Дошкольный возраст – время развития и становления личности. Правильному поведению в обществе и взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками дошкольники должны научиться у самых близких им людей – родителей и воспитателей.
Агрессия – это осознанные действия, которыми причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животных.
Агрессии, как и всякой другой реакции, можно научиться через подражание. Дети дошкольного возраста, наблюдавшие, как взрослые выражают разные формы агрессии, впоследствии подражали действиям взрослых. Такому подражанию в первую очередь способствуют средства массовой информации, транслирующие очень много фильмов и мультфильмов агрессивной тематики. После просмотра таких фильмов дети плохо засыпают, спят тревожно, днем раздражительны и агрессивны.
Существует огромное число исследований, которые убедительно показывают зависимость между негативными взаимоотношениями в системе «родители – ребенок» в семье и агрессией.
Уже не вызывает сомнения тот факт, что между строгостью наказания и уровнем агрессивности детей существует прямая зависимость. Родители, которые часто и очень строго наказывают своих детей, сталкиваются с тем, что агрессивность их детей очень высокая.
Агрессивное поведение возникает не сразу. Сначала ребенок может сердиться на неодушевленные предметы: на ложку, которую не может взять в руки, на штаны, которые никак не может надеть и т.д.
Гнев распространяется на взрослых, которые находятся рядом с ребенком: на маму, папу, бабушку, дедушку и т. д. Маленькие дети, которые не умеют разговаривать, чаще всего проявляют физическую агрессию: они дерутся, кусаются, толкают детей и взрослых, разбрасывают игрушки и вещи и т. д. Иногда ребенок старается совершить все негативные действия тайком, исподтишка.
В семье, где между родителями происходят ссоры, дети, как правило, более вспыльчивы и раздражительны. Если во взаимоотношениях между мамой и ребенком нет крепкой привязанности, то в дальнейшем ребенок может быть подвержен эмоциональным вспышкам. Если родители часто проявляют нерешительность и непоследовательность в воспитании, то ребенок начинает манипулировать взрослыми для достижения своих целей.
Если родители подавляют агрессию ребенка с позиции силы, то ребенок усваивает эти формы поведения и применяет их в дальнейшем в общении с детьми.
Чтобы вспышки агрессии происходили как можно реже важно установить с ребенком доверительные отношения. Можно использовать такие приемы воздействия на ребенка, как: отвлечение внимания игрушкой или каким-либо занятием, мягкое физическое манипулирование (увести ребенка с места конфликта), удаление из поля зрения малыша объекта конфликта. И, самое главное, нужно любить ребенка. Ведь плохих детей не бывает.
Казакова Екатерина Анатольевна, воспитатель МАДОУ детский сад №34 «Теремок», Саратовская обл., г.Балаково.
|