Педагог – психолог Пурыгина О.Ю. ФГКДОУ «Детский сад № 149» МО РФ Иркутск — 45
Цель: подготовка старших дошкольников к обучению в школе через формирование универсальных предпосылок учебной деятельности и необходимых умений и навыков.
Задачи:
- Развивать мыслительные операции (умение классифицировать и обобщать).
- Развивать познавательные процессы (логическое мышление, память, слуховое и зрительное внимание, связную речь).
- Развивать зрительно-моторную координацию.
Ход занятия:
Дети заходят в зал и встают в кружок.
Скачать конспект
Психолог: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте поздороваемся с ними (дети здороваются). Молодцы. А сейчас закроем глаза и посчитаем про себя до 5. Посчитали? Открываем глазки и давайте улыбнемся друг другу. Посмотрите ребята, в гости к нам ребята сегодня пришел Незнайка. Вы его узнали? (ответы детей). Незнайка мне сказал, что он приглашает вас сегодня в путешествие на веселом поезде под названием «Будущий первоклассник». Вы готовы к путешествию? (ответы детей). Отлично, давайте мы с вами сядем в поезд, закроем глаза и вместе с Незнайкой отправимся в путь (звук поезда), открывайте глаза. Мы с вами приехали на полянку, а называется она «Знания о школе».
Психолог: И так, давайте подойдем к этой полянке. Посмотрите ребята, какая она красивая. Не правда ли? (ответы детей) Что на ней есть? (ответы детей) Правильно пеньки и растут красивые цветочки. А Незнайка мне сейчас сказал, что это задание будет пройти легче тому, кто знает, что пригодится ему в школе. Смотрите, на полянке лежит портфель и разбросанные разные предметы, игрушки, овощи, фрукты и школьные принадлежности. Ребята, а вы знаете, что нужно для школы? (дети перечисляют) А как мы можем их назвать, одним словом? (ответы детей) Правильно, школьные принадлежности. Давайте поможем собрать портфель Незнайке...
Дети вместе собирают портфель
Психолог: Молодцы! Но мы с Незнайкой хотели бы проверить, правильно ли вы собрали школьный портфель. Ни чего лишнего не положили? Перечисляют предметы, находящиеся в портфеле, называют, одним словом. Незнайка мне сказал, что вы такие молодцы, что помогли ему собрать портфель, и он теперь знает, что ему обязательно пригодится в школе, на уроках.
Ну, что ребята продолжаем дальше наше путешествие. Незнайка вам предлагает сесть в поезд и послушать не обычные высказывания. Если я прочитаю высказывание и вы будете со мной согласны, то хлопаете в ладоши, а если не согласны, то топаете ногами. А ротик наш молчит и ничего не говорит. Понятно? (ответы детей) Приготовились? (ответы детей). Отлично, начинаем.
В школу ходят, что бы играть.
В школу ходят, чтобы читать.
В школу ходят, чтобы разговаривать с соседом по парте.
В школу ходят, чтобы дружить.
В школу ходят, чтобы считать.
В школу ходят, чтобы писать.
В школу ходят, чтобы учиться.
В школу ходят, чтобы драться.
В школу ходят, чтобы узнать что-то новое на уроке.
В школу ходят, чтобы подсказывать одноклассникам.
В школу ходят, чтобы похвастаться нарядами.
В школу ходят, чтобы выполнять задания учителя.
Психолог: Незнайка говорит, что вы большие молодцы справились и с этим заданием. А нам нужно продолжать путешествие. Мы уже с вами в поезде, закрываем глаза (играет музыка едущего поезда). Открывайте глазки, и мы с вами попадаем в волшебный лес. Посмотрите, ребята здесь висит знак. Как вы думаете, что он означает? (ответы детей). Правильно! В этом лесу нельзя кричать. И называется он лес тишины. Как вы думаете на уроке можно кричать? (ответы детей). Все верно ребята, нельзя кричать на уроках и шуметь. Сейчас я вам расскажу, какое же задание для нас придумал Незнайка в этом лесу. Это не простое задание. Для начала давайте сядем на травку и послушаем, что за задание. Я сейчас вам буду задавать разные вопросы, а вы должны на них ответить. Не сложно? (ответы детей). Но здесь есть не большая хитрость. Слушайте, как нужно будет отвечать на вопросы. Если я подниму руку вверх и поверну к вам ладошку (психолог показывает), то вы отвечаете громко, но не кричите. В этом лесу кричать нельзя. Если я подношу руку ко рту вот так (психолог показывает), то вы отвечаете шепотом. А если я сложу руки вот так (психолог показывает), то вы должны молчать и не отвечать на вопрос. Понятно (ответы детей). Ну, тогда начинаем.
- Как называется наш город (громко).
- Как меня зовут (шепотом)
- Какое время года (молча)
- Апельсин, яблоко, персик, ананас – это… (шепотом)
- Листья опадают, идет дождь, собираем урожай – какое время года (громко)
- Назовите самое холодное время года (молча)
- Мокрый – противоположное по значению слово (молча)
- Длинный – противоположное по значению слово (громко)
- Собака, кошка, корова, лошадь – это… (шепотом)
Психолог: Молодцы ребята и с этим заданием справились. Незнайка, нам предлагает вспомнить, какие же вы выучили правила поведения в школе на занятиях. Расскажем ребята? (ответы детей). Ребята, произошла беда, в лесу был сильный ветер, и все листочки с правилами разлетелись. Что нужно нам сделать? (ответы детей). Правильно ребята, собрать. (Дети собирают правила с деревьев, с пола и встают в кружочек) Как здорово, что нам удалось их собрать и теперь мы сможем рассказать Незнайке о правилах поведения в школе. Молодцы. Незнайка говорит, что теперь ему будет легче, учится в школе, зная такие чудесные правила. Смотрите ребята, под елочкой сидит белочка и грустит. Я сейчас спрошу у нее, что же случилось. А грустит она ребята, из – за того что она готовилась к зиме, носила грибы, орешки, ягоды в дупло. Все складывала аккуратно, а ее маленькие детски бельчата игрались и все, что она собрала, оказалось на земле. Нужно помочь белочке собрать ее урожай и развесить на веревочку, сушиться. Поможем ребята? (ответы детей). Смотрите, у белочки есть схема, как вешать урожай. Дети по схеме на магнитной доске развешивают урожай для белочки.
Белочка говорит вам большое спасибо, а нам нужно продолжать дальше наше путешествие вместе с Незнайкой. Садимся в поезд, закрываем глаза (звучит музыка движущего поезда). И мы с вами попадаем в деревню эмоций. Чтобы продолжить выполнять следующие задания мы сейчас немного отдохнем.
Ложитесь на ковер. (играет спокойная музыка). Внимание… Наступает «Волшебный сон» …
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем… (2 раза)
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко…ровно…глубоко…
Наши ручки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают…
Отдыхают, … засыпают… (2 раза)
Шея напряжена
И расслаблена.
Губы чуть приоткрываются…
Все чудесно расслабляется… (2 раза)
Нам понятно, что такое…
Состояние покоя… (2 раза)
Когда начинает звучать бодрая, веселая музыка дети продолжают лежать с закрытыми глазами.
Психолог обращается к детям:
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали…
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепко кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!!!
Вот и отдохнули мы с вами, но ребята нам нужно продолжать выполнять задания.
Психолог: Незнайка мне дал конверт с заданием. Давайте я его вам прочитаю: «Дорогие ребята, вы так хорошо проходите мои задания. Я хотел бы вас попросить помочь эмоциям найти свои домики. Они гуляли по своей деревне и забыли, кто, где живет. На каждом домике прикреплен листочек с описание эмоции, вы должны догадаться какая эмоция живет в этом домике.
Психолог: Ну, что ребята поможем расселить эмоции по своим домикам? (ответы детей).
Подходят к первому домику. Психолог зачитывает описание возле каждого домика:
- Когда в школе получил 5 или купили новую игрушку, с тобой все дружат, (радость).
- С тобой не дружат, не играют, не отдают любимую игрушку. (грусть)
- Тебя бьют, упал в лужу, громко кричат (злость)
- Наступил в лужу, купили неожиданно новую игрушку, выглянуло солнышко (удивление)
- Увидел медведя в лесу или паука (испуг).
Психолог: Молодцы ребята и с этим испытание Незнайки справились.
Сейчас вам предстоит выполнить задания вот на таких листочках. Давайте вы сейчас сядите за столы. Дети садится за столы, и выполняют задание «Корректурные пробы» и «Продолжи ряд».
Отлично справились и с этим заданием. Ребята, а сейчас подберите подходящее слово в каждом ряду. Я вам буду говорить два слова вместе, так как они будут друг к другу подходить, а вы должны будете подобрать к другому слову слово, чтобы оно подходило так же. Давайте попробуем? Дерево – ствол (дерево состоит из ствола). Цветок — … (лепесток, стебель, бабочка)
Яблоко – … (фрукт, сад, дерево)
Зима – … (ветер, берег, лед)
Дом – … (дверь, город, строитель)
Суп – … (тарелка, соль, вода)
Кошка – … (хвост, молоко, шерсть)
Огурец – … (белый, овощ, зеленый).
Психолог: Молодцы! Незнайка говорит, что нам пора возвращаться в детский сад. Давайте сядем в поезд, закроем глаза (звучит музыка движущего поезда). Открывают глаза и встают в кружочек.
Вот и приехали мы снова с вами в детский сад. Давайте с вами вспомним, что мы делали с вами путешествуя в поезде. (ответы детей). Молодцы, какие. А какие задания понравилось выполнять больше всего? Какие задания вызвали затруднения? Какие оказались легкими? Незнайка сказал, что вы большие молодцы, ему очень понравилось с вами путешествовать, и хотел бы вам вручить медальки будущих первоклассников. А теперь давайте попрощаемся с Незнайкой, ему нужно возвращаться домой.
Давайте мы с вами улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего дня. А мне было очень приятно с вами сегодня путешествовать, вы большие молодцы. Спасибо вам большое и до свидания.
Литература:
- Л.В. Мищенкова 36 занятий для будущих отличников. Развитие познавательных способностей. Методическое пособие для дошкольников Москва, Издательство РОСТ. 2011 г.
- Н.П. Локалова, Д.П. Локалова. Готовимся к школе. 60 занятий по психологическому развитию старших дошкольников. Москва, Генезис 2014 год.
|