Кудряшова Юлия Владимировна Воспитатель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 89 комбинированного вида» Город Саранск, Республика Мордовия
Программное содержание
Цель: закрепить знания, умения и навыки у детей по формированию элементарных математических представлений.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить порядковый и количественный счет до 5
- Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине), умение распознавать их в предметах окружающей обстановке;
- Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги
- Закреплять представления о частях суток, о временах года
- Закреплять умение отгадывать математические загадки
Развивающие:
- Развивать логическое мышление путем математических задач
- Формировать мыслительные операции, развивать речь.
Воспитательные:
- Воспитывать желание помочь персонажам, попавшим в трудную жизненную ситуацию
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа: Чтение сказки «Приключения Буратино», рассматривание иллюстраций к сказке, проведение дидактических игр на закрепление порядкового счета, дидактические игры на ориентировку в пространстве и на листе бумаги, решение математических задач.
Словарная работа: монеты, школа.
Методы и приемы:
Словесный: рассказ педагога; беседа;
Наглядный: использование демонстрационного и раздаточного материала;
Практический: вопросы, индивидуальные ответы детей, работа с карточками;
Игровой: дидактические игры, загадывание и отгадывание загадок, создание игровой ситуации. Оборудование: мяч, письмо от почтальона, карточки: с цифрами и числами и геометрическими фигурами, магнитофон, мольберт, доска,
Материалы: набор из 4 монеток разного размера и цвета – по количеству детей; карточка с изображением дерева- по количеству детей.
Музыкальное сопровождение: (название, автор) песня «Буратино»,
слова Юрий Энтин, музыка А. Рыбников.
ХОД ООД
Дети стоят полукругом.
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости. Поздоровайтесь. (Здороваются с гостями).
Воспитатель: Внимание! Внимание. Приглашаю всех на разминку. Отвечать нужно быстро и правильно:
-Какое сейчас время года?
-Какой месяц сейчас идет?
-Какая часть суток сейчас идет?
-Какой сегодня день недели?
-Сколько углов у квадрата?
-Какой формы солнце?
-Когда мы делаем зарядку?
-Когда светит луна?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Ой, ребята, я совсем забыла, к нам в детский сад пришло письмо для нашей группы от Буратино (на письме изображение Буратино).
Воспитатель: Прочитаем его:
«Ребята, помогите! Хитрая лиса Алиса похитила Золотой ключик и не отдает его. Говорит, если я выполню правильно ее задания, то она вернет мне золотой ключик. Я в школу не ходил, ничего не знаю, помогите мне, ребята».
Воспитатель: поможем Буратино выполнить задания лисы Алисы?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: А вот и первое задание
Загадки о геометрических фигурах.
Лиса приготовила для нас загадки о геометрических фигурах. Мы их не только отгадаем, но и покажем (по мере отгадывания дети находят фигуры на столе и прикрепляют их на доску).
Нет углов у меня и похож на блюдце я.
На тарелку и на крышку,
На кольцо и колесо.
Угадайте, друзья, кто же я?
Дети: Ответы детей.
Три вершины, три угла,
три сторонки у меня.
Кто же я?
Дети: Ответы детей.
Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник –
Стал квадрат…
Дети: Ответы детей.
Четыре угла и четыре сторонки,
Похожи точно родные сестренки.
В ворота его не закатишь, как мяч,
И он за тобою не пустится вскачь.
Фигура знакома для многих ребят.
Его вы узнали? Ведь это…
Дети: Ответы детей.
Он похожий на яйцо
или на твое лицо.
Вот такая есть окружность –
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг…
Дети: Ответы детей.
Дидактическая игра «Что изменилось»
Воспитатель: Лиса Алиса хочет, узнать, внимательные вы или нет?
(Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одну из геометрических фигур) Что изменилось?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Вы справились с первым заданием.
Дидактическая игра «Подбери правильно»
Воспитатель: Ребята, приступаем к следующему заданию.
(на доске перед детьми висит плакат с нарисованной поляной, на которой изображены грибы, ягоды, цветы, ели).
Посмотрите, на доску. Что вы видите, перечислите.
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Вам надо их посчитать и подобрать нужные цифры.
Дети: Ответы детей.
Дидактическая игра «Разложи цифры по порядку»
(слева направо от 1-5)
Воспитатель: Помогите каждой цифре встать на своё место. Расставьте их по порядку от меньшего к большему.
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! Вы справились и с этим заданием.
Воспитатель: Отдохнем немного.
Физкультминутка «Буратино»
Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
/ Тянемся на носочках /
/Нагибаемся и разгибаемся/
/Нагибаемся и разгибаемся/
/Нагибаемся и разгибаемся/
/Разводим руки в стороны/
/Повороты головы вправо и влево/
/Встаем на носочки и тянемся вверх/
Воспитатель: Чтобы приступить к выполнению следующего задания нам надо присесть за столы.
(дети проходят за свои рабочие места)
Дидактическая игра «Разложи монетки»
Воспитатель: Посмотрите, у вас на столах лежат монетки. Сосчитайте, сколько у вас монеток. Посмотрите внимательно и скажите — одинаковые ли они по цвету и размеру?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Вам надо разложить монетки от самой маленькой до самой большой. Но сначала подготовим наши пальчики.
Покажите мне пальчики правой руки, пальчики левой. Давайте подружим их.
Пальчиковая гимнастика «Мы дружные ребята»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять.
Начинай считать опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать.
/пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок/
/ ритмичное касание пальцев обеих рук /
/ поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца /
/ руки вниз, встряхнуть кистями /
Воспитатель: Приступаем к выполнению задания. Какую монетку вы поставили первой, второй, третьей, четвертой?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! Вот вы и справились еще с одним заданием!
Дидактическая игра «Спрячь монетки»
Воспитатель: Последнее задание от лисы Алисы. Перед вами карточка с изображением дерева. Вам надо спрятать монетки. Самую большую монетку положите под дерево, самую маленькую положите под дерево, синюю с правой стороны от дерева, а красную с левой стороны.
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы ребята! Все испытания прошли. Вы правильно выполнили все задания, и лиса Алиса вернула золотой ключик Буратино. А с помощью, каких испытаний мы помогли Буратино? А что вам больше всего понравилось? Что было выполнить сложно, а что легко?
Дети: Ответы детей.
Список используемой литературы
1. Колесникова, Е. В. Программа Математические ступеньки /
Е. В. Колесникова. – М.: Творческий центр, 2007. – 91 с.
https: //almanahpedagoga. ru/servisy/publik/publ? id=15918
https: //infourok. ru/konspekt-nod-po-formirovaniyu-elementarnih-matematicheskih-predstavleniy-v-sredney-gruppe-pomozhem-buratino-1945987. html
Приложение
1. Дидактическая игра «Что изменилось»
Программное содержание: развивать зрительное восприятие.
Оборудование: карточки с изображением геометрических фигур.
Описание: Дети закрывают глаза, ведущий убирает карточку. Дети открывают глаза и определяют, какой карточки не стало. Например, не стало мяча, он был третьим справа или вторым слева.
2. Дидактическая игра «Подбери правильно»
Программное содержание: Закреплять состав числа в пределах5; упражнять в нахождении соответствующей цифры.
Оборудование: фланелеграф; наборное полотно с картинками или счетная лесенка с игрушками; раздаточный материал — набор цифр, фишки.
Описание: Педагог показывает какое-либо число одним из способов: на фланелеграфе, наборном полотне или счетной лесенке. Дети пересчитывают картинки или игрушки, показывают цифру, соответствующую количеству картинок. Педагог проверяет правильность ответов у каждого ребенка.
3. Дидактическая игра «Разложи цифры по порядку»
Программное содержание: упражнять в нахождении места цифр в числовом ряду.
Оборудование: карточки с цифрами или эмблемы цифр.
Описание: педагог предлагает детям разместить цифры в возрастающем (или убывающем) порядке;
4. Дидактическая игра «Разложи монетки»
Программное содержание: научить детей соотносить по величине предметы и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький».
Оборудование: фланелеграф, карточки с предметами, которые контрастно отличаются по размеру (монетки разного размера).
Описание: Воспитатель отбирает для игры карточки с предметами, которые контрастно отличаются по размеру. Раскладывает их в произвольном порядке и просит ребенка распределить карточки по размеру, выбрать из них самый большой, самый маленький.
5. Дидактическая игра «Спрячь монетки»
Программное содержание: учить ориентироваться на листе бумаги, учить называть пространственное направление (влево, вправо, вверх, вниз, на, под), закреплять знание цвета.
Оборудование: раздаточный материал — карточка с изображением дерева, монетки разного размера и цвета.
Описание: Педагог говорит, куда и какую монетку надо спрятать. Например: большую синюю монетку спрячь справа от дерева, маленькую желтую под деревом.
|