Тарасова Елена Алексеевна. Современные подходы в коррекционной логопедической деятельности с детьми дошкольного возраста с ОНР

Современные подходы в коррекционной логопедической деятельности с детьми дошкольного возраста с ОНР

Проблема нарушения речи у ребёнка дошкольного возраста оказывает влияние на формирование всей его познавательной деятельности и уровень общего развития. В дошкольный период происходит общее развитие ребёнка, наряду с этим, важнейшей предпосылкой развития речевой деятельности становится достаточная сформированность когнитивных функций, определенный уровень развития познавательной деятельности [4, с.684].

Поэтому, методологической основой изучения речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) являются современные представления о формировании их связной речи. Вместе с тем, нарушения познавательной деятельности отрицательно влияют на процесс развития речи в целом.

Недостаточная сформированность всех речевых компонентов у детей с ОНР впоследствии ведёт к трудностям усвоения ребёнком школьной программы. От того, насколько своевременно будет сформирована правильная речь у дошкольника, может зависеть его дальнейшее познавательное развитие и вербальная коммуникация [4, с.684].

 

На сегодняшний день существует целый ряд современных методов и технологий в коррекционной логопедической работе, которые направлены на преодоление речевых нарушений, выражающихся в нарушенном звукопроизношении, слоговой структуры слова, нарушенных лексико-грамматических связях, в бедном словарном запасе.

Одной из таких технологий является биоэнергопластика, которая нацелена на коррекцию звукопроизношения, мелкой моторики пальцев, расширение активного и пассивного словаря у дошкольников с ОНР. Биоэнергопластика представляет собой соединение движений артикуляционного аппарата и движения кистей рук. Данная технология позволяет почувствовать контрастность положения языка, челюстей, губ, направленность выдоха. Осязательные ощущения обусловливают чёткую работу артикуляционных органов, что является важным условием на первых этапах постановки звуков [3, с.94].

Логоритмика представляет собой игровой метод коррекционной работы, сочетает в себе коррекцию нарушений речи с формированием сенсорных и двигательных возможностей детей. Логоритмические упражнения включают в себя игры под музыку на развитие дыхания, артикуляции, мелкой моторики. В процессе применения логопедической ритмики у детей с ОНР наблюдаются значительные изменения в звукопроизношении, словообразовании, в обогащении активного словаря [2, с.124].

Наглядное моделирование представлено символами, схемами и картинками, основывается на образовании ассоциативных связей, замене абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное или кинестетическое представление. Использование данной технологии успешно зарекомендовало себя в коррекционной логопедической деятельности. Наглядное моделирование способствует становлению и развитию речевых функций у ребёнка с ОНР, обогащает словарный запас, развивает фразовую, а затем и связную речь. При этом дошкольники учатся работать с наглядными моделями, выделять существенные признаки понятий, устанавливать отношения подчиненности в элементарных понятийных структурах, сравнивать понятия разной степени обобщенности [5, с. 5].

Также следует сказать и о имаготерапии – театрализации, включающей в себя: куклотерапию и сказкотерапию. Вследствие сниженной речевой функции и несформированных коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР данная технология способствует развитию связной речи детей данной категории, развивает коммуникативные навыки, монологическую и диалогическую речь [1, с. 473].

Резюмируя всё выше сказанное следует констатировать, что рассмотренные нами современные подходы в коррекционной логопедической деятельности с детьми дошкольного возраста с ОНР имеют высокую эффективность и значимость в развитии речевых навыков.

Список литературы

  1. Глухова, А. Е. Имаготерапия в системе коррекционной помощи детям с речевыми нарушениями / А. Е. Глухова // Молодой ученый. — 2014. — № 17 (76). — С. 467-473. — URL: https: //moluch. ru/archive/76/12892/ (дата обращения: 20. 04. 2020).
  2. Русакова, Е. А. Важность логоритмики для детей дошкольного возраста / Е. А. Русакова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Международной научной конференции (г. Краснодар, февраль 2016). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 121-124. — URL: https: //moluch. ru/conf/ped/archive/187/9668/ (дата обращения: 20. 04. 2020).
  3. Свиридова, Н. И. Использование биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста / Н. И. Свиридова // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 92-94. — URL: https: //moluch. ru/conf/ped/archive/186/9398/ (дата обращения: 20. 04. 2020).
  4. Сергеева, О. А., Шульга А. В. Анализ современного состояния проблемы общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — № 6. — С. 682-684. — URL https: //moluch. ru/archive/86/16396/ (дата обращения: 20. 04. 2020).
  5. Фатеева, Г. И. Характеристика наглядного моделирования как метода развития речи у детей с общим нарушением речи // Актуальные задачи педагогики. материалы IX Междунар. науч. конф. июнь 2018 г. — М., 2018. — С. 3 -5.
Просмотров: 378
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Бакирова Ильмира Исмагиловна. Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
  • Морозова Татьяна Алексеевна. Проект 'Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня'
  • Никонорова Наталья Валерьевна. Особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Киреева Елена Геннадьевна, Дудина Елена Михайловна. ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Юлия Хрупова. Профилактика речевых нарушений через развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
  • Курманова Злата Вячеславовна. Развитие мелкой моторики как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста
  • Лисенкова Светлана Александровна. ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
  • Паршукова Ольга Владимировна. Моделирование как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста
  • Самбор Елена Владимировна. Роль сказки в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Кашапова Елена Михайловна. «Метод моделирования сказок, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
  • Безрукова Ольга Федоровна. «Методические разработки по развитию связной речи на этапе автоматизации поставленных звуков у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития».
  • Беленогова Светлана Алексеевна. «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста посредством описательного рассказа»
  • Хохлова Елена Юрьевна. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Осеннее путешествие»
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Опришко Светлана Николаевна. Использование логоритмики в логопедической работе по преодолению у детей общего недоразвития речи
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Савченкова Анна Михайловна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРУГОВ ЭЙЛЕРА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ.
  • Балина Наталья Евгеньевна. Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи.
  • Костикова Надежда Владиславовна. Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Семочкина Наталья Александровна, Соавтор Полякова Наталья Михайловна. Комплексный подход к стимуляции деятельности речевых центров у детей с тяжелыми нарушениями речи в старшей логопедической группе.
  • Минакова Елена Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей логопедической группы 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (заикание и общее недоразвитие речи) Тема: «Что у Осени в лукошке?»
  • Вакуленко Екатерина Александровна. РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II УРОВНЯ
  • О.Б. Спицина Е.А. Шуклина А.С. Бузинова. Консультация для родителей старшего дошкольного возраста на тему «Влияние мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста на развитие речи и мыслительных операций»
  • Ирина Юрьевна Зайцева. Методические рекомендации по проекту «МАЛЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР»
  • Алена Ильинична Зюзина. Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Надежда Шагина. Современные дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста
  • Матвеева Дарья Алексеевна. Коммуникативная компетентность воспитателя как условие развития речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста.
  • Студеникина Яна Николаевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями.
  • Светлана Салова. Интонационная выразительность речи как средство развития интегративного качества 'Эмоционально-отзывчивый' у детей дошкольниго возраста с общим недоразвитием речи
  • Панова Елена Николаевна Удалова Ольга Алексеевна. Активизация речевой деятельности детей дошкольного возраста с РАС на начальных этапах логопедической работы через организацию игрового взаимодействия.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь