С каждым годом растет число детей, имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания и требования. Речь — это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Без речевого окружения ребенок никогда не заговорит. Но и этого недостаточно для возникновения у него речи.
Я работаю на младшей группе. Возраст 3-4 года – благоприятный период для развития речи детей. В этот период значительно возрастает речевая активность детей, увеличивается запас активного словаря. Изучая литературу, я увидела, что многие выдающиеся педагоги и мыслители прошлого придавали большое значение дидактической игре, как средству развития речи детей дошкольного возраста. Дидактические игры являются не только игровым методом и формой обучения детей, но и самостоятельной игровой деятельностью, а так же средством всестороннего развития детей. Дидактические игры – это не просто заполнение свободного времени детей, а спланированный и целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления полученных ими знаний. Дети на практике самостоятельно применяют знания об окружающем в новых игровых условиях, что весьма благоприятно влияет на их умственное развитие и, конечно же, на речь. Вместе с родителями мы изготовили разнообразные игры, которые используем в разных видах деятельности.
Обязательным компонентом дидактической игры являются ее правила. Правила служат для того, чтобы организовать поведение ребенка и его действия. Правила делают игру напряженной и интересной, ставят запреты и предписания, которым должен следовать ребенок в процессе игры. Соблюдая правила, ребенок учится преодолевать отрицательные эмоции, прилагать усилия воли, получает радость от выполнения задания.
Большой интерес вызвала игра «Волшебное превращение». Она имеет множество вариантов. Я с помощью волшебной палочки предлагаю превратиться в лесных обитателей. Могу заранее подобрать музыку для каждого животного и дать детям некоторое время послушать её, чтобы животное соответствовало характеру музыки. После ответов подчёркиваю, что у каждого животного есть свои характерные особенности и их можно изобразить. Прошу детей уточнить, какие, например, у зайца уши, у лисы – глаза и т.д. Можно попросить имитировать характерные движения зайца, ежа, собаки, лисы, помогаю найти наиболее выразительные особенности каждого героя. Мы можем с помощью волшебной палочки превратиться все в одно животное, вспомнить о нём стихи, пальчиковые и дыхательные гимнастики, а также построить или нарисовать этого героя, его друзей и т.д. Как один из вариантов игры – превращение в предметы, транспорт, растения.
Еще одна игра, заинтересовавшая моих детей, это «Сказки-рассказки». Игра выполнена из фетра. Герои – животные. Они могут попадать в разные сказки, менять характеры. Например, три медведя не пошли в лес, а оказались в цветочной стране, где познакомились с цветами, закрепив и форму, и цвет, и размер цветов, и т.д. В сказках колобок может попросить лису приготовить ему компот из различных фруктов и ягод; а теремок построить медведь и пригласить к себе гостей.
Благодаря таким играм, развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память детей. Посредством дидактических игр можно обогащать и закреплять словарный запас детей.
|