- Овчинникова Т.В.
- Рафикова Т.Р.
Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №407» г.о. Самара
Коррекция речых нарушений дошкольников не может ограничиваться работой в рамах логопедического кабинета. Она продолжается всеми педагогами ДОУво время образовательной деятельности в течение всего рабочего дня. И, конечно, эффективность формирования правильной речи у детей зависит от участия родителей в коррекции речевых недостатков своего ребенка.
Для организации взаимодействия с семьей, для обеспечения полноценного развития ребенка мы поставили перед собой следующие задачи:
- определить влияние родителей на развитие ребенка и на этой основе скоординировать коррекционно-воспитательную работу логопеда и семьи;
- познакомить родителей с объемом знаний для успешной под-готовки детей к школе;
- формировать у родителей мотивацию к коррекционной работе с их детьми;
- привлечь родителей к активному участию в коррекционно-воспитательной работе по исправлению речевых нарушений;
- просвещать родителей в области педагогики и основ логопедии.
Мы прониклись мыслью о том, что семья закладывает основы личностных качеств ребенка, в семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества.
Накопленный опыт работы с родителями, в семьях которых воспитывается ребенок с тяжелыми нарушениями речи, свидетельствует о том, что в общении с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, необходима вариативность, которая зависит от культурного и образовательного уровня родителей, от типа взаимоотношений в семье, заинтересованности и понимания пробем своего ребенка. Надо искать новые пути приобщения родителей к сотрудничеству с педагогами и повышать родительскую мотивацию по отношению к детскому саду и непосредственно к коррекционной работе с ребенком.
При планировании работы с семьями воспитанников необходимо решить вопрос о доли индивидуальной и коллективной работы. У нас сложилось убеждение, что индивидуальные формы работы более эффективны и имеют адресное назначение, соблюдается конфедициальность и доверительные отношения между педагогом и родителями. Индивидуальная форма более трудоемка, затратна по времени, но для достижения цели ее использование оправдано. При этом нельзя отрицать и коллективные формы общения с родителями.
Традиционная форма — родительские собрания- относятся к коллективной форме работы. На них педагоги говорят о том, что на взрослых членах семьи лежит ответственность за создание мотивации ребёнка к занятиям, о проведение занятий с ребёнком в разных формах вне детского сада, принятии дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений (наблюдение и лечение у врачей-специалистов). На последующих собраниях обсуждаются вопросы подготовки детей к школьному обучению: развитие фонетико-фонематической системы языка, графомоторных навыков, обучению связной речи и расширению познавательных возможностей детей. Наряду с этим используем такие формы работы, как консультации и семинары. Логопеду важно построить общение с родителями так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества. Современный родитель не хочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Преподносимый материал должен быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и иметь практическую направленность. Открытые занятия очень показательны для родителей, овладев на консультациях и семинарах первоначальными знаниями по основам теории и практики логопедии, мамы и папы оцеивают возможности своего ребенка в ходе образовательной деятельности, учатся помогать ребенку дома при закреплении заданий, данных учителем-логопедом.
Традиционно индивидуальная работа с родителями начинается с анкетирования. Здесь очень важно подобрать точные и емкие вопросы, которые в действительности помогут нам в организации работы с детьми. Родители же, отвечая на вопросы анкеты, начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания своего ребёнка. Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях.
В индивидуальной работе используем видеотеку. С согласия родителей проводится видеозапись индивидуальных занятий. Родители обучаются правильно проводить артикуляционную гимнастику, знакомятся с терминологией, которую использует учитель-логопед в ходе образовательной деятельности, оценивают успешность своего ребенка. В даьнейшем видеозапись помогает отследить динамику развития речи ребенка. Просмотр видеозаписи дома, в спокойной обстановке, позволяет родителям более эффективно участвовать в коррекционной работе.
В совместной работе родителей и педагогов используем копилку игр и упражнений, которая создается конкретно для каждого ребенка в соответсвии с его дефицитами развития. Логопед определяет для игр и упражнений цели и задачи, лингвистический материал, а родители помогают подбирать картинки. Так рождаются новые дидактические пособия, которые могут быть использованы на логозанятиях в ДОУ и в домашней обстановке. Кроме этого, логопед оказывает помощь родителям в создании личной домашней игротеки, включающей в себя игры и упражнения, не требующей специальной подготовки, учитывающей большую загруженность современных родителей, но, позволяющие эффективно закреплять новые речевые навыки и поддерживать их использование в повседневной жизни. Уделяется внимание созданию домашней библиотеки. Даются рекомендации по подбору художественной литературы в соответсвии с возрастными и речевыми возможностями ребенка, объясняется, как работать с прочитанным текстом (какие вопросы задавать, значение каких слов необходимо разъяснять, пересказывать по иллюстрациям к прочитанному тексту). Кроме этого, предлагаем популярную литературу по коррекции и развитию речи ребенка, используются интернет ресурсы.
Проводим мастер-класс по обучению родителей совместным формам образовательной деятельности с детьми по артикуляционной гимнастике, развитию связной речи, формированию звукопроизношения и другое.
Тетрадь для закрепления умений, полученных на логозанятиях, служит для нас «телефоном доверия». Взрослый может написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребёнком.
Предлагаем план взаимодействия учителя-логопеда с семьями овоспитанников с ОНР, рассчитаной на учебный год.
Взаимодействие учителя-логопеда с семьями воспитанников
Месяц
|
Тема мероприятия
|
Форма проведения
|
Сентябрь
|
1. «Я и мой ребенок». Анализ отношений между взрослым и ребенком в семье, изучение адекватности позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту.
2. «Организация коррекционно-образовательного
процесса в условиях логопедического кабинета»
|
Анкетирование, беседа
Индивидуальная консультация
|
Октябрь
|
- Работа в индивидуальных тетрадях. Правила и требования. Ознакомление родителей с графиком индивидуальных занятий с учителем-логопедом
- «Игровые комплексы пальчиковой и артикуляционной гимнастики»
|
Памятка для родителей «Занимаясь с ребёнком, помните…»
Мастер-класс
|
Ноябрь
|
- «Развитие пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза у детей 5-7 лет с ОВЗ»
- «Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»
|
Мастер-класс
Видеотека
|
Декабрь
|
- «Итоги работы за I полугодие». Ознакомление с уровнем речевого развития детей и с ходом дальнейшей коррекционной работы.
- «Учим стихи». Презентация поэтапного разучивания стихотворений с использованием мнемотаблиц)
|
Открытое занятие
Индивидуальная консультация
|
Январь
|
- «Учим детей думать и говорить» Познакомить родителей с методами и приемами развития речемыслительной деятельности.
- «Что вы читаете детям?» рекомендации по подбору художественной литературы и проведению последующей беседы по прочитанному
|
Индивидуальная консультация
Домашняя библиотека
|
Февраль
|
- « Игровое взаимодействие с ребенком. Создание оптимальной развивающей среды дома»
- Создание игрушки-антистресса для снятия эмоционального напряжения
|
Копилка игр и упражнений
Мастер-класс
|
Март
|
- «Игровые комплексы пальчиковой и артикуляционной гимнастики»
- Недостатки речи сегодня – трудности обучения завтра
|
Мастер-класс
Памятка, тетрадь – «телефон доверия»
|
Апрель
|
- «Грамматические категории, которыми должны владеть дети к школе»
- Систематичность –залог положительного результата
|
Видеотека
Индивидуальная консультация
|
Май
|
- «Развитие графомоторных навыков у детей с ОВЗ»
- По вопросам родителей
|
Индивидуальная консультация
Индивидуальные консультации
|
|