|
Как влияет на наш характер порядок рожденияКатегория: Психоанализ, Психодиагностика, Психология, Семья и брак | Просмотров: 2437
Название: Как влияет на наш характер порядок рождения
Формат: HTML Язык: Русский В семьях, где не один ребенок, каждый из них, находится в уникальных психологических условиях. Одним из факторов, который определяет уникальность ребенка в семье, является порядок его рождения. Рожденный, например, вторым, попадает в другую психологическую ситуацию по сравнению с первенцем, и формирует другие психологические особенности.
Хотя это только один из факторов, влияющих на формирование личности, но учитывая его, можно лучше понять некоторые особенности характера, привычки, проблемы, место в обществе. Однако, нельзя не учитывать стиль родительского поведения, отношение к детям, позиция самого ребенка, что имеют не меньшее значение. Первородный ребенок «ответственный лидер». Мужчина и женщина становятся отцом и матерью именно благодаря первенцу. Они не имеют другого опыта воспитания, кроме того, как воспитывали их самих. С первым ребенком родители либо повторяют родительский стиль воспитания, либо делают все наоборот. Воспитывая старшего ребенка, родители часто тревожатся, но все равно совершают ошибки. Пока они, вживаются в роль родителей, старшему приходится принимать на себя наиболее энергичное давление попыток его воспитать, к тому же он выступает, как главный помощник родителей в работе по дому, что, как правило, формирует ответственность, организованность. Отсутствие опыта воспитания, автоматически делает первенца «подопытным». Родители стараются все делать правильно, и сам ребенок формирует у себя перфекционизм и консерватизм – стремление всё делать, не откладывая на потом – правильно. Первенцы, как правило, серьёзные, не любящие сюрпризов, но любящие контролировать ситуацию, организовывать себя, везде успевать. Обучая младших, они развивают свой интеллект, поэтому он у них довольно-таки высокий, но направлен, прежде всего, на успешную адаптацию. Намереваясь заслужить внимание и любовь родителей, ребенок стремится соответствовать их ожиданиям, реализовать их мечты, либо вступает с родителями в конфронтацию, конфликтует с ними, стремится делать наперекор. В начале, все внимание родителей направлено на первенца, он единственный, быстро усваивает «язык взрослых» и предпочитает компанию взрослых компании сверстников. Когда появляется брат или сестра, и родителя начинают больше внимания уделять младшему ребенку, он ощущает себя «свергнутым с трона», ревнует, обижается и злится или замыкается в себе, что способствует формированию авторитаризма и жесткости. Во взаимоотношениях со старшим желательно: – не критиковать или сравнивать, а просить о помощи (не приказывать); – давать возможность ошибиться, принимая ошибки с любовью и юмором (но не сарказмом), понимая, что на ошибках учатся; – поощрять получение удовольствия от самого процесса участия, а не от обязательной победы. Средний ребенок – «дипломат». Среднему приходится быть посредниками между старшими и младшими. Он легко идет на компромисс, гибок в отношениях, ему легко находить взаимоотношения с людьми, легко адаптироваться в новом коллективе. Внимание родителей ему достается меньше всего, это может заставить его вступать в борьбу за любовь родителей, проявлять завить и ревность. Если средний ребенок чем-то существенно отличается от старших и младших, например у него какие-то уникальные способности, или он просто другого пола. В этом случае борьбу, за внимание родителей начинают вести старшие и младшие дети. Даже если родители, казалось бы, обо всех заботятся одинаково, в целом средние дети получают меньше ресурсов, чем остальные. Не случайно, средние дети стремятся быстрее обрести независимость от семьи, обеспечивать себя сами и заводить свою собственную семью. Побывав младшим, средний ребенок рано теряет привилегированную позицию. Благодаря отсутствию излишнего родительского давления, завышенных ожиданий, как у старшего и гиперопеки, как у младшего, средний ребенок живет жизнью, которая нужна ему самому. Он часто спокойнее, безмятежнее и налаживает мир между старшим и младшим. Средний, часто убежден, что борьба позволяет влиять на результат происходящего, ведь у него есть старший, который развивается с опережением и служит ориентиром в развитии. Которого хочется превзойти, «сменить власть», и нередко это получается, что формирует у него качества революционера, не признающего авторитеты. Старший не всегда способен выигрывать соревнование с тем, кто за ним следует, и может начать, устраняться от него. В отличие от старшего, младшего и единственного, в качестве среднего может быть не один ребенок. Во взаимоотношениях со средним желательно: – не сравнивать со старшим; – позволять в пределах допустимого конфликтные ситуации со старшим, решать самостоятельно; – способствовать развитию его уникальности. Младший ребёнок – «любимчик». За младшим все присматривают, с ним все возятся, ему все помогают. Любви и внимания он получает больше всего, и это может сделать его баловнем, лентяем не желающим принимать решения и брать на себя ответственность. Младший приходит, когда воспитательные требование родителей уже ослабевают, и они просто любят, как минимум, меньше тревожатся, но, часто не отдавая себе отчет, задерживают его взросление, оставляют его «своим малышом». Но, возможно значительное давление на младшего от старших сиблингов. Необходимость противостоять авторитету старшего, восставать против его привычек, сильных сторон в характере, воспитывает в младшем качества борца, стремящегося к справедливости. Он будет искать новые пути в какой-то области деятельности, защищать несправедливо угнетенных. Младший готов рисковать, действовать в ситуации, где нет гарантий на успех. Считает, что жизнь – это способ приобретения опыта, а стремление к комфорту обедняет её. Но, ему часто может не хватать отваги, соревноваться до победного конца, и тогда он предпочитает пойти по другому пути – выбирает свою, отличную от других членов семьи, дорогу. Оставаться любимчиком, продолжать нравиться, стремится следовать желаниям родителей не так-то просто. Таким образом, младший еще больше противопоставляет себя старшим братьям и сестрам, которые, конечно же, ревнуют. Не все проявления ревности очевидны для родителей. Так, если старшие играют с малышом, как с куклой, родители обычно одобряют их поведение. Но на самом деле старшие, таким образом, обезвреживают потенциального конкурента, не давая ему расти: они всегда готовы помочь малышу одеться или покормить его, хотя он уже умеет делать это сам. У младшего никогда не будет последователя, соперника, идущего ему на смену, благодаря которому он стремился бы поскорее вырасти, научиться чему-то, – ему некуда торопиться, и в характере формируется беззаботность, веселость, оптимизм, готовность принимать чужое покровительство. С одной стороны творческие способности и нестандартное видение, но с другой стороны, у младшего могут возникнуть проблемы с самодисциплиной, и трудности с самостоятельным принятием решений. Младший знает, что силой в отношениях ничего не добьешься, поэтому часто вырабатывает обходные пути достижения своих целей, становится настоящим мастером общения, ведь ему приходится жить в обществе старших и учиться выстраивать с ними отношения. В то же время школа жизни младшего суровее: родители всегда пойдут навстречу ребенку, а вот старшие брат или сестра такими снисходительными не будут, поэтому у младшего есть опыт борьбы, чаще всего закулисной, за свое место в семье. Вероятность появления новых детей с возрастом становится все меньше, а соответственно их ценность возрастает, родители начинают больше вкладывать в своих детей. У стареющих родителей растет желание посвятить себя младшему, последнему ребенку, кроме того, самому слабому и уязвимому в силу возраста. Адлер выделял два типа младшего ребенка: 1. Старается доказать, что способен все сделать сам. В результате этого он становится человеком, жаждущим власти, превосходства над другими. Нередко у него получается обогнать всех остальных сиблингов и стать самым успешным из них. 2. Жаждет превосходства над старшими, как и первый тип, но ему не хватает необходимой для этого энергии и уверенности в себе. И хотя он также честолюбив, но боится провала, и уклоняется от соревнования, становится трусливым, «вечным нытиком», ищущими причины, чтобы ничего не делать. Во взаимоотношениях с младшим желательно: – научить независимости, самостоятельности, а не перекладыванию обязанностей на старших; – не ограждать от повседневных забот, прививать прилежание и любовь к труду. – не спасать, в пределах разумного, от конфликтных ситуаций: научить отвечать за себя, а не манипулировать, и прятаться за старшими; Единственный ребенок. Был в детстве в центре внимания. И во взрослой жизни он стремиться занимать то же положение, что не всегда возможно. Его, как правило, балуют на протяжении всего детства, он не приспособлен к трудностям, к самостоятельному решению проблем. Во взрослой жизни он, чаще всего ищет поддержки от других людей, так как привык получать ее от родителей и без нее чувствует себя неуверенно. Чем больше разница в возрасте между сиблингами тем меньше между ними соперничество. При разнице в возрасте между детьми более трех лет могут формироваться подгруппы, оказывающие существенное влияние на порядковые позиции. Также, дети могут захватывать чужие семейные позиции. Если, например, первый ребенок в семье страдает слабоумием, то следующий за ним может взять на себя роль перворожденного. У каждого порядка рождения есть свои тенденции и общие характеристики. Все общие характеристики, относящиеся к порядку рождения, не являются нерушимыми правилами, а всего лишь индикаторы, факторы, которые необходимо учитывать. Данные об очередности рождения стоит принимать во внимание, но нельзя считать их единственной истиной и уж тем более приговором судьбы. Каким бы ни был предшествующий опыт, у нас всегда есть возможность меняться. Эдуард Макаренко Иллюстрация Виктории Кирдий Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|