Педагог-психолог Юшкова О.И.,
Воспитатель Доможакова Т.И.
г.Абакан, республика Хакасия
Сенсорное развитие ребенка раннего возраста – это формирование новых, не существующих у ребенка ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений, восприятий, представлений); это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе и т.д.
Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности. Еще Л.C. Выготский обратил внимание на то, что в основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. Он придавал решающее значение процессу восприятия для развития речи, считая, что ребенок может говорить и мыслить только воспринимая: «Развитие восприятия различной модальности создает ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь», а также психическое развитие и развитие интеллектуально-познавательной сферы.
Наша работа в детском саду в рамках психолог-педагогического сопровождения детей раннего возраста строится в 2х направлениях:
- психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста посещающих ДОУ (дети «группы риска» из ГКП «Утята», гр «Гномики» и «Муравьишки» (2-3года)).
- психолого-педагогическое сопровождение неорганизованных детей раннего возраста (2мес-3года).
Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста посещающих ДОУ
Цель сопровождения: Сохранение и укрепление психофизического и эмоционального состояния ребенка с помощью мультисенсорной среды, организованное воздействие на формирование сенсорных способностей у малышей с целью всестороннего развития ребенка.
Задачи:
- Профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок. Снятие тревоги, психоэмоционального и мышечного напряжения, создание чувства безопасности, защищенности.
- Создание положительного эмоционального состояния.
- Формирование у детей систем сенсорных эталонов.
- Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, речи, оригинальности мышления.
- Формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласование движений собственного тела.
Для реализации цели и задач составлена программа сопровождения детей раннего возраста в сенсорной комнате в условиях ФГОС «Волшебный мир». Программа составлена с учетом возраста детей на основе современных коррекционно-развивающих программ:
- Модульной программы комплексного развития детей раннего возраста «Кроха» ГБУ «Катайский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Составители: Корюкова Л.В., Дурыгина Н.В, Колмакова Н.В., Дворникова С.Ю.
- Развивающие занятия для родителей и детей. Психолого-педагогическая программа "Дитятко". 1-2 года. Ларечина Е. В.
- Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате. А.И. Титарь
Работа проводится в сенсорной комнате.
Сенсорная комната представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир. Занятия в сенсорной комнате позволяют стимулировать зрительную, слуховую, тактильную модальность и использовать эту стимуляцию длительное время, поскольку в данных условиях используется массированный поток информации на каждый анализатор и восприятие становится более активным. Такая активная стимуляция всех анализаторных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к ускорению образования межанализаторных связей. Внимание ребенка привлекают различные вращающиеся, изменяющие цвет панели и приспособления для активного освоения новых ощущений, что стимулирует его познавательную деятельность и мотивацию. Продуманное применение различных стимулов повышает эффективность занятий, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка. Методика работы с использованием оборудования сенсорной комнаты основана на поэтапном включении, синхронизации и усилении всех сенсорных потоков путем различных видов стимулирующего воздействия.
Система работы предполагает:
I этап. Диагностический. Ранняя диагностика умственного развития ребенка (2-3года) Е.А. Стребелева.
II этап. Развивающий (проводят педагог-психолог и воспитатель).
- совместную деятельность с детьми
- индивидуальную работу с детьми
- самостоятельную деятельность самих детей.
III этап. Диагностический. Когитоша (Комплект психодиагностических методик. Белопольская Н.Л)
Сроки реализации рабочей Программы «Волшебный мир» — 1 год.
Программа детей раннего возраста «Волшебный мир» состоит из 32 игровых сеансов. Программа рассчитана на 1 и.с в неделю, 4 и.с в месяц. Игровые сеансы 10-12 мин. Охватывает детей группы кратковременного пребывания, гр «Муравьишки», «Гномики» (гр. разделены на 4 подгруппы по 6ч).
Структура занятия:
- Приветствие;
- Обеспечение сенсомоторной пластики – (психогимнастика, упражнения тренировки сознания методом замещающего онтогенеза, пальчиковая гимнастика с элементами мнемотехнического приема, тренировка дыхания);
- Развитие невербальных психических процессов (с использованием оборудования полифункциональной интерактивной среды);
- решение и поиск путей выхода из ситуации (игровые упражнения на основе двигательных методов);
- релаксационные упражнения и тренировка дыхания (релаксационная зона).
Работа по данной программе не требует строгого соблюдения алгоритма занятий: по собственному желанию и с учетом специфики работы в светлой и полутемной сенсорной комнате психолог может заменять упражнения, что позволит более творчески использовать интерактивное оборудование.
Планируемые результаты
- психофизически здоровый ребенок, успешно прошедший адаптацию к условиям детского сада
- усвоение сенсорных эталонов, что обеспечит освоение навыков учебной деятельности.
- снятие эмоциональной напряженности
- усиление конструктивности поведения, способности выразить словами и осознать основания собственных действий, мыслей, чувств
- развитие продуктивности и контактности во взаимоотношениях с людьми, в возможности осуществить саморегуляцию.
Психолого-педагогическое сопровождение неорганизованных детей раннего возраста (2мес-3года).
Цели:
- Развитие эмоциональных отношений между матерью и ребенком раннего возраста.
- Обогащение чувственного опыта детей раннего возраста, формирование предпосылок для дальнейшего умственного развития.
- Оказание помощи родителям в процессе воспитания и развития ребенка.
Задачи:
- Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста.
- Создание условий для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
- Формирование умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.).
- Развитие социальных и коммуникативных умений у детей преддошкольного возраста (путем взаимодействия детей и взрослых).
- Развитие познавательной активности детей раннего возраста (через знакомство с природными материалами).
- Развитие двигательной активности (крупных движений, мелкой моторики).
Система работы строится на основе запроса родителей, диагностики и потребностей ребенка.
I. Этап. Запрос родителей, заключение договора, согласия на обработку персональных данных, на проведение обследования и развивающей работы с ребенком.
II. Первичная консультация у педагога-психолога, изучение запроса родителей, медицинских данных, обследование ребенка специалистами ДОУ.
III. Составление Индивидуального маршрута ребенка (определяется специалист, цели, задачи, содержание работы, количество занятий) и его реализация.
IV. Рекомендации родителям, заключительная консультация.
Предполагаемые результаты.
К 24 месяца дети должны научиться:
- Различать три разных по величине предмета.
- По предлагаемому образцу и просьбе взрослого находить предмет того же цвета.
- С помощью взрослого устанавливать сходства и различия между предметами, имеющими одинаковые названия.
- Собирать пирамидку из 3-4 колец, 2 – 3 составную матрёшку.
- По подражанию и образцу конструировать из строительного материала. Воспроизводить по памяти несложные постройки (домик, башенку и т.д.)
- Воспроизводить игровые действия с сюжетными игрушками (укладывать и кормить куклу, мишку; катать на машинке игрушки и.т. д.).
- Пользоваться двух-трёхсловными предложениями при общении со взрослым, поддерживать простой диалог (вопрос – ответ).
- Понимать короткий рассказ о знакомых ему событиях.
Родители должны овладеть:
- Некоторыми приемами взаимодействия с ребенком раннего возраста.
- Умением замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка.
- Умением уважать желания и потребности малыша.
- Умением быть активным соучастником ребенка в его деятельности.
- Знаниями, касающимися игр, упражнений и других видов взаимодействия с детьми раннего возраста.
|