Паламдоржиева Балма Сергеевна Воспитатель МБДОУ №104 «Зорька» г.Улан-Удэ, Республика Бурятия.
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растет объём знаний, которые нужно им передавать. Мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна и поэтому очень важно уже с самого раннего возраста её, развивать. Наряду с развитием мелкой моторики развивается память, внимание, а также словарный запас малыша. Известно, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Главная причина этой проблемы – общее моторное отставание и снижение уровня развития кистевой моторики рук. Специалисты считают, что в дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики рук, т.к. сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов.
Работая в логопедической группе, необходимо постоянно уделять внимание развитию мелкой моторики рук, и поэтому особенно значимым и актуальным является обновление игр и игровых пособий.
Предлагаю вашему вниманию дидактическую игру «Умные клавиши». Данная игра может подойти как в индивидуальной работе с детьми (в совместной деятельности взрослого – воспитателя, родителя, и ребенка), так и в самостоятельной деятельности детей.
Её изготовление не требует особых усилий и затрат, что в наше время немаловажно. Материалы для игрового материала: картонная коробка, выключатели (для электричества), самоклеящаяся бумага (обои), цветная бумага с клеевой основой, горячий клей, карточки с указанием заданий.
Цель игры – развитие координации движений пальцев рук, мелкой моторики, концентрации и внимания, памяти, запоминание названий цветов, ориентировки в пространстве: лево-право.
Описание технологии использования дидактического пособия:
1. Игра на развитие чувства ритма.
Развитие чувства ритма, как известно, является одной из предпосылок условий реализации речевой деятельности. Отстукивание ритма помогает развить слуховое внимание, ритм неречевых звуков, является шагом к развитию фонематического восприятия. Речь обладает ритмом. Чередование ритма речи должно быть равномерным (ускорение, замедление, напряжение, ослабление). При наличии нарушения ритма речи ребенок говорит быстрее, медленнее, заикается или «глотает» окончания слов. Представленные упражнения помогут сформировать ощущение ритма:
- «Запомни ритм». Воспитатель показывает ребёнку последовательность отстукиваний клавиш. Ребёнок по памяти отстукивает тот ритм, который был ему задан
- «Ритмы — пальчиковая гимнастика»
- «Барабанщики! Бам бам бам бам бам Бам бамбам Бам бамбам бамбам»
- «Капельки! Кап кап кап кап капкап Кап кап кап кап капкап».
Варианты игры: ребёнок повторяет отбивая на клавишах ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно, поочередно.
2. Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик».
По очереди нажимать на клавиши пальцами начиная с мизинчика.
Мальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
3. Ориентировка в пространстве «Лево-право»
Обучение действовать по словесной инструкции. Например, «нажми мизинцем правой руки на красную клавишу, большим пальцем левой руки на желтую клавишу, указательным правой руки на зеленую клавишу. Правой рукой большим пальцем на зеленую, а мизинцем на белую клавишу одновременно».
4. Игра «Тренажёр на переключение внимания»
Ребёнок переключает клавиши в соответствии с заданием на карточке. Также запоминает цвета, нажимая на определённые цвета.
Обучение ребёнка соблюдать последовательность. Например, «Зелёный-жёлтый, зелёный-жёлтый».
Развиваем межполушарные связи. Левая рука отвечает за левый выключатель, правая рука отвечает за правый выключатель.
В заключение можно отметить, что в как результат игры у ребёнка развивается память, т.к. он учится запоминать определённую последовательность движений, а пальчиковые упражнения стимулируют развитие кисти рук и пальцев, хорошую подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчит овладение и процесс письма. Таким образом, игра «Умные клавиши» это не просто интересное и захватывающее проведение досуга, а прежде всего получение новых знаний и закрепление изученного необычным способом.
|