Интенсивный темп физического развития, характерный для первых двух лет жизни, несколько замедляется на третьем году. Продолжающееся совершенствование нервной системы ребенка ведет к увеличению его бодрствования. Бодрствование детей становится сложнее и разнообразнее: появляется изобразительная и конструктивная деятельность, большое место начинает занимать сюжетная игра. В процессе всех видов деятельности, и особенно игровой, происходит дальнейшее развитие восприятия, памяти, мышления, речи. Внимание ребенка становится более сосредоточенным и устойчивым.
В режим дня ребенка вводится ежедневная утренняя гигиеническая гимнастика. Главное ее назначение состоит в том, чтобы устранить заторможенность, в которой находится ребенок после ночного сна, взбодрить его, создать у него состояние готовности к активной деятельности. Воздушная ванна в сочетании с упражнениями, составляющими комплекс утренней гигиенической гимнастики, ' улучшает деятельность внутренних органов — дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения, повышает тонус нервной системы и уровень общего обмена веществ в организме. Систематические ежедневные занятия утренней гигиенической гимнастикой, так называемой зарядкой, способствуют правильному физическому и умственному развитию ребенка, повышают защитные свойства его организма.
Для детей 2-4 лет зарядка проводится в течение 4-6 минут и состоит из 5-6 упражнений. Общий принцип построения зарядки таков: Начинается она ходьбой (разминка), затем следуют дыхательные и общеразвивающие упражнения нарастающей интенсивности, и заканчивается вновь спокойной ходьбой, постепенно снимающей излишнее мышечное и нервное напряжение.
Учитывая психологические особенности детей этого возраста, зарядку следует проводить в виде подвижной сюжетной игры, включающей 3-4 физических упражнения имитационного характера.
Одновременно с ребенком упражнения утренней гимнастики выполняет взрослый- ребенок слушает объяснения взрослого и подражает ему при выполнении упражнений. Каждый комплекс начинается с ходьбы, продолжающейся 1-1, 5 минуты. При этом обращается внимание на правильную осанку: корпус и голову держать прямо, плечи слегка развернутыми, ногами не шаркать, свободно взмахивать руками в ритме шага.
Ребенок дышит через нос. После вводной ходьбы ребенок и взрослый встают друг против друга и выполняют упражнения. Упражнение должно способствовать укреплению мышц спины и живота, развитию гибкости позвоночника.
В детских садах с дневным пребыванием воспитатель проводит утреннюю гимнастику одновременно со всей группой сразу после приема детей, до завтрака.
Очень хорошо, если физические упражнения проводятся с музыкальным сопровождением. Музыка создает бодрое, жизнерадостное настроение, улучшающее ответные реакции организма. Во многих дошкольных учреждениях для этого используются проигрыватели или магнитофоны. Их можно использовать и в семье.
Очень важно систематически, ежедневно проводить зарядку, только при этом условии у ребенка вырабатывается прочная привычка быстро вставать, делать зарядку, принимать водную процедуру. Полученный заряд бодрости помогает ему сразу включится в активную деятельность. Систематическая зарядка благотворно влияет на нервную систему: чрезмерно возбудимые дети становятся выдержаннее, дисциплинированнее, а дети излишне спокойные, даже инертные и вялые, становятся бодрее, активнее и смелее. Ежедневно проводимая утренняя гигиеническая гимнастика с последующей водной процедурой во время умывания является мощным средством предупреждения любых заболеваний.
Ежедневная зарядка не заменяет и не исключает систематических занятий физическими упражнениями, направленными на дальнейшее развитие и совершенствование основных движений.
|