Сегодня всё более явственно обнаруживается возрождение национального духа, национальной культуры и традиций, духовных ценностей и самосознания народа. Формированию национальной идентичности, возникновению стабильной картины мира и нахождению каждым ребёнком своего места в нём как нельзя лучше способствует своевременное приобщение детей к народной культуре. Своевременное приобщение детей к народной культуре исключит опасность ассимиляции, когда человек как бы поглощается другой культурой, постепенно усваивает её ценности, обычаи, язык, традиции и становится культурно неотличим от большинства [2].
В законодательных и нормативно-правовых документах, принятых в последние годы Правительством Российской Федерации (Национальная доктрина образования РФ, Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года, Концепция государственной этнонациональной образовательной политики Российской Федерации, и др.) подчеркивается, что современные принципы и приоритеты учитывают национальные интересы всех её народов, способствуют развитию их самобытности и равноправного сотрудничества на основе использования исторического потенциала каждого народа в интересах и во благо всей многонациональной России. [1, 3]
Оренбургская область представляет собой уникальное явление, так как является единой средой обитания более 20 национальностей и этнических групп (в процентах национальный состав населения таков: русские — 80, 5 %, украинцы — 4,1 %, татары — 4 %, казахи — 3,7 %, немцы — 1,6 %, башкиры — 1,6 %, мордва — 1,0 %, белорусы — 0,5 %, чуваши — 0,5 %, другие национальности — 2,5 %), объединенных в единую социальную общность близостью культур, историческим прошлым, взаимовлиянием в ходе совместного этнокультурного развития [4].
Между тем, на практике ознакомление дошкольников с культурой родного региона не имеет целостной системы педагогических действий. Педагоги вынуждены сами подбирать материалы и соответствующую тематику занятий. Работа по ознакомлению с культурой Оренбургской области носит не целостный характер, а представляет собой эпизодические включения в воспитательно-образовательный процесс. В конечном итоге, это приводит к тому, что у большинства детей не складываются в достаточной мере соответствующие представления о многообразии традиций своего региона. Между тем, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, учет этнокультурной ситуации развития детей является одним из ведущих принципов дошкольного образования [5, п.1. 4].
Таким образом, перед нами встала проблема разработки системы работы по ознакомлению дошкольников с культурой родного края через продуктивную деятельность. В качестве теоретической базы нашей работы выступили следующие положения:
- Приобщение личности к культуре в дошкольном возрасте идет через присвоение общественно-исторического опыта, воплощенного в материальных и духовных ценностях, и осваивается в активной, созидательной деятельности (Л. С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).
- Смысл дошкольного детства – раскрытие человеческого в человеке через овладение ребенком всеобщими формами творческой деятельности людей. На основе этих всеобщих форм вырастают специфически детские виды деятельности (А. В. Запорожец).
- Диалог культур предполагает воспитание детей в духе доброжелательности, толерантности, открытости к сотрудничеству, способности к сопереживанию. В связи с этим возникает необходимость в передаче детям универсального наследия, основу которого составляет передача культурного достояния (В. С. Библер).
Основополагающими принципами нашей работы стали:
- Принцип личностно-ориентированного общения – в процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми
- Принцип тематического планирования материала
- Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстраций, картин, предметов быта и народно-прикладного искусства, мультимедийных презентаций
- Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе
- Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, учет этого принципа способствует появлению у детей желания выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
Ведущая педагогическая идея нашей работы:
- Чем теснее познавательный процесс связан с эстетическими переживаниями, тем глубже его восприятие и полноценнее результаты
- Успех работы по реализации регионального компонента на занятиях продуктивной деятельностью во многом определяется тем, в какой мере учитываются индивидуальные особенности, потребности и интересы воспитуемого, уровень его общего развития. Необходимо обеспечить опору на личный жизненный опыт детей
- Продуктивные виды деятельности, отвечая интересам и потребностям детей дошкольного возраста, одновременно обладают широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей. В процессе целенаправленного обучения у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщенные представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности.
- Замысел продуктивной деятельности воплощается с помощью разных изобразительных средств. Ребенок, осваивая эту деятельность, учится выделять в реальном предмете стороны, которые могут быть отражены в том или ином ее виде. Таким образом, признаки и качества изображаемых предметов выступают опорными точками ребенка в познании действительности.
Технология работы включает в себя:
- работу с педагогами через работу творческой мастерской, мастер-классы, интегрированные занятия, консультации
- привлечение родителей к реализации содержания различных тематических блоков: помощь в организации тематических выставок, совместные занятия
- регулярную, многоплановую работу с детьми по организации продуктивной деятельности с учетом регионального компонента, использование в работе ИКТ
- сотрудничество с различными социальными институтами: Орский краеведческий музей, этнографическая изба, музей оренбургского пухового платка, городской выставочный зал
- организацию эффективно продуманной развивающей предметно-пространственной среды, включающей, как элементы, побуждающие к самостоятельной творческой деятельности, так и средства, позволяющие эти стремления удовлетворить.
Отслеживание результатов за 3 года показало положительную динамику:
У воспитанников:
- Более ярко начали проявляться интересы и способности в художественной деятельности: способность «вхождения» в изображаемые условные ситуации; увлеченность, захваченность деятельностью; видоизменение мотивов деятельности, доставляющей детям удовольствие своими результатами; возникновение потребностей, интересов к творчеству
- Обогатились способы творческих действий: преобразование уже знакомого материала, создание комбинаций из усвоенных, старых элементов; применение известного в новых ситуациях; нахождение своих оригинальных приемов решения творческих заданий; быстрота реакции, находчивость в действиях
- Повысилось качество детской продукции: нахождение адекватных изобразительно-выразительных средств для воплощения образа; индивидуальный «почерк» детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения; соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям.
У педагогов: повысилась компетенция в вопросе реализации регионального компонента в рамках продуктивной деятельности, обогатились навыки ручного труда, освоили различные техники детского творчества, расширили взаимодействие с социальными институтами.
У родителей: проявляют инициативу при создании развивающей предметно-пространственной среды в группах; повысился интерес к конкурсному движению; проявляют активность в вопросах творческого развития детей.
В целом, мы можем констатировать, что положительные результаты реализации регионального компонента в процессе продуктивной творческой деятельности возможны:
- при обеспечении целостности, единства образовательно-развивающего пространства в содержательном и организационном планах
- при обновлении форм и содержания образовательно-развивающей работы с дошкольниками
- при творческом характере деятельности педагогов
- при овладении воспитателями активными методами обучения
- при наличии у педагогов теоретической подготовки в вопросах организации работы по реализации регионального компонента, а также использования различных техник детского творчества при работе с дошкольниками
- работа по данному направлению проводится педагогами систематически.
Литература
- Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации (одобрена приказом Министерства образования и науки РФ от 3 августа 2006 г. № 201).
- Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Новицкая М.Ю. Управление ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования. – М., 2005. – 153 стр.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 04. 10. 2000 № 751.
- Портал Правительства Оренбургской области www. orenburg-gov. ru/
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
|