Торопова Ю.Н.
Для заботливых родителей и любознательных малышей 5-6 лет
Введение
Данное пособие предназначено для детей старшей группы в период подготовки к обучению грамоте.
Последовательность ознакомления с одним звуком, слиянием, словом и предложением составлены с учетом возрастных особенностей детей.
Материал поможет развить фонематический слух, овладеть навыками звуко-слогового анализа и синтеза, расширить словарный запас, освоить основные лексико-грамматические категории русского языка.
Способствует развитию восприятия, внимания, памяти, связной речи, мышления.
Условные обозначения
Любое слово состоит из трех частей (не путать со слогами!):
скачать конспект
2 — середина слова
3 — конец слова (последний звук)
1 — начало слова (первый звук)
1. 2,3
Согласные звуки произносятся кратко, без добавления гласного звука: [м], а не [мэ], [с], а не [сэ].
Предлагая ребенку определить место звука [о] в словах, выбирайте те слова, в которых звук [о] находится под ударением, поскольку в безударной позиции звук изменяется: слово "ОБЛАКА" мы произносим как [АБЛАКА], слово "КОРОВА" звучит как [КАРОВА], а слово "ОКНО” — [АКНО].
Существуют йотированные гласные, состоящие из двух звуков: мягкого согласного [й] и гласных звуков. Это [йа], [йэ], [йо], [йу]. На письме они передаются буквами Я (яма), Е (ель), Ё (ёж), Ю (юла).
Схемы слов, в составе которых йотированные согласные встречаются в следующих позициях: начало слова, после гласного звука, после разделительного мягкого знака, предлагаются детям только для рассмотрения и ознакомления.
Гласные звуки в схемах обозначаются красным цветом -| Твердые согласные звуки — синим цветом — ?
Мягкие согласные звуки — зеленым цветом
? Большинство согласных звуков могут быть как твердыми, так и мягкими. Однако, некоторые согласные являются только твердыми: [Ш]. [Ж], [Ц], а другие — только мягкими |[Й], [Ч], [Щ]
Слог — это один гласный звук или сочетание одного или нескольких согласных с | гласным. В слове столько слогов, сколько гласных звуков. Открытые слоги оканчиваются | на гласный звук, закрытые — на согласный.
Закрытый слог:
МА-
ПИ-
КРЕ-
АК-
ГОР-
ЛИС-
Открытый слог:
ИВА
ЛИСА
ЛЕЙКА
МАШИНА
Схемы слов:
- Здравствуйте! Я — карандаш, меня зовут Зеленый, я буду Вам помощником на протяжении всего обучения.
- Прислушайся, сколько разнообразных звуков тебя окружает... Слышишь, как машина проезжает за окном? А как вода шумит по трубам? Если стукнуть по столу рукой, тоже получится звук. А вот для того, чтобы назвать какой-либо предмет, необходимо назвать СЛОВО.
"Слово"
Солнце
- "Запиши" предметы (одна линия — 4 клетки):
- Здесь "записано"одно слово.
- Все предметы можно назвать (дать им имя). Один предмет — одно слово Обозначать один предмет мы будет одной чертой (линией):
- Посмотри вокруг. Назови предметы, которые ты видишь.
"Слово"
- Мы с тобой уже определили, что любому предмету можно дать название (имя). Вспомни, как мы "записываем"предметы?
- Сколько предметов "записано"ниже?
- Все предметы можно разделить на живые (одушевленные) и неживые (неодушевленные).
- Обведи живые (одушевленные) предметы красным карандашом, а неживые (неодушевленные) — синим.
-Люди общаются при помощи речи говорят, читают или пишут. Закройте глаза и послушайте:
-Снеговик лепить мальчик.
- Что вы себе представили? Ничего? А теперь:
- Мальчик лепит снеговика.
- Сразу можно представить ситуацию: на улице зима, теплый день (снег липкий), мальчик одет по-зимнему, у него хорошее настроение и т д
I ПРЕДЛОЖЕНИЕ — ЭТО НЕСКОЛЬКО СЛОВ. КОТОРЫЕ СВЯЗАНЫ I МЕЖДУ СОБОЙ СМЫСЛОМ.
- Сосчитай, сколько слов в предложении "Мальчик лепит снеговика"? Назови первое слово? Второе? Третье?
- Придумай предложения по картинкам:
- Сегодня мы будем "записывать" не только отдельные слова, но и целые предложения.
- Вспомни, как мы обозначаем предметы? (Одна линия). Но слова, которыми мы пользуемся, это не только предметы. Каждый предмет может совершать какое-либо действие. Например, что может делать собака? (Лаять, лежать, бежать, смотреть, слушать и т.д.). А что делает машина? (Едет, стоит, буксует, заправляется, сигналит и т.д.).
- Обозначать действия предметов мы будем двумя линиями (чертами):
- Здесь "записано" слово, которое обозначает
действие какого-либо предмета.
Вспомни, что такое предложение?
Придумай предложение со словом "конфеты".
Посмотри, как я "запишу" схему предложения "МАМА КУПИЛА КОНФЕТЫ":
- Сколько слов в этом предложении? Назови первое? Второе? Третье?
- Мы будем отмечать начало предложения и конец. Как отмечено начало предложения? А конец?
Мальчик играть машинка Мама купить яблока. Девочка ходить гулять. Папа копать земля.
Рыбка плавать аквариум. Диван кот лежать.
Полить лейка цветы. Ярко светить солнце.
- Поиграем? Игра "Сломанное предложение". Исправь ошибки, скажи правильно:
- "Запиши" схемы предложений. Предметы "запиши" одной линией, а действие — двумя. Не забудь обозначить начало и конец предложений.
- Рассмотри картинки. "Запиши" схемы предложений Обозначь начало и конец предложений.
-Для связи слов в предложении мы используем "маленькие" слова — предлоги. Например, предлог "У":
Кирилл барабанит. — У Кирилла барабан.
Лена играет медвежонком. — У Лены медвежонок. Сережа ест арбуз. — У Сережи арбуз.
- Это схема предлога "У" (или "ОКОЛО"). Прочитать её можно так: "КРУГ У (ОКОЛО) квадрата".
- В схемах предлоги мы будем обозначать треугольником:
- Схема предложения "У Лены медвежонок" будет выглядеть так:
- Рассмотри картинку Назови профессии Составь предложения с предлогом "У" Запиши схемы этих предложений.
- Продолжи ряд
- Вспомни, какой предлог ("маленькое" слово) здесь "записан"?
? это предлог "У" (ОКОЛО) Круг У (ОКОЛО) квадрата.
? круг ПОД квадратом.
- Сегодня мы познакомимся еще с двумя "маленькими" словами (предлогами), которые помогут нам связывать слова в предложении.
- Рассмотри картинки. Составь предложения с предлогами
"Словесный состав предложений Обобщение"
- "Прочти" предложения по схемам. Подставь действия предметов по смыслу.
- Допиши:
"Слоговой состав слова"
- А ты знаешь, что слова можно делить на части? В словах может быть одна часть или несколько. Эти части мы будем называть СЛОГОМ.
СЛОГ — это звук или сочетание звуков в слове, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха.
- Чтобы разделить слово на слоги, необходимо подбородок положить на стол, затем произнести слово. Сколько раз голова откинется назад, столько слогов в слове.
- Сколько в слове слогов, на столько частей будем делить слова.
Например, в слове СОК — один слог. CTA-KAH ? 2 слога. КА-РАН-ДАШ — 3 слога.
- Независимо от того, сколько слогов в слове, у каждого слова есть начало, середина и конец. Научиться делить слова на части нам поможет гусеница Люся.
Деление слов на части — слоги
- Назови предмет:
- Положи подбородок на стол и назови этот предмет ещё раз. Сколько частей у тебя получилось? Гусеница Люся покажет тебе, как разделить слово:
- Теперь ты можешь видеть, что у слов есть начало, середина и конец.
- Раздели слова на части:
? Вспомни, что такое предложение? Из чего оно состоит? (Из слов).
А слова? (Из слогов).
? В русском языке есть гласные и согласные звуки. Из них мы складываем слоги, из слогов получаем слова, а из слов ? предложения.
- Эти ребята произносят звуки. Ты можешь угадать, какие это звуки?
- Как ты догадался? (По губам). Звуки, которые мы сожем пропеть, называются гласными.
- Когда мы произносим гласные звуки, поток воздуха на своём пути не встречает преград (ему не мешают губы или зубы).
Все остальные звуки — согласные. Согласные звуки могут быть твердыми или мягкими.
- Твердые согласные звуки будут дружить с Молоточком, а мягкие — с Мышкой. Попробуй определть, с кем дружат эти звуки (как ты думаешь, кто произносит этот звук: Молоточек или Мышка):
[3] [Б]
[Т] [КЬ] [М] [П] [ГЬ] [ТЬ]
- Вспомни, какие звуки называются гласными? (Те. которые можно пропеть). А согласными? (Те. которые пропеть нельзя) Какие согласные звуки дружат с Молоточком? (Твердые). А с Мышкой? (Мягкие)
- Гласные звуки мы будем обозначать красным цветом |
твердые согласные — синим мягкие согласные ? зеленым — Так мы сможем "раскрашивать"слова.
- Определяем количество звуков в слове.
- Обводим столько клеток, сколько звуков в слове (это "квартира").
- "Расселяем" звуки по "комнатам“ (клеткам) и закрашиваем "окошки".
ДОМ
- Сколько звуков в этом слове? (Три) Значит, "квартира" будет из трех клеток ("комнат").
- Произнеси первый звук. С кем он дружит: с Молоточком или Мышкой? (С Молоточком, значит от твердый).
- Произнеси второй звук. (Его можно пропеть, значит, от гласный).
- Назови последний звук. С кем он дружит? (С Молоточком, это твердый звук).
Теперь закрасим "окошки" в "комнатах" звуков. (Это можно делать сразу);
- Назови первый звук в словах. Определи, какой это звук: гласный, твердый или мягкий согласный? Закрась клетку нужным цветом:
- Определи, сколько звуков в словах. Построй для слов "квартиры" с таким количеством "комнат", сколько в них звуков. Раскрась "окошки" нужным цветом.
- Вспомни, накис предлоги (маленькие слова) мы уже выучили? Назови их.
Я хочу тебя познакомить еще с двумя предлогими — НАД и В:
Ударный слог
- Ты уже знаешь, что слева состоят из слогов. А знаешь ли ты, что слова можно "бить"? Сегодня мы будем "ударять" слова. “Ударить" слово — это значит выделить в нем ударный слог (или звук).
Для того, чтобы выделить ударный слог в слове, его нужно "позвать"
Алгоритм: 1. Называю слово.
2. Делю слово на слоги.
3. Зову слово, определяю, какой слог произношу дольше и громче.
4. Ставлю ударение.
МАЛИНА
у — В слове МАЛИНА — 3 слога, дольше
и громче произносится слог -ЛИ-,
I значит этот слог будет ударным.
- Позови слова, поставь ударение:
- Прочти поедложение. Составь схему.
- Определи ударный слог. Поставь ударение.
Ударение
- Назови предметы. Сколько звуков в каждом слове? Обведи для каждого слова столько клеток, сколько в нем звуков. Закрась "окошки" нужным цветом:
- Гпасные звуки образуют слоги. Сочетание согласного и гласного звуков называют СЛИЯНИЕМ и в "квартире” слова они живут по-соседству. В схеме слияния мы будем обозначать так:
- это СЛИЯНИЕ. Под клетками слияния будем обозначать дугой, а отдельный звук — точкой.
- Посмотри, как выглядит схема слова ДОМИК:
Алгоритм: 1. В слове ДОМИК 5 звуков, строю "квартиру" из пяти комнат.
2. Делю слово на слоги: ДО-МИК.
3. "Расселяю” звуки в "комнаты": слияние ДО, слияние МИ и отдельно звук К.
4. Первое слияние ДО-: [Д]-твердый согласный, [0]-гласный. Закрашиваю ”окошки”.
5. Второе слияние -МИ-: (Мь) -мягкий согласный. [И}-гласный. Закрашиваю ”окошки”.
6. Последний звук (К]-твердый согласный. Закрашиваю "окошко”.
7. Слияния обозначаю дугами, отдельный звук — точкой.
- "Прочти" слова по схемах. Закрась "окошки" в схемах слов.
О-РЕ-ХИ
ПЕ-ТУХ
КУ-БИ-КИ
"Звуковой анализ слов"
- 8 прошлый раз мы с тобой строили "квартиры" для слов и закрашивали “окошки", в которых “живут" звуки.
Какие звуки мы обозначали красным цветом? (Гласные). А синим и зеленым? ] (Согласные). Почему согласные звуки могут быть двух цветов? (Твердые i мягкие).
- Назови предметы. Составь для них схемы и закрась "окошки" нужным цветом. Обозначь слияния дугами, а отдельные звуки точками.
|