительно так. Правда, болеют. Но есть оговорка: не все и не всегда.
Если Ваш ребенок впервые пошел детский сад, то первые полгода-год он действительно может много болеть. С точки зрения психологии — стресс для ребенка, который ему необходимо пережить. Естественно, что организм "даст сбой". С точки зрения медицины — инфекции в таком количестве организм ребенка встречает первый раз. Иммунитету необходимо научится с ними "работать".
Здесь важно то, как протекают болезни. Если процесс проходит относительно легко, не вызывая осложнений, то и беспокоиться не о чем. Малыш обязательно справится!
Если же болезни затягиваются, и каждая простуда оборачивается бронхитом или, хуже того, воспалением легких, то это повод задуматься.
Возможно, иммунитет ребенка изначально "оставлял желать лучшего", а стрессовая ситуация усугубила положение. Тогда консультация иммунолога и педиатра необходима.
Возможно, причина в повышенной тревожности мамы по поводу адаптации ребенка.
Возможно, проблемы носят психологический характер. Тогда необходима консультация психолога.
В любом случае, родителям важно помнить, что часто болеющий ребенок может стать для них действительно мифом. В том случае, если к адаптации подойти во "всеоружии": закалять ребенка, готовить его "морально", спокойно относится к процессу самим.
Слайд -Миф №2 "Не садичные дети" (дети с тяжелой дезадаптацией, которые ходят в сад полгода-год и никак не могут привыкнуть).
Вот уж точно, миф.
Почему я так думаю? А потому что сад — дело вовсе не обязательное. И когда начинаешь глубже копать ситуацию "не садичного" ребенка, то, как правило, понимаешь, что проблемы в том, что родители это так считают. Ну правда, давайте на минутку представим, что школьное образование в нашей стране станет не обязательным. Я уверена, что сразу найдутся "не школьные" дети!
Поэтому этот миф я бы путем замены слов назвала бы вполне таким существующим фактом "Не садичные родители".
Такое встречается часто:
"Вроде как путевку дали, не пропадать же..."
"Ему со сверстниками надо общаться..."
"Ребенку необходимо общество..."
А когда спросишь маму "А как Вы пережили то, что ребенок пошел в сад? А считаете ли Вы указанные причины действительно важными для Вас?", то выясняется, что причина в маминой "неготовности" оторвать от себя ребенка. То есть мама привела для себя, безусловно, важные доводы пользы детского сада. Но внутри у нее все "сжимается в комок" от нежелания отпускать от себя ребенка.
Она не готова! Более того четкого и уверенного осознания того, что ее ребенку нужен сад тоже нет! Особенно если и на работу не нужно торопиться.
Вот и обслуживает ребенок мамины потребности, не отходит от нее. Сплошная пытка и для мамы, и для малыша, который через определенное время этих мучений становится "не садичным".
Но! Маму можно понять! Ей на самом деле тяжело.
Милые мамы!
Если Вы чувствуете, что не готовы отпускать ребенка "в большой мир", но понимаете, что рано или поздно сделать это придется, то необходимо себя "перенастроить".
Вам на помощь может прийти психолог, тематические форумы в интернете и специальная литература на данную тематику.
Слайд — Миф №3. "Ребенок целый день будет плакать без меня".
Миф. Может хныкать, периодически разрыдаться, да. Но так чтобы все время навзрыд, нет... Почему?
Ну воспитатели живые же люди. Ваш ребенок в группе — не единственный. Даже при условии, что все дети спокойны — уровень шума в группе очень высокий. Поэтому воспитатели сделают все, чтобы успокоить Вашего малыша: посадят его на колени, будут держать за руку все то время, что требует малыш, смотреть с ним в окошко и ждать маму.
Хотя плакать ребенок, вероятнее всего, будет. Есть, конечно, единицы, которые не ревут, но в большинстве...
Особенный треш ждет родителей по утрам. Для малыша момент расставания самый трагичный.
Некоторые дети начинают плакать уже с вечера. Сама фраза "Завтра в садик" вызывает бурю негодования. Уговаривать ребенка хорошо себя вести и прекратить плакать при этом совершенно бесполезно. Лучше посочувствовать — ему, правда, тяжело.
В любом случае, милые родители, нужно усвоить! Если уж отвели ребенка в сад — сделайте усилие и начните доверять воспитателям. Они справятся. Обязательно найдут способ успокоить Вашего малыша.
Как правило, 90% ребятишек успокаиваются через 10-15 минут после ухода мамы. Безусловно, в группе он может тихонечко плакать и грустить на стульчике.
Может снова громко разреветься при выполнении некоторых режимных моментов, например, если все дети дружно начнут собираться на прогулку. Нужно дать ребенку право на эти эмоции. Пусть лучше плачет, чем держит в себе. Есть такие слезы, которые нужно выплакать (не помню, кто это сказал, напомните?). Это как раз случай тех самых слез.
Слезы по утрам могут наблюдаться еще довольно долгое время. При этом если ребенок быстро успокаивается после ухода мамы, болеет не больше положенного, у него хороший аппетит, он идет на контакт, то такие слезы — не показатель дезадаптации. Возможно, эти слезы — исключительно "концерт для мамы", возможно, малышу просто сложно переключиться с режима дома на режим сада, возможно, ребенку сложен сам факт того, что мама уйдет. Он имеет право на такую реакцию. Главное — не делать из нее проблемы ни маме, ни воспитателю. И ни в коем случае не стыдить и не ругать за это ребенка!
Слайд — Миф № 4. "В садике ему будет плохо, ведь детей много,
а воспитатель один".
Миф. Хотя поначалу может казаться, что та еще реальность.
На самом деле, первые дни, а может быть, и недели ему действительно будет плохо. Но нужно понимать, что это — лишь острая реакция на стресс.
Первые дни ребенку нереально страшно!
Даже взрослый человек, оказавшись в совершенно незнакомом месте, первые несколько минут может чувствовать неловкость. Что о ребенке говорить!
Но рано или поздно сквозь свои слезки малыш увидит, что его никто не кусает, не обижает, а, напротив, пытаются завлечь игрушкой и накормить. Вот тогда -то и можно хлопать в ладоши от радости! Готово! Теперь с каждым днем все больше он будет видеть то, что в группе вполне себе интересно. Игрушки совсем другие (хотя справедливости ради отмечу, что некоторых детей, наоборот, эта новизна привлекает изначально и оттягивает момент появления слез). Воспитатель с ребятами лепит, рисует, читает им книжки, а еще и в "гости" к ним игрушки разные на занятия приходят. Песни поют, на улице бегают... Понятно думаю, что скучать нет особо времени.
Правда, сначала привыкнуть надо... тогда яркая радуга нам обеспечена.
Слайд — Миф №5. "К моменту посещения детского сада ребенок должен многое уметь: кушать и пить самостоятельно, озвучивать просьбу,
просится на горшок и т.д."
А вот это утверждение совершенно не миф. Потому что чем самостоятельней ребенок, тем комфортнее ему в незнакомой обстановке.
Воспитатель для малыша в первые дни — чужая тетя, которую ни он не знает, ни она еще пока не успела с ним познакомиться. Она может просто не заметить того, что малыш стоит в углу и теребит штанишки, так как захотел в туалет.
А вот если мама дома заранее научила ребенка обращаться за помощью, то ему будет гораздо проще. Ведь он знает, что нужно сделать, чтобы его услышали.
Отсюда рекомендация всем родителям:
Учите ребенка озвучивать свои желания!
Когда мама бежит к малышу с тарелкой, стоит лишь ему проговорить невнятное "ням-ням", то просить правильно, так чтобы его слышали, ребенок не научится. И не нужно питать иллюзий на тему "Он у меня шустрый, сам догадается". Может и не догадаться. Адаптация к саду — стресс, и невозможно предугадать, как ребенок на него отреагирует.
Разумеется, умение озвучивать свои просьбы появляется не сразу. У кого как, но примерно с двух лет. Важно учить этому ребенка задолго до детского сада, просто так это умение не формируется.
Я здесь рассмотрела вариант, когда ребенок идет в детский сад в три года. В этом возрасте умение самостоятельно кушать и знание горшка по умолчанию должны присутствовать в жизни ребенка.
А если раньше? Если сад начинается лет с полутора?
Тогда другой разговор. В этом случае группа, в которую будет ходить ребенок, называется ясельной, и самостоятельности малышей учат воспитатели совместно с родителями.
Мы рассмотрели лишь несколько мифов об адаптации, разумеется, их гораздо больше!
Обсуждение выводов — рекомендаций родителей,
как подготовить ребенка к поступлению в детский сад.
Слайд — рекомендации
Как надо подготовить родителям ребенка к поступлению в детский сад:
- Не обсуждать при малыше волнующие Вас проблемы, связанные с детским садом.
- Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.
- Не отдавать ребенка в детский сад в разгар кризиса 3х лет. Заранее узнать все новые моменты в режиме дня в детском саду и ввести их в режим дня ребенка дома.
- Повысить роль закаливающих мероприятий.
- Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в детсад.
- Учить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания (кушать ложкой, приучить к горшку, отучить от соски, памперсов и т.д)
- Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад.
- Планировать свой отпуск так, чтобы первый месяц посещения ребенком нового организованного коллектива у Вас была возможность оставлять его там не на долго.
- Ни в коем случае не стыдить и не ругать ребенка!
Слайд-шоу «Не ругайте своих детей»
Рефлексия с использованием упражнения «Шесть шляп»
Вручение родителям буклетов с рекомендациями по подготовке детей к адаптации.
«Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду?»
- Установите тесный контакт с работниками детского сада.
- Сообщите воспитателям о привычках и склонностях своего малыша.
- Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу по поводу адаптации ребенка к детскому саду, он чувствует ваши переживания.
- Обязательно придумайте какой-нибудь ритуал прощания (чмокнуть в щечку, помахать рукой), а также ритуал встречи.
- Расставание с ребёнком в приёмной дошкольного учреждения должно быть
коротким и радостным.
- Не обманывайте ребенка, забирайте домой вовремя, как пообещали.
- Не делайте перерывов в посещении детского сада – неделя дома не
только не поможет ребенку адаптироваться к детскому саду, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться.
- Если ребенок с трудом расстается с матерью, то желательно первые
несколько недель пусть отводит в детский сад его отец.
- Поддерживайте дома спокойную, бесконфликтную обстановку в семье.
- Уделяйте ребенку больше своего времени, играйте вместе, каждый день
читайте малышу.
- Все время объясняйте ребенку, что он для Вас, как и прежде, дорог и любим.
- Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте
называйте ласковыми именами.
- Предложите ребенку взять собой в детский сад свою любимую игрушку.
- Не скупитесь на похвалу.
- Необходимо поддерживать и в выходные такой же режим дня, как и в детском саду.
- Будьте терпимее к его капризам, «не ругайте», не наказывайте детским садом.
- На время прекратите посещение с ребенком многолюдных мест, цирка, театра.
|