|
Техника психологического консультирования в системном подходе.Категория: По направлениям » Системный подход в психологии | Просмотров: 3405
Название: Техника психологического консультирования в системном подходе
Формат: HTML Язык: Русский 1. Трансформация статичных характеристик в поведение.
Индивидуальные, статичные характеристики, выведены из повторяющихся моделей поведения. Их необходимо снова вернуть на уровень поведения, задавая приблизительно такие вопросы: Как должен вести себя муж, чтобы его считали «тюфяком»? Как ведет себя жена, когда ее состояние характеризуется как «депрессивное»? 2. Учет контекста в котором проявляются психологические характеристики и поведение. Оценить значение психологических характеристик и эффективности поведения, возможно только в контексте конкретной ситуации. Вопросы: Как, конкретно, проявляет себя проблемное поведение? Какие ситуации актуализируют проблемное поведение, и насколько интенсивно оно себя проявляет? Какие люди при этом присутствуют и как они реагируют? Что предшествует проблемной ситуации? Какова последовательность действий в проблемной ситуации? 3. Демонстрация относительности позиций жертв и виновников. Исходя из того, что каждый участник проблемной ситуации является действующим субъектом, соответственно есть доля его участия в проблеме. Например, на консультации мать с сыном. Вопрос сыну: «Если бы желали того, поведения вашей матери, на которое сейчас жалуетесь, каким образом вы могли бы этого добиться?» Ответ сына: «Мне пришлось бы …». Вопрос к матери: «Если бы вы хотели добиться от сына, чтобы он сделал …, как бы вам необходимо было сделать?» и тому подобное. 4. Рассмотрение проблемы во временной перспективе. Вопросы, связанные с изменениями которые были в прошлом, и возможны в будущем. Что предполагает, что преобразования возможны в принципе. Когда вы почувствовали, что ситуация стала проблемной? Сколько, по-вашему, это может продлиться? 5. Прояснение ценностей: семейных и индивидуальных. Вопросы, связанные с согласием или не согласием в отношении базовых ценностей семьи, и культурной среды, к которой семья принадлежит. Кто стремится к автономии, а кто, прежде всего, думает о благе семьи, и какие у них мотивы? В случае конфликта ценностей, кто какую позицию выбрал бы? Какие ценности являются доминирующими в той или иной семье? 6. Семейные мифы, истории, концепции. Семейные истории формируют общие интерпретационные схемы свойственные семье, позволяющие объяснить, что для семьи в целом, а также для отдельных ее членов значит поведение участников конфликтной ситуации. Какие истории и мифы, о прошлом, настоящем, будущем рассказываются в семье? Каким образом принято объяснять происходящее в историях? Являются ли представления, основываясь на которых объясняется происходящее в истории общепринятым для всех членов семьи или нет? Какие мнения о способах достижения цели существуют в семье? Особые вопросы: Вопросы о внутрисистемных коалициях и подсистемах. Между какими членами семьи на данный момент существуют коалиции и насколько они стабильны, и предсказуемы? Что, кто, и с кем делает? По каким критериям можно определить, что коалиция изменилась. Каковы правила игры существуют в тех или иных отношениях? Чьи цели, мнения и тому подобное, совпадает, а чьи – нет? Вопросы кому-то одному, о взаимоотношениях двух других. Как, с точки зрения, к примеру, матери, выглядит взаимоотношения отца и сына? Что, кто, когда делает? Выстраивание иерархии, по какому-либо критерию между членами семьи. Составление как бы хит-парада или шкалирование (оценка, чего-либо в баллах). Например, если выстроить иерархию в относительно..., кто был бы на первым, вторым, ... последним? Взаимосвязь внутрисемейных изменений и изменений вне семьи. Какие изменения на работе, в школе, во взаимоотношениях с друзьями и знакомыми, возрастные, биологические изменения, кого-либо из членов семьи можно связать с изменениями в семейных отношениях? Желание сохранить без изменений что-то, что непосредственно связано с проблемой. Что не должно меняться, ни при каких обстоятельствах? Что в ситуации, которая сложилась на данный момент хорошего? Вопросы, связанные с предположениями и мысленными экспериментами. Предположения, мысленные эксперименты, дают возможность проиграть возможные альтернативные варианты развития событий, будь то в прошлом или в будущем. Любой вопрос, имеет некоторое суггестивное воздействие, делает определенное допущение. В этом смысле интервью, одновременно, имеет и свойства интервенции. Эдуард Макаренко Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|