Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 44 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 45 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 47 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 48 Юшкова Ольга Игоревна. Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста.



Юшкова Ольга Игоревна. Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста.

Педагог-психолог Юшкова О.И.,

Воспитатель Доможакова Т.И.

г.Абакан, республика Хакасия

Сенсорное развитие ребенка раннего возраста – это формирование новых, не существующих у ребенка ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений, восприятий, представлений); это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе и т.д.

Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности. Еще Л.C. Выготский обратил внимание на то, что в основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. Он придавал решающее значение процессу восприятия для развития речи, считая, что ребенок может говорить и мыслить только воспринимая: «Развитие восприятия различной модальности создает ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь», а также психическое развитие и развитие интеллектуально-познавательной сферы.

Наша работа в детском саду в рамках психолог-педагогического сопровождения детей раннего возраста строится в 2х направлениях:

  1. психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста посещающих ДОУ (дети «группы риска» из ГКП «Утята», гр «Гномики» и «Муравьишки» (2-3года)).
  2. психолого-педагогическое сопровождение неорганизованных детей раннего возраста (2мес-3года).

Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста посещающих ДОУ

Цель сопровождения: Сохранение и укрепление психофизического и эмоционального состояния ребенка с помощью мультисенсорной среды, организованное воздействие на формирование сенсорных способностей у малышей с целью всестороннего развития ребенка.

 

Задачи:

  1. Профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок. Снятие тревоги, психоэмоционального и мышечного напряжения, создание чувства безопасности, защищенности.
  2. Создание положительного эмоционального состояния.
  3. Формирование у детей систем сенсорных эталонов.
  4. Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, речи, оригинальности мышления.
  5. Формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласование движений собственного тела.

Для реализации цели и задач составлена программа сопровождения детей раннего возраста в сенсорной комнате в условиях ФГОС «Волшебный мир». Программа составлена с учетом возраста детей на основе современных коррекционно-развивающих программ:

  • Модульной программы комплексного развития детей раннего возраста «Кроха» ГБУ «Катайский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Составители: Корюкова Л.В., Дурыгина Н.В, Колмакова Н.В., Дворникова С.Ю.
  • Развивающие занятия для родителей и детей. Психолого-педагогическая программа "Дитятко". 1-2 года. Ларечина Е. В.
  • Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате. А.И. Титарь

Работа проводится в сенсорной комнате.

Сенсорная комната представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир. Занятия в сенсорной комнате позволяют стимулировать зрительную, слуховую, тактильную модальность и использовать эту стимуляцию длительное время, поскольку в данных условиях используется массированный поток информации на каждый анализатор и восприятие становится более активным. Такая активная стимуляция всех анализаторных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к ускорению образования межанализаторных связей. Внимание ребенка привлекают различные вращающиеся, изменяющие цвет панели и приспособления для активного освоения новых ощущений, что стимулирует его познавательную деятельность и мотивацию. Продуманное применение различных стимулов повышает эффективность занятий, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка. Методика работы с использованием оборудования сенсорной комнаты основана на поэтапном включении, синхронизации и усилении всех сенсорных потоков путем различных видов стимулирующего воздействия.

Система работы предполагает:

I этап. Диагностический. Ранняя диагностика умственного развития ребенка (2-3года) Е.А. Стребелева.

II этап. Развивающий (проводят педагог-психолог и воспитатель).

  • совместную деятельность с детьми
  • индивидуальную работу с детьми
  • самостоятельную деятельность самих детей.

III этап. Диагностический. Когитоша (Комплект психодиагностических методик. Белопольская Н.Л)

Сроки реализации рабочей Программы «Волшебный мир» — 1 год.

Программа детей раннего возраста «Волшебный мир» состоит из 32 игровых сеансов. Программа рассчитана на 1 и.с в неделю, 4 и.с в месяц. Игровые сеансы 10-12 мин. Охватывает детей группы кратковременного пребывания, гр «Муравьишки», «Гномики» (гр. разделены на 4 подгруппы по 6ч).

Структура занятия:

  • Приветствие;
  • Обеспечение сенсомоторной пластики – (психогимнастика, упражнения тренировки сознания методом замещающего онтогенеза, пальчиковая гимнастика с элементами мнемотехнического приема, тренировка дыхания);
  • Развитие невербальных психических процессов (с использованием оборудования полифункциональной интерактивной среды);
  • решение и поиск путей выхода из ситуации (игровые упражнения на основе двигательных методов);
  • релаксационные упражнения и тренировка дыхания (релаксационная зона).

Работа по данной программе не требует строгого соблюдения алгоритма занятий: по собственному желанию и с учетом специфики работы в светлой и полутемной сенсорной комнате психолог может заменять упражнения, что позволит более творчески использовать интерактивное оборудование.

Планируемые результаты

  • психофизически здоровый ребенок, успешно прошедший адаптацию к условиям детского сада
  • усвоение сенсорных эталонов, что обеспечит освоение навыков учебной деятельности.
  • снятие эмоциональной напряженности
  • усиление конструктивности поведения, способности выразить словами и осознать основания собственных действий, мыслей, чувств
  • развитие продуктивности и контактности во взаимоотношениях с людьми, в возможности осуществить саморегуляцию.

Психолого-педагогическое сопровождение неорганизованных детей раннего возраста (2мес-3года).

Цели:

  • Развитие эмоциональных отношений между матерью и ребенком раннего возраста.
  • Обогащение чувственного опыта детей раннего возраста, формирование предпосылок для дальнейшего умственного развития.
  • Оказание помощи родителям в процессе воспитания и развития ребенка.

Задачи:

  • Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста.
  • Создание условий для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
  • Формирование умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.).
  • Развитие социальных и коммуникативных умений у детей преддошкольного возраста (путем взаимодействия детей и взрослых).
  • Развитие познавательной активности детей раннего возраста (через знакомство с природными материалами).
  • Развитие двигательной активности (крупных движений, мелкой моторики).

Система работы строится на основе запроса родителей, диагностики и потребностей ребенка.

I. Этап. Запрос родителей, заключение договора, согласия на обработку персональных данных, на проведение обследования и развивающей работы с ребенком.

II. Первичная консультация у педагога-психолога, изучение запроса родителей, медицинских данных, обследование ребенка специалистами ДОУ.

III. Составление Индивидуального маршрута ребенка (определяется специалист, цели, задачи, содержание работы, количество занятий) и его реализация.

IV. Рекомендации родителям, заключительная консультация.

Предполагаемые результаты.

К 24 месяца дети должны научиться:

  1. Различать три разных по величине предмета.
  2. По предлагаемому образцу и просьбе взрослого находить предмет того же цвета.
  3. С помощью взрослого устанавливать сходства и различия между предметами, имеющими одинаковые названия.
  4. Собирать пирамидку из 3-4 колец, 2 – 3 составную матрёшку.
  5. По подражанию и образцу конструировать из строительного материала. Воспроизводить по памяти несложные постройки (домик, башенку и т.д.)
  6. Воспроизводить игровые действия с сюжетными игрушками (укладывать и кормить куклу, мишку; катать на машинке игрушки и.т. д.).
  7. Пользоваться двух-трёхсловными предложениями при общении со взрослым, поддерживать простой диалог (вопрос – ответ).
  8. Понимать короткий рассказ о знакомых ему событиях.

Родители должны овладеть:

  1. Некоторыми приемами взаимодействия с ребенком раннего возраста.
  2. Умением замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка.
  3. Умением уважать желания и потребности малыша.
  4. Умением быть активным соучастником ребенка в его деятельности.
  5. Знаниями, касающимися игр, упражнений и других видов взаимодействия с детьми раннего возраста.
Просмотров: 353
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Шлемова Татьяна Анатольевна. Техкарта НОД «Формирование самосознания детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка, через накопление чувственного опыта»
  • Цах Маргарита Борисовна. Психолого-педагогический проект «Формирование представлений об окружающем мире у детей раннего возраста посредством сенсорного развития»
  • Иризбаева Ирина Александровна. Стимуляция речевого развития детей раннего возраста с использованием методов сенсорной интеграции
  • Чертилина Мария Александровна. Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития (из опыта работы)
  • Ходырева Нина Владимировна. Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста
  • Выжанова Людмила Николаевна. Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр и упражнений в условиях ФГОС ДО»
  • Ермошина Наталья Николаевна. Сенсорное развитие ребенка раннего возраста через движение, исследование и игру
  • Александра Викторовна Чеканова. Влияние предметно – развивающей среды на личностное развитие ребенка раннего возраста
  • Грудова Любовь Яковлевна. Развитие восприятия величины у детей раннего возраста на занятиях, в играх и в быту.
  • Бирюкова Лина Геннадьевна. Психолого-педагогическая характеристика развития детей раннего возраста
  • Литвинова Валентина Дмитриевна. Проект психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ, их родителей и педагогов «Знакомьтесь, это Я!»
  • Гуськова Екатерина Николаевна. Дидактическая игра на развитие сенсорных эталонов для детей раннего возраста «Найди цветочек для божьей коровки»
  • Преснецова Людмила Вячеславовна, Иванова Марина Витальевна. Работа по проекту тема: «Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством дидактических игр»
  • Половкова Алёна Александровна. Бизи-борд, как средство развития сенсорных эталонов у детей раннего возраста
  • Царева Ольга Владимировна. Опыт работы на тему: «Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности»
  • Смелова Ирина Александровна. Развитие личности ребенка раннего возраста в процессе ознакомления с потешками
  • Светлана Николаевна Простякова. Развитие сенсорных способностей посредством дидактических игр (детей раннего и младшего дошкольного возраста)
  • Ушакова Ирина Сергеевна. Статья из опыта работы «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»
  • Марина Светлана Николаевна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 'РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК у детей раннего возраста (1-3лет)'
  • Блинова Елена Олеговна, Новосельцева Наталья Александровна. Офлайн-консультация для родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
  • Ивонина Елена Викторовна. Сенсорное развитие детей раннего возраста через познавательно-исследовательскую деятельность
  • Исаева Евгения Витальевна. «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».
  • Дмитриева Екатерина Владимировна. Развитие двигательной активности через здоровьесберегающие технологии детей раннего возраста
  • Алла Ивановна Будякова. Роль эмоций в развитии речи детей раннего возраста в условиях Дома ребенка»
  • Одиночкина Елена Владимировна. Творческое развитие ребенка раннего возраста
  • Даутова Венера Хамбаловна. Игры для развития речи ребенка раннего возраста
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Гуськова Екатерина Николаевна. Дидактическое пособие для развития сенсорных способностей детей раннего возраста «Тактильные дорожки»
  • Татьяна Юшина. Социализация и развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности в адаптационных группах



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь