Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).
Вопрос развития мелкой моторики детей в современное время довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.
У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками..
Грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Дети любят дети махать ручкой, хлопать в ладоши ( «Ладушки-ладушки»), играть в "Сороку – белобоку», показывать "Козу рогатую". Все эти игры очень полезны, так как тренируют руку. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками.
Упражнение «Разрывание бумаги» подходит деткам с 7 месяцев. Если дать малышу несколько листов мягкой цветной бумаги, то он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать. Это занятие доставит ему несказанное удовольствие.
После года разрывание бумаги можно заменить перелистыванием страниц какой-нибудь книжки с картинками или журнала.
Моторику рук хорошо развивают:
- Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности (к примеру, пальчиковые игры Е. Железновой);
- Игры с использованием нестандартного материала (бусы, камешки, пуговицы), способствующие развитию мелкой моторики и координации движений рук, стимулирующие зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь и словарный запас (практический показ). (Дети играют только под контролем взрослых, так как мелкие детали); Игры желательно сопровождать веселыми стихами.
- Игры, где требуется что-то сжимать — разжимать, раскатывать. Например: «Платочек» Взять носовой платок за уголок и показать ребенку, как можно, комкая, целиком вобрать его в ладонь. При этом необходимо использовать пальцы только одной руки, второй не помогать. Пусть ребенок сначала попробует сначала одной рукой, затем другой. Можно одновременно комкать 2 платка двумя руками; «Шестигранный карандаш» Грани карандаша «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Тоже желательно сопровождать веселыми стихами. Так же можно использовать природный материал (каштаны, орехи). Игры «Что в мешочке?», «Найди мешочек» и др.
- Игры с различными вкладышами. Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов.
- Игры в которых нужно насыпать – высыпать, перебирать (крупа) В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения. Игра «Золушка»: можно крупу (фасоль, горох) Сортировать с открытыми глазами, на ощупь и др.
- Игры на застегивание и расстегивание молний, пуговиц, откручивание крышек, и т. д. Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.
- Игры с помощью мячика Су-джок, аппликатора Кузнецова или игольчатых ковриков Ляпко, резиновых мячей с шипами (ежики). Они прекрасно массажируют и развивают кисти рук. Шипы при перекатывании мячика воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение
- Игры с песком и водой. Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития.
- Игры с прищепками развивают не только моторику, а способствуют развитию у детей творческого воображения, логического мышления, закрепления цвета, счёта.
- Собирание мозаик, пазлов. Для детей до 3 лет выбирают паззлы и мозаики с крупными частями. Для детей постарше можно использовать более мелкие пазлы с большим количеством частей. Пазлы также тренируют воображение.
- Рисование / раскрашивание (карандашом, фломастером, кистью, нетрадиционными материалами и т. д.); Надо помнить, что именно рисование карандашом «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след. Ребенок должен учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины. При рисовании карандашом у детей развивается мелкая мускулатура руки.
- Лепка (пластилин, тесто, глина) Для детей со слабыми мышцами рук очень полезно проводить занятия лепкой из пластилина. Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Покажите ребёнку все чудеса пластилинового мира, заинтересуйте его, и вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигурки.
- Работа с бумагой. Оригами. Плетение.
Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги..
В настоящее время оригами приобретает всё большую популярность среди педагогов и психологов. И это не случайно. Развивающий потенциал оригами очень высок.
- Вырезание ножницами. Особое внимание уделяется усвоению основных приемов вырезания — навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы, т. е. планировать предстоящее действие.
- Аппликации. При помощи аппликаций развивается не только мелкая моторика. Ребенок, выполняя аппликации, сможет сравнивать фигуры большие и маленькие, широкие и узкие, длинные и короткие, темные и светлые.
Игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь — учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Литература
- Борисенко М.Г. Наши пальчики играют. — Екатеринбург: Паритет, 2005. — 204 с.
- Свeтлoвa И.E. Рaзвивaeм мeлкую мoтoрику и кooрдинaцию движeний рук. — М.: Детство-пресс, 2012. — 71 с.
- Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. — СПб.: Детство-Пресс, 2013. — 144 с.
|