Коновалова Вера Евгеньевна. Статья на тему: «Обучение детей старшего дошкольного возраста рассуждениям как основа связной речи».

Статья на тему: «Обучение детей старшего дошкольного возраста рассуждениям как основа связной речи».

Развитие связной речи — одна из главных задач речевого развития.

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

В связной речи отражаются логика мышления ребенка, словарный запас. Необходимо подчеркнуть важность развития у дошкольников умений логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное, эти умения и развиваются в таком типе высказывания, как рассуждение.

Я считаем, что наше время очень важно учить детей рассуждать.

 

Рассуждение — самый сложный тип монолога для детей дошкольного возраста. Полноценное рассуждение требует сформированности логического мышления, появление которого относится к концу дошкольного детства.

Рассуждение является наиболее сложным типом монологической речи и характеризуется использованием достаточно сложных языковых средств.

Меня эта тема заинтересовала, т.к дети поступают в школу с плохой речью, многие дети не достаточно хорошо умеют рассуждать, не у всех детей развита сообразительность, творческое начало, и составить рассуждение самостоятельно им очень трудно.

И хотелось бы научить всему этому детей. Целенаправленное руководство взрослых по формированию связной монологической речи через рассуждения как основу связной речи имеет большое значение для развития детей дошкольного возраста. Обучение рассказам-рассуждениям даёт возможность формировать знания, умения и навыки, которые, прежде всего, необходимы для успешного обучения в школе, чтобы ребенок грамматически правильно излагал определенное содержание рассказа, умел логически мыслить, умел доказывать решения задач, объяснять высказанное.

Обучение рассуждениям будет способствовать развитию связной речи дошкольников если:

  • воспитатель использует формы работы по обучению детей рассказов – рассуждений
  • если воспитатель знает особенности детских рассуждений
  • выстраивает сотрудничество в работе с родителями по развитию у детей рассуждений.

Рассуждение — это логическое изложение материала в форме доказательства. Рассуждение ведется с целью достижения выводов: научных, обобщенных или бытовых, основой рассуждения является логическое мышление, отражающее многообразные связи и отношения реального мира. По мнению Стародубовой Натальи Анатольевны.

Особенности детских рассуждений: доказательства их обычно кратки (приводится 1-2 аргумента). Дети высказывают мысль, ссылаясь на несущественные свойства предметов (явлений). Объем высказываний в среднем — 10-15 слов, 2 -3 предложения, реже 4 и более. Частота и характер высказываний зависит от ситуации общения, от организации детской деятельности.

Обучение рассуждению целесообразно начинать с развития у детей умений выделить и обобщать признаки, действия, устанавливать между ними логические связи, решать проблемные ситуации в разных видах деятельности. Базой для рассуждения являются накопленные знания, содержание и уровень которых влияют на глубину рассуждения, т.е. познавательная деятельность должна достичь определенного уровня.

Для этого Валентина Ивановна Яшина и Наталья Владимировна Семенова рекомендуют использовать: разнообразные наблюдения за живой и неживой природой (вопросы типа: «Почему осенью листья меняют цвет и раскрашиваются разными красками?»; «Куда улетают птицы, которых называют перелетными?» и др.; различные опыты с водой, снегом, льдом, деревом, металлом; в процессе их проведения дети высказывают свои предложения и объясняют, почему они так думают; речевые игры и упражнения: «небылицы в картинках». Дети должны объяснить, что и почему не так, как должно быть на самом деле). Проблемно-речевые ситуации. Например, ситуация «Как спасти зайку?».

Одним из главных условий для формирования умения рассуждать является организация содержательного общения воспитателя с детьми и детей друг с другом. В процессе общения создаются ситуации, требующие разрешения определенных проблем, побуждающие детей пользоваться объяснительно-доказательной речью. Обследование предметов, их качеств, свойств (что тонет в воде и почему? из какой ткани шьют летнюю, зимнюю одежду и почему?);

конструктивно-строительные задания (собрать конструкцию и объяснить, как собирал, что получилось; объяснить, какие детали отобрал и почему);

классификацию иллюстраций и картинок в книжном уголке, объединение картинок в одну группу. Ещё можно использовать след. методы:

- создание ситуации. Например, в групповой комнате «неожиданно» появляется гость — попугай. Чтобы педагог разрешил его оставить, необходимо привести как можно больше аргументов.

  • объяснение пословиц и поговорок, отгадывание загадок

- решение речевых логических задач.

Данная тема показывает эффективность развития речевых способностей старших дошкольников средствами обучения рассуждениям. Разнообразие приемов и методов, используемых при обучении дошкольников рассуждениям, позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал, как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов других видах деятельности. Обучение рассказам-рассуждениям даёт возможность формировать знания, умения и навыки, которые, прежде всего, необходимы для успешного обучения в школе, чтобы ребенок грамматически правильно излагал определенное содержание рассказа, умел логически мыслить, доказывать решения задач, объяснять высказанное.

Просмотров: 428
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Прохорова Ольга Геннадьевна. Статья «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе составления рассказов по серии сюжетных картинок»
  • Деш Оксана Владимировна. Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста
  • Вдовиченко Екатерина. «Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста при рассматривании игрушек и предметов»
  • Ирина Юрьевна Зайцева. Методические рекомендации по проекту «МАЛЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР»
  • Беленогова Светлана Алексеевна. «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста посредством описательного рассказа»
  • Фрадкина Ирина Викторовна, Гетман Надежда Александровна. Проект «Речевой ручеёк» по развитию связной монологической речи детей в процессе обучения рассказыванию по картинам
  • Ситнова Ольга Евгеньевна. Роль театрализованной деятельности в развитии связной диалогической и монологической речи у детей дошкольного возраста
  • Мартынова Тамара Владимировна. Творческий проект «Создание мультипликационного фильма «Колобок» как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»
  • Паршукова Ольга Владимировна. Моделирование как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста
  • Постол Татьяна Викторовна. Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок Гербовой «Нашёл выход»
  • Кузнецова Наталья Анатольевна. Пальчиковый театр своими руками как средство развития связной речи детей дошкольного возраста.
  • Кашапова Елена Михайловна. «Метод моделирования сказок, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
  • Тимергазина Ирина Инфасовна. Интерактивная доска как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста.
  • Лелекова Татьяна Владимировна. Одной из главных задач коллектива дошкольного учреждения является укрепление физического здоровья, обеспечение психического и эмоционального благополучия дошкольников.
  • Морозова Татьяна Алексеевна. Проект 'Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня'
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Бакирова Ильмира Исмагиловна. Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
  • Хохлова Елена Юрьевна. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Осеннее путешествие»
  • Пылина Вера Васильевна. Конспект увлекательной квест-игры для развития связной речи детей подготовительной к школе группы «Волшебное путешествие с лэпбуком»
  • Безрукова Ольга Федоровна. «Методические разработки по развитию связной речи на этапе автоматизации поставленных звуков у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития».
  • Бояринцева А. В.. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ СКАЗКОТЕРАПИЮ
  • Калинина Юлия Николаевна. Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Шапошникова Наталья Владимировна. Воспитание звуковой культуры речи — одно из основных задач развития речи дошкольного возраста.
  • Липина Елена Владимировна. Методическая разработка «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через формы речевого развития»
  • Мазурчук Ляйсан Гаряйевна. Теория решения изобретательских задач, как средство развития умственных и творческих способностей детей дошкольного возраста
  • Зоя Егина. Обучение связной речи – важное условие подготовки ребенка к обучению в школе (творческий отчет по самообразованию)
  • Постол Татьяна Викторовна. Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Заяц и морковка»
  • Надежда Шагина. Современные дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста
  • Алена Ильинична Зюзина. Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Самбор Елена Владимировна. Роль сказки в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь