Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста.
Приоритетной задачей работы дошкольного учреждения является физическое развитие ребенка, сохранение его здоровья.
Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая семья нуждается в квалифицированной педагогической помощи.
Есть ряд принципов, которые позволяют более последовательно реализовывать содержание и методику совместной с семьей работы:
единство целей и задач воспитания здорового ребенка в ДОУ и семье (оно достигается посредством координации усилий педагогов и родителей в данном направлении, ознакомление родителей с основным содержанием, методами и приемами оздоровительной работы в ДОУ и изучение педагогами успешного опыта семейного воспитания);
индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье;
систематичность и последовательность работы в течение всего периода пребывания ребенка в ДОУ;
взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей, базирующиеся на укреплении авторитета педагогов в семье, а родителей – в детском саду, формирование отношения к родителям, как к равноправным партнерам в образовательно-воспитательном процессе.
Соблюдение данных принципов позволяет приобщить родителей к активной работе по физическому воспитанию детей, пополнить их знания об особенностях использования профилактических и коррекционных физических упражнений, подвижных и спортивных игр, а так же помогает в создании условий для развития двигательных навыков ребенка дома.
Для достижения положительного результата, используются такие традиционныеформы работы с семьёй,
- Беседы — индивидуальные и групповые;
- Открытые физкультурные занятия для родителей;
- Дни открытых дверей в спортивном зале;
- Физкультурные праздники и развлечения
- Консультации;
- Разработка и оформление стендовой информации;
- Родительские собрания;
- Анкетирование.
Беседы — индивидуальные и групповые — в основном носят индивидуальный характер. Беседы лаконичны, значимы для родителей, побуждают собеседника к высказыванию. Обсуждаются характерные особенности ребёнка, возможные формы организации совместной деятельности дома, на улице, а так же рекомендуется литература по развитию движения у детей.
Открытые физкультурные занятия для родителей – дают возможность наглядно продемонстрировать состояние физического развития детей и их физическую подготовленность. Родители знакомятся с большим перечнем доступных упражнений и подвижных игр, способствующих развитию у детей двигательных навыков. Осваивают методы обучения упражнениям, чтобы в результате повторений закрепить приобретенные навыки.
Дни открытых дверей в спортивном зале — помогают детям совместно с родителями удовлетворить потребность в двигательной активности по своему выбору, отдавая предпочтения своим любимым упражнениям, а родителям узнать предпочтения своего ребёнка в выборе вида движения и уровне его освоения, а так же получить положительные эмоции при совместной двигательной активности.
Физкультурные праздники и развлечения – способствуют приобщению детей и родителей к физической культуре и спорту, совершенствованию движений, воспитывают у детей дисциплинированность, ответственность, дружбу. А также совместная двигательная деятельность способствует созданию положительных эмоций, бодрого настроения, что является важным условием активного отдыха.
5. Консультации. Целью консультаций является усвоение родителями определённых знаний, умений, помощь им в разрешении проблемных вопросов.
6. Разработка и оформление стендовой информации – позволяет познакомить родителей с задачами физического воспитания, с вопросами, касающимися здорового образа жизни, правильного питания, организации режима, закаливания, подбора физкультурного инвентаря и др.
7. Родительские собрания – позволяют наладить более близкий контакт с семьёй воспитанников, обсудить интересующие вопросы, обменяться мнениями в том или ином направлении работы дошкольного учреждения, наметить дальнейшие планы.
8. Анкетирование– необходимо для выявления значимости отдельных факторов, предусматривающие получение разнообразных данных, сведений и характеристик. Они позволяют изучить культуру здоровья семьи, выявить индивидуальные особенности детей для построения дальнейшей работы с ними и внедрения эффективных программ физкультурно-оздоровительной направленности в семью.
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ
дыхательная гимнастика;
- самомассаж
- закаливание
- совместные занятия с родителями
- фитболл – гимнастика
-корригирующая гимнастика.
Дыхательная гимнастика. Задачи такой гимнастики состоят в следующем:
- учить детей прислушиваться к своему дыханию
- учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения
-учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и дыхательных путей.
Самомассаж. Задачи:
- создать устойчивую мотивацию и потребности в сохранении здоровья
- разъяснить, что человек в силах уберечь себя от болезней
- сформировать привычку к здоровому образу жизни
- осознавать свои телесные ощущения и переживаемые чувства
- снять эмоциональное и мышечное напряжение
- оптимизировать мышечный тонус
-привить навыки элементарного самомассажа рук, ног, головы, лица
Закаливание. Основные задачи:
- укрепление нервной системы
- развитие мышц и костей
- улучшение работы внутренних органов
- активизация обмена веществ
-повышение сопротивляемости организма к вредным влияниям окружающей среды.
Фитбол – гимнастика
Корригигуюшая гимнастика
Особую роль в физическом воспитании детей играют общеразвивающие и корригирующие упражнения. Они помогают избирательно воздействовать на организм ребенка и могут быть использованы для профилактики и исправления тех или иных отклонений в развитии моторики и деформаций опорно-двигательного аппарата.
Для повышения интереса детей к физической культуре необходимо тесное взаимодействие педагогов с семьями воспитанников. Какие же активные формы взаимодействия педагогов с семьей нужно использовать в Практике дошкольного образования
Семейные СМИ о физкультуре.
Устный журнал «Сто вопросов о физкультуре»
Составление альбомов о спортивных достижениях семьи
Изготовление атрибутов для ежедневных физкультурных занятий
Семейные спортивные олимпиады
Таким образом, можно сделать следующий вывод, что здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни, санитарной грамотности и гигиенической культуры родителей. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать хороших результатов, если она не решается совместно с семьей. И в заключении можно сказать, что семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.
КОНЕЦ!
|