Подготовила музыкальный руководитель МБДОУ № 1 г. Ижевска Куклина Галина Николаевна
Пояснительная записка
Важнейшим условием детского развития является приобщение ребёнка к культуре своего народа как первой ступени к познанию и постижению общечеловеческих ценностей.
Известный академик Д.С. Лихачев отмечал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.»
Скачать конспект
Патриотизм – социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям. Формировать и воспитывать это чувство необходимо с дошкольного детства. Ребёнок старшего возраста вполне способен различать этнические, этнолингвокультурные, экологические особенности народов и проявлять большой интерес к этому. Поэтому задача взрослых педагогов найти интересные игровые формы организации НОД с детьми по данному направлению.
Каждый год 4 ноября мы отмечаем День Республики Удмуртия! С ребятами старшего дошкольного возраста проводим мероприятие «День Родины» либо в форме развлечения, либо в форме интегрированного занятия, но обязательно с использованием удмуртского музыкального фольклора (сценарии прилагаются)
В сентябре 2017г., прочитав статью в городской газете «Ясно» о подготовке городского фестиваля «Палэжян» (в переводе с удмуртского «палэзян» — рябина), я задумалась о проведении «Рябинника» в детском саду.
Актуальность темы
Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения.
Далеко не каждый родитель говорит с ребёнком о стране, республике, о своих предках. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.
Дети способны испытывать чувство гордости за свою страну, за свою республику, за свой детский сад, за свою семью – и это очень мотивирует их к участию в различных мероприятиях. У ребят формируется представления о большой и малой Родине, об особенностях региона, в котором они проживают.
Детям приятно осознавать свою сопричастность к республике, к стране
Ребёнку очень интересен мир, который его окружает! Поэтому на «Рябиннике» ребята с удовольствием рассматривают народный орнамент на бабушкином полотенце, слушают народную песню на удмуртском языке, повторяют отдельные слова на удмуртском языке и радуются своим успехам. В процессе подготовки мероприятия я сама узнала столько нового и познавательного о рябине, о давней любви к этому дереву русского и удмуртского народов. И дети тоже проявили неподдельный интерес к материалу о давно знакомом, родном дереве – рябина! Игры, хороводы, сценка, стихи на заданную тему разучиваются легко, быстро.
Уверенно могу сказать, что развлечение «Палэзян» воспитывает в детях патриотические чувства, любовь к родному краю, способствует расширению общего кругозора детей, а также их представлений об окружающем мире.
Цель: Воспитание патриотических чувств к малой родине, приобщение детей к культуре и традициям удмуртского народа
Задачи:
- формирование духовно-нравственного отношения, чувства сопричастности к семье, городу, республике
- расширение знаний детей о дереве «рябина», его особенностях отношений с человеком, его истории
- создание условий для поддержания интереса к теме средствами эстетического воспитания: музыки, художественной литературы, ИЗО деятельности.
Предварительная работа
Для успешной реализации задуманной идеи необходимо было провести предварительную работу как со взрослыми педагогами, родителями, так и с детьми
Воспитатели проводили:
- наблюдение за рябиной на свежем воздухе
- беседы в группе и на улице
- разучивание стихов, пословиц, поговорок
- закрепление музыкального материала в группе
Руководитель ИЗО проводил:
- рассматривание иллюстраций по теме
- НОД – лепка «ветка рябины»
- НОД – рисование рябины красками, карандашами
- оформление выставки работ по теме в муз. зале
- оформление музыкального зала
Родители:
- подборка домашней утвари для оформления зала
- изготовление вышивки, поделок на заданную тему
Музыкальный руководитель:
- поиск литературно – художественного материала
- поиск и адаптация музыкального материала
- составление сценария мероприятия
- приглашение гостей из ансамбля «Айкай» на роль Хозяйки и
аккомпаниатора на баяне
- подготовка детей: разучивание песен, игр, хороводов.
- оформление музыкального зала
- подбор атрибутов
Приложение 1.
Сценарий осеннего развлечения для детей старшего возраста
«РЯБИННИК» — «ПАЛЭЗЯН»
Подготовила Музыкальный руководитель МБДОУ № 1г. Ижевска
Куклина Галина Николаевна
Цель: прививать любовь к природе родного края
Задачи:
- расширение представлений, знаний детей о дереве «рябина»
- развитие коммуникативных навыков у детей
- создание эмоционального комфорта через «погружение» в атмосферу удмуртской избы, общения с Хозяйкой.
Атрибуты:
предметы быта с рябиновым узором (скатерть, салфетки, ложки. и.т. д.); рисунки, поделки детей по теме «Рябиновый край»;
шарфики, ложки для частушек;
ободок для девочки «рябинки»;
ветка рябины
Ход развлечения:
Накануне дети получают приглашение на «Палэзян» — «Рябинкины именинки» с просьбой помочь украсить дом Хозяйки. Они готовят поделки, рисунки по теме, отправляют их и готовятся к встрече.
Зал оформлен под избу, работы ребят украшают стену. Звучит народная музыка, за столом сидит Хозяйка, любуется рябиновым браслетом. Дети стучат, Хозяйка радостно встречает гостей.
Хозяйка: Проходите, гости дорогие! (дети садятся на стульчики) Зечь буречь! (здравствуйте) дети, здравствуйте, взрослые!
Воспитатель: Здравствуйте, Хозяюшка! Получили ваше приглашение, очень обрадовались! А вы поделки наши получили?
Хозяйка: Да, да! Спасибо! Вот украсила ими свой дом! А пригласила вас для того, чтобы вместе с вами отметить праздник «Рябинник» или «Палэжян» (по-удмуртски). Все знаете дерево Рябину?
Дети: Да!
Хозяйка: Расскажу вам много интересного про неё (садится за стол).
Рябина – это удивительное дерево, одно из самых почитаемых деревьев в России. А в Удмуртии — это самое любимое дерево! Ни одно дерево не способно давать урожай 100 – 150 лет подряд, а рябина может! Поздней осенью у нашей стройной красавицы листья опадают, а гроздья плодов остаются на деревьях. После первого мороза они становятся даже вкуснее. Недаром их так любят птицы.
Плоды рябины очень полезны, в них много витаминов. Даже медведь, перед спячкой ест вдоволь ягоды рябины. Другие животные тоже любят это лакомство. Люди давно полюбили это дерево. Ее древесина всегда была полезна в хозяйстве. Из нее делали кареты, мельницы, музыкальные инструменты, а из прутьев плели корзины. Узорами рябины украшали полотенца, рубашки, скатерти (показывает вышитые изделия).
Считалось, что рябина защищает, оберегает человека от различных бед и несчастий. Оно не горит в огне, и не гниет в болоте. Вот почему рябину сажали возле дома. Рябина – наш друг и помощник. Поэтому в народе столько пословиц, поговорок, загадок, песен, стихов посвящено этому уникальному дереву.
Воспитатель: Хозяюшка, наши ребята знают и пословицы, и поговорки, и приметы народные, мы ведь готовились к рябинкиным именинкам.
Пословицы, поговорки, приметы:
- Нет рябины – и осень не осень.
- Зацвела рябина – наступит тепло
- В краю нашем нет дерева краше!
- Много ягод – к холодной и ранней зиме
- Если пчёлы кружат над цветами рябины – значит будет ясный день.
- Рябина зацвела – пора сеять лён
- Поздний цвет рябины – к долгой осени
Воспитатель: А сейчас предлагаю послушать стихи о рябине
Стихи (читают дети)
Хозяйка: — Молодцы, ребятки, а я спою для вас русскую народную песню
о рябинушке – взрослые её очень хорошо знают, можете подпевать!
Русская народная песня «Ой, рябина кудрявая»
Воспитатель: Как здорово, спасибо, очень душевная песня! А наши ребята знают частушки о рябинке! Нам понадобятся ваши ложки с узором рябинки
Хозяйка: (берёт со стола) Очень хорошо, с удовольствием послушаем вас!
Частушки (смотри приложение 2)
Хозяйка: Ух, молодцы! Весело! Давайте полюбуемся на моих маленьких соседок, они порадуют нас танцем «Ягодки – Рябинки»
Танец «Ягодки – Рябинки»
(исполняют девочки средней группы)
Воспитатель старшей группы: Ребята, теперь наш черед спеть про осень и рябину
«Осень золотая»
(исполняют 3девочки старшей группы)
«Осень очень хороша»
(исполняют дети старшей группы)
Хозяйка: Спасибо, ребята, такие красивые песни поёте!
Воспитатель подготовительной группы: Хозяюшка, а наши ребята подготовили сценку, которая называется «Модница Рябинка». Они с удовольствием её покажут.
Сценка «Модница Рябинка»
(исполняют дети подготовительной группы)
Действующие лица:
Рябинка, Ёжик, Заяц, Белка, Медведь, 2 Воробья
Под музыку, танцуя, выходит девочка «Рябинка»
Рябинка:
Я – красавица Рябинка и мила, словно, картинка
Я моднее всех в лесу, гляньте на мою красу:
Гляньте справа, гляньте слева, не Рябинка – Королева!
Макияж и маникюр, да и платье от «кутюр».
Чем бы мне заняться? Чем поразвлекаться?
Под музыку появляется Ёжик, собирает листики, замечает Рябинку
Ёжик: Привет!
Рябинка:
Привет, колючий Ёжик, с головы до самых ножек!
Пойдём с тобою погуляем или вместе поиграем!
Ёжик:
Некогда с тобой гулять, спешу норку утеплять!
В лесу я листья собираю – постельку ими устилаю,
Чтоб зимой в большой мороз в своей норке не замёрз!
(Ёжик убегает)
Под музыку появляется Заяц, смотрит по сторонам, замечает Рябинку
Заяц: Добрый день, Рябинка! Нарядна как картинка!
Рябинка: Ты куда спешишь, Косой? Лучше поиграй со мной!
Заяц:
Некогда с тобой играть, надо Белке помогать.
Она грибочков насушила, орешков на зиму скопила.
В кладовку будем их носить, чтоб голод в зиму победить.
Под музыку появляется Белка с корзинкой шишек
Белка:
Привет, Рябинка и Зайчишка! А я была сейчас у Мишки.
Он мне шишек натрусил да в корзинку их сложил.
(Зовет Зайца) Пойдем скорей в кладовку, и сложим их там ловко!
Заяц и Белка убегают.
Рябинка: Ну вот…все звери убегают, со мною не играют… (грустно делает круг)
Под музыку входит Медведь
Медведь: Здравствуй, дерево – краса! Что ты так невесела?
Рябинка:
У всех своя работа, у каждого забота
Не с кем даже поиграть, не с кем просто погулять…
Медведь:
Так ведь осень на дворе, все готовятся к зиме!
Я в берлогу тороплюсь, на зимовку спать ложусь,
И теперь только весной поиграю я с тобой! (Медведь уходит)
Рябинка: Осталась я совсем одна и никому я не нужна…
Под музыку появляются два Воробышка
1-й: Рябинка, зря так говоришь и,конечно, зря грустишь
2-й: Наступят скоро холода, придётся туго нам тогда
1-й: А твои ягодки-плоды для птиц зимою так важны!
2-й: Они для нас – спасенье! Отрада! Угощенье!
Рябинка:
Ах, вы, птички-шалунишки, озорные воробьишки!
Сказали важные слова: значит я для вас важна?
Под музыку кружится от радости, выходят все зверята
Все:
Нет дерева полезней и красивей!
Недаром говорят, что ты – краса России!
Воспитатель: У нас ещё и хоровод о Рябинке есть! Позовём в центр нашу «Рябинку»
Хоровод «У рябинушки» (смотри приложение 2)
Сл. Г.Н. Куклина муз. Л. Старченко
Воспитатель: А теперь наша любимая игра «Милая рябинка»! Хозяюшка, можно взять веточку для игры?
Хозяйка: Да, конечно! (берет веточку, дает водящей)
Игра «Милая рябинка» (смотри приложение 2)
Дети идут по кругу и поют: Милая рябинка! Пойди по кружочку!
Милая Рябинка! Выбери дружочка!
«Рябинка» выбирает мальчика поклоном с веточкой, все кружатся парами и поют:
Ты, Рябинка, хороша, хороша!
Покружимся неспеша, неспеша! -2р
«Рябинка» передаёт веточку по желанию другой девочке, игра повторяется. Дети садятся
Хозяйка: Ох, и порадовали вы меня, ребята. Спасибо вам. Такой замечательный праздник получился! Взрослые, а вам понравился наш «Палэжян»? Спасибо нашей красавице – рябинушке за то, что радует нас своей красотой. Нашу республику можно смело назвать Рябиновым краем. Об этом есть замечательная песня «Край рябиновый».
Воспитатель: Наши девочки танцуют под эту песню, давайте полюбуемся
Танец «Край рябиновый» (девочки с красными шарфиками)
песня «Всё от русских рябин» Сл. В Степанова муз. А.Костюка
Хозяйка: На память о нашей встрече подарю вам шкатулку с ягодами рябины, можете сделать коробочки- обереги, взять их домой, чтобы рябина оберегала ваш дом от бед и болезней. А взрослые не забывайте садить рябину у дома, на счастье! (поклон) До свидания! (на удмуртском)
Под музыку все покидают зал
Приложение 2.
Игра «РЯБИНКА»
Слова Г.Н. Куклиной
Девочка – «Рябинка» в центре, все дети идут по кругу и напевают (говорят):
Всех мы за руки возьмём
И к Рябинке подойдём
Ты, Рябинка, подскажи,
Что нам делать – покажи!
«Рябинка» показывает движение, все повторяют.
Частушки о рябинке
Слова Г.Н. Куклиной
1. Именинница Рябинка
Собрала своих друзей
Для неё споём и спляшем
Чтобы было веселей
2. хороша наша рябинка
И нарядна и стройна
Поздравленья принимает
Ей сегодня не до сна
3. Бусы яркие надела
Серьги в уши вставила
Не сидит она без дела
Всех плясать заставила!
4. Все деревья оголились
Словно сиротинушки
Только радуют всех нас
Ягоды рябинушки
5. Нам из ягод можно сделать
И варенье и компот
А зимою белоснежной
Проживём мы без забот!
6. Красных ягод мы набрали
Бусы мы надели
И частушки про Рябину
Весело мы спели!
Хоровод «У рябинушки»
Слова Г.Н. Куклиной, музыка Л. Старченко
1. Осень наступила идут вправо
Повсюду листопад
И рябины ягод 2раза
Огоньком горят
Проигрыш – кружатся в парах
2. Покачай, рябинка, стоят, качают руками
Ветку надо мной
Вместе с нами песню 2раза
Ты, рябинка, спой!
Проигрыш – кружатся в парах
3. Ты, рябинка, чудо! идут в центр
Дерево – краса!
Осенью рябинка 2раза расходятся
Очень хороша!
Игра «Милая Рябинка»
Слова Г.Н. Куклиной, музыка Г. Рустамова
Дети стоят в кругу. Девочка «Рябинка» с веточкой ходит по кругу. Все поют:
«Милая Рябинка, пойди по кружочку
Милая Рябинка, выбери дружочка!»
(Рябинка выбирает мальчика в пару)
Все кружатся в парах и поют:
«Ты, Рябинка, хороша, хороша
Покружимся не спеша, не спеша»
Игра повторяется
Методическая литература
- Примерная региональная программа дошкольного образования Удмуртской Республики «Мы в Удмуртии живём» А.М. Комаровой
- «Удмуртия навеки с Россией» — книга по краеведению для детей дошкольного и младшего школьного возраста (авт. — сост.: Т. С. Андреева, Н.Г. Бободжанова, Ю.Н. Гертий, Н.А. Зубкова; — Ижевск: Удмуртия, 2008 -80стр.
- «Чипчирган». Стихи удмуртских поэтов. М: Дет. лит., 1985
- Новикова Е.В., Колинкина О.В. Декоративно-прикладное искусство удмуртов как средство формирования национального самосознания старших дошкольников. -Глазов, 2003 – 52с.
- Седельникова А.А., Седельникова В.Г. Удмуртский фольклор – детям: сказки, песни, игры, загадки, пословицы на музыкальных занятиях. Ижевск, 2003 – 40с.
|