В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограниченны, а игры однообразны.
Куклы Барби, тамагочи и компьютеры не способны компенсировать отсутствие детского сообщества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребенка.
Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.
скачать конспект
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению — это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать игра с хорошими игрушками. Современные дети обладают в наш век огромным выбором разных игр и игрушек. Но какова сущность этих игрушек? Каков посыл может дать эта игрушка? Какой идеальный образ несет она ребенку?
А ведь, если задуматься, такие и им подобные современные игрушки воспитывают в детях агрессию, стремление к разрушению, искаженное понятие о красоте вообще и о женской красоте в частности, обедняют эмоциональный мир ребенка.
Многие родители, к сожалению, не задумываются об этом. И слепо следуя современным тенденциям покупают своему дорогому чаду новомодную игрушку.
Я, как педагог, и как мама, не хочу, чтобы мои воспитанники играли в эти игрушки. И поэтому я обратилась к традициям русского народа. Наши предки в течении многих поколений очень внимательно относились к игровому набору детей.
Не только подбирали, но и изготавливали их в соответствии с русскими народными традициями. Для русской культуры характерно бережное отношение к ребенку вообще, несмотря на строгие меры воспитания. Не было страшных игрушек или уродливых, это считалось нехорошо и даже опасно для детей.
Современная система дошкольного образования и её содержание в контексте ФГОС ДО должны быть максимально приближены к местным национальным условиям жизни, а именно, одним из основных принципов дошкольного образования является учёт этнокультурной ситуации развития ребёнка. В дошкольном возрасте необходимо организовать доминанту в формировании основ социализации в становлении и развитии личности ребёнка.
И на сегодняшний момент, по моему мнению, доминантной будет являться этнокультурное воспитание. Введение регионального компонента в содержание дошкольного образования позволит организовать в детском саду систематическую и целенаправленную работу по ознакомлению дошкольников с основами краеведения, культурой и историей родного края на уровне доступном их понимания.
Я считаю, что работу по этнокультурному воспитанию нужно начинать уже с детьми раннего возраста. Воспитательно-образовательный процесс при изучении этнокультурного компонента более эффективный и продуктивный если использовать игровые технологии, которые включают в себя достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр.
Учитывая значимость и актуальность этой работы, я определила основную цель своей работы: приобщение детей раннего возраста к культуре и традициям родного края посредством игры.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
Образовательные:
-Познакомить детей с народными игрушками, в том числе никольского района.
-Познакомить с народными традициями, связанными с играми
-Прививать интерес к народным играм и игрушкам.
-Выявить степень эффективности проведения игр с народными игрушками и их влияние на усвоение детьми национальной культуры.
Развивающие:
-Развивать познавательный интерес в процессе игры
-Развивать внимание, мышление, воображение, наблюдательность.
-Развивать двигательную активность.
-Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний и умений детьми.
Воспитательные:
-Воспитывать уважение к своему наследию.
-Воспитывать уважение к своей малой Родине.
В своей работе я опираюсь на следующие принципы:
- принцип регионального компонента
- построение материала от простого к сложному
- доступность
- разнообразие материала
- совместная деятельность
-активность.
Работа по приобщению детей к народной культуре своего народа при переходе от раннего к дошкольному детству не ограничивает использование других технологий:
-Технология личностно -ориентированного взаимодействия педагога с детьми
-Технология проектной деятельности
-Информационно-коммуникативные технологии
После изучения данной темы и отбора необходимого содержания составила перспективный план работы. Работая по этому направлению, я использовала различные виды деятельности. Особое место здесь конечно же уделялось играм-подвижным, хороводным, дидактическим. Мною разработана и реализовалась игра «Уложим Машу спать» с использованием старинной зыбки и кукол пеленашек (кукол скруток). Дети знакомились и потом пели своим «дочкам» колыбельные Никольского края. Зыбку украшали цветными лоскутками, при этом развивая сенсорные способности детей. Детям очень понравились такие куклы, и впоследствии мы вместе с детьми изготавливали эту простую куклу, а затем дети играли в неё, пеленали, укладывали спать, ходили с ними на прогулку.
Игровые народные куклы – прекрасные игрушки для современных детей. Во многих из них заложен развивающий потенциал для мелкой моторики рук. Что, несомненно важно для детей-дошкольников. Ведь развитие моторных навыков и стимулирование ладоней и пальцев не только готовит руки к письму, но и способствует развитию центров речи. Ведь у малышей ум на кончиках пальцев.
Для таких игр предложила детям куклу хороводницу. Хороводница – задорная и очень нарядная куколка. Она может «танцевать», если вращать палочку, на которой закреплена куколка. Можно вращать одновременно двух куколок в каждой руке. Тогда работают пальчики, имитируя движения пряхи, сучащей нить. Пальчики должны работать очень проворно и четко. Для детей это очень непростое и полезное упражнение.
Если сразу не получается вращать куколок пальчиками, то есть способ и попроще. Правда, здесь «танцевать» может только одна куколка. Надо положить палочку куколки между ладонями и двигать ладошки взад-вперед. При этом происходит массаж поверхности ладоней.
Есть даже куклы специально для мальчишек! Причем они никак не стирают гендерных различай, а даже их подчеркивают. Ведь это куклы-мальчики, кулачные бойцы. Кулачный боец – игровая народная кукла для мальчиков. Как и Хороводница, это кукла на длинной палочке, которую надо вращать. У кулачных бойцов, конечно, нет нарядных юбочек, которые будут при этом весело крутиться. Зато есть ручки с кулаками. В эти кулаки вкладывают что-то тяжелое – камешки, гаечки, монетки. Поэтому размахивают Бойцы руками очень даже грозно. Обычно, это игра для двоих. Куколок вращают, стараясь сбить с головы противника шапочку. Кому это первому удалось – тот победил. Хотя кукла изначально мальчишечья, но девочкам тоже очень нравятся такая игрушка.
Малышок-голышок наиболее похож на современных кукол по своему функционалу. Он представляет из себя тканевую человеческую фигурку. Раньше на такую куколку девочки шили одежки, совершенствуя свои навыки портних, познавая секреты кройки сарафанов, рубах и портов. Зачастую, сами и ткали тряпочки для одежек, а то и нитки для ткачества сами пряли. Сейчас дети этого не умеют и им на помощь приходят взрослые. Мы вместе с детьми сделали малышка-голышка, а затем их отдали мамам чтобы они сшили на него одежду. У всех получились разные куклы. Дети и родители были довольны. Дети с удовольствием раздевали и одевали малышка, хотя это и требует некоторой сноровки. Особенно сапожки.
Горошинка (Фасолинка) — вариант народной куклы Зерновушка. Крупные семена бобовых растений, которыми неплотно набивают тело-основу куклы создают фактуру. Если куклу мять и тискать горошинки перекатываются, массируют ладошки.
Для детей постарше с такими куколками можно организовать развивающую игру по определению наощупь семян, которыми набита куколка.
Зайчик на пальчик – игровая народная куколка для малышей. Его, как колечко, одевали ребенку на пальчик. Он мог его мусолить, мять, сосать. Куколку клали рядом при кормлении ребенка, и она пропитывалась запахом мамы, маминого молока. И находясь рядом с ребенком, своим запахом успокаивала его. Такой своеобразный народный комфортер.
С малышами постарше такой куколкой можно и поиграть. Например, в прятки. Зайчика можно прятать за ладошку, спрашивать у ребенка «Где зайка?». А потом зайка «неожиданно» выскакивает. Зайчик на пальчик может стать и «артистом», помогая оживить любые детские стишки про зайчишек.
Вот такие прекрасные куколки дошли до нас от наших предков, с которыми наши дети играют с удовольствием.
Совместно с детьми изучали и играли в народные подвижные игры и в хороводные с пением. Были проведены игры «Капуста», «прела-горела», «Жмурки», «Жаворонок», «Игра с платочком», «Игра с козликом», «Заря –заряница», «Карусели».
Мне захотелось выяснить, применяют ли народные игры в практике работы воспитатели нашего детского сада. С этой целью нами была разработана анкета, которая состояла из пяти вопросов. Проведя исследование и проанализировав результаты опроса, я пришла к выводу, что воспитатели активно применяют народные игры в своей практике, знают большое количество игр, играют в них с детьми, применяют их в режимных моментах в течение дня, включают в различные праздники и развлечения, а также знают и понимают значимость народных игр в жизни дошкольников.
Так же мною были изготовлены дидактические игры, с помощью которых я приобщаю детей к истокам народной культуры. «Разрезные картинки», «Занимательные кубики» (знакомство детей со старинной утварью), «Оденем куклу», «Дочки-матери» (знакомство с народным костюмом), «Волшебный сундучок», «Какие музыкальные инструменты звучат?», «Чьё яйцо дольше прокрутится?», «Чьё яйцо дальше прокатиться?»
Одним из важных педагогических аспектов формирования этнокультурной компетентности детей является активное включение родителей в эту деятельность. Целью такого взаимодействия с семьями является вовлечение родителей в этнокультурный образовательный процесс, включающий физическое, эмоциональное, духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций народной культуры.
Для родителей разработаны консультации «Воспитание игрой», оформлены папки — передвижки «Народные традиции в воспитании детей», запланированы мастер-класс «Кукла на ложке» «Театр на ложке», «Куклы из бабушкиного сундучка», участие родителей в краткосрочном проекте «Народная игрушка», выставке «Игрушка из маминого детства», фотовыставка «Милый сердцу уголок». Создана картотека игр для родителей, в которые они могут играть с детьми дома.
Ведущая педагогическая идея — грамотное использование игровых технологий позволило существенно повысить знания детей в области этнокультурного компонента родного края, так как познавая окружающий мир во всём его многообразии, ребёнок получает представление о действительности, усваивает ценностное отношение к ней. В играх легко интегрируется разнообразное содержание этнокультуры. То, что знакомство с элементами этнокультуры осуществляется в игровой форме, а не в дидактическом занятии, обеспечивает включение произвольных и непроизвольных процессов восприятия, внимания, памяти.
Таким образом, работа по теме «Этнокультурное воспитание в игровой деятельности на этапе перехода от раннего к дошкольному детству» способствует привитию интереса к культуре и традициям родного края. Дети на эмоциональном уровне испытывают любовь и привязанность к своему родному краю. Хочется отметить, что мы добились хороших результатов: родители вовлечены в игровую деятельность, оценили всю значимость игры в жизни ребёнка.
Работа по данному направлению существенно улучшила предметно-пространственную среду группы, которая позволила ребёнку ощутить связь с историческим прошлым.
Старинная русская игрушка — настоящая копилка народной мудрости.
|